Программа педагогического поиска
статья по теме

Ефименко Татьяна Геннадьевна

 

Если ученик включен в проектно-исследовательскую работу по предмету «Математика», то этот ученик умеет самостоятельно организо­вывать познавательный процесс, переносить знания в новую учеб­ную ситуацию, овладевает способностью к социально значимой проектной деятельности, к творческому мышлению (способность человека образовывать новые, продуктивные идеи (или их сочета­ния), получать оригинальные и целенаправленные результаты в со­ответствующей предметной области).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pedagogicheskogo_poiska.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  МАТЕМАТИКЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Уже с рождения ребенок погружается в такой поток информации, что не успевает его отрефлексировать, пережить и усвоить, т.е. превратить в личностное знание. В результате возникает и накапливается технологическая и инновационная усталость, человек перестает творчески относиться к реальности, перестает вообще чего-либо хотеть, а просто плывет в информационных потоках, все больше теряя себя как личность.

Основная цель учителя – вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками (ЗУН) по предмету. Однако уровень сформированности ЗУН не решает проблемы потока информации, поступающего с экранов телевизоров, из газет, Интернет и т.д. Кроме того, технический прогресс заставляет даже тех, кто уже стал хорошим специалистом, постоянно идти в «ногу» со временем – проектировать, исследовать и анализировать возникающие ситуации, постоянно заниматься самообразованием. Поэтому сегодня необходимо сделать акцент на создании условий для развития у учащихся умений проектировать, проводить исследование, работать с новой информацией, т.е. развитии умения самообразования. «Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будет овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Выделять факты из окружающего мира – будь то реклама, политические новости или сведения по специальности, анализировать факты и сопоставлять их – это должен уметь каждый человек в XXI веке независимо от выбранной профессии. Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию» (Сергеева М.Г. Наука и образование в современном мире / М.Г. Сергеева // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сб-к. М., 2001. — С. 33).

В последние годы стала замечать, что у учащихся снизился уровень мотивации, интереса, познавательной активности к предмету. В каждом классе есть такие учащиеся, которым значим только балл, а не усвоенные знания. Передо мной встала проблема повышения мотивации, уровня ЗУН, смены позиции ученика с пассивной на активную. Одним из средств оказалось участие обучающихся в урочной и внеурочной проектной деятельности для повышения мотивации, ЗУН, познавательной активности и развития творческого мышления учащихся. Так родилась идея написания данного проекта.

Цель проекта.

Организация процесса образования и воспитания, в результате которого взращивается ученик, способный к проектно-исследовательской деятельности; ученик, способный образовывать новые продуктивные идеи, получать оригинальные целенаправленные результаты; ученик, умеющий самостоятельно организовать познавательный процесс.

Задачи проекта.

  1. Организовать деятельность по повышению мотивации учащихся к проектной работе.

2.   Координировать процесс по выбранным темам проектно-исследовательских работ.

3.   Отследить изменения, произошедшие в ученике в результате данной деятельности.

Срок работы над проектом-программой: 3 года. Работа была начата в 2007 году.

Гипотеза.

Если ученик включен в проектно-исследовательскую работу по предмету «Математика», то этот ученик умеет самостоятельно организовывать познавательный процесс, переносить знания в новую учебную ситуацию, овладевает способностью к социально значимой проектной деятельности, к творческому мышлению (способность человека образовывать новые, продуктивные идеи (или их сочетания), получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей предметной области).

Из этимологического анализа слова «исследование» следует, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В математике такой подход называется «решением обратной задачи» – по данным измерений в разных точках восстановить весь ход явления. При проведении проектно-исследовательской деятельности ученик учится:

  1. наблюдать,
  2. классифицировать материал,
  3. анализировать факты,
  4. синтезировать факты,
  5. устанавливать причинно-следственные связи,
  6. делать выводы.

Под проектированием понимается конструирование ситуации, проблемы, проведение эксперимента по какому-либо виду деятельности. «При проектировании решается прямая задача – по заданным начальным условиям промыслить конкретные результаты» (Леонтович А.В. Наука и образование в современном мире /А.В. Леонтович // К проблеме развития исследовательской деятельности учащихся: Методический сб-к. - М., 2001. - С. 33).

При проектной деятельности формируются и развиваются такие умения и навыки, как:

  1. определение целей,
  2. выработка гипотезы,
  3. выбор методов решения,
  4. постановка эксперимента, составление плана,
  5. рефлексия.

При выполнении проектно-исследовательской деятельности происходит формирование и развитие таких ценных умений и навыков, как умение:

  1. пользоваться печатными и техническими средствами информации (каталог, компьютер, теле-, видео-, аудиозаписи),
  2. составлять тезисы, конспекты, писать рефераты, аннотации,
  3. владеть устной монологической речью,
  4. вести диалог, участвовать в полилоге,
  5. читать схемы, графики,
  6. планировать текущую работу,
  7. выделять главное,
  8. переносить приобретенные знания в нестандартную ситуацию, на другой предмет.

Организация деятельности учителя по мотивации учащихся к предмету и проектно-исследовательской деятельности

В психологии проблема мотивации разрабатывалась многими исследователями.

Я считаю, что полезно постоянно стараться смотреть на процессы общения и обучения глазами конкретного школьника, пытаться понять и максимально учесть его интересы. Одним из путей решения вопроса мотивации школьников к учению выступает проектно-исследовательская деятельность, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира и себя в этом мире. Можно определить исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними научных, культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. (Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов //Народное образование. -1999. - № 10. - С. 158-161.) Учитель в данном случае выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации (переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность).

Многие исследовательские задачи для учащихся ставятся с учетом развития личности ученика посредством проектирования, исследования и решения социально значимых или актуальных для науки проблем. Социальная значимость работы проявляется в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, – субъективно интересна и значима для него. Педагог может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми занимается он сам, но не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы – совместно с учеником искать решение. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у учителя не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.

Проектная и проектно-исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:

  1. решение практических, общественно значимых задач;
  2. самореализация личности;
  3. гуманность по отношению к окружающему миру;
  4. сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;
  5. умение проектировать, прогнозировать выход их сложившейся ситуации;
  6. навыки общения в коллективе;
  7. знание проблем своего округа.

В течение 2007-2009 гг я использовала метод проектов, исследовательский метод на уроках математики в 9-11-м классах. Ребятам были предложены на выбор темы по пройденному материалу или опережающее задание. Им необходимо было предъявить и защитить проект в виде компьютерных презентаций. Выбор и написание проекта осуществляется только по желанию учащихся. Особый интерес вызывает применение новых технологий.

Работа над проектом-программой была спланирована на 2 учебных года. Она содержит следующие этапы:

1. Подготовительный.

Цель: ученик, мотивированный к проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. выбор темы – по желанию ученика и учителя, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
  2. выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
  3. определение цели исследования;
  4. определение путей решения и составление плана проведения работ.

Средства: литература, компьютерные программы, распределение заданий, составление графика выполнения работ.

Результат: групповая, индивидуальная работа.

Сроки: сентябрь – декабрь 2007 года.

2. Проектирование.

Цель: ученик, включившийся в проектную деятельность.

Задачи:

  1. выдвижение гипотезы,
  2. предполагаемый результат, прогнозирование,
  3. моделирование эксперимента.

Средства: компьютерные технологии, чертежи, установки, определение параметров.

Результат: готовый проект (индивидуальный или групповой).

            Сроки: январь 2007 – май 2009 г.

3.   Исследовательский.

Цель: ученик, умеющий проводить исследование, анализ, синтез.

Задачи:

  1. постановка опыта, эксперимента,
  2. наблюдения,
  3. анализ фактов,
  4. синтез фактов,
  5. подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Средства: опросники по отслеживанию результатов по изменению уровня мотивации, ЗУН, ОУУН.

Результат: составление таблиц, графиков, выводы.

Сроки: сентябрь – декабрь 2009 г.

4.   Завершающий.

Цель: ученик, умеющий предъявить результаты исследования.

Задачи:

  1. выступление перед классным коллективом, на школьной научно-практической конференции.

Средства: оформление работы, составление докладов.

Результат: презентация проекта.

Сроки: январь – март 2009 г.

Для отслеживания результатов изменений, происходящих в ученике, использовались критерии мотивации, познавательной активности школьника:

•  уровень мотивации по предмету (приложение 1, табл. 1);

•  уровень мотивации по другим предметам (приложение 1);

•  изменение ЗУН по физике;

•  изменение ЗУН по другим предметам;

•  изменение социального статуса ученика в семье, классе, школе;

•  уровень сформированности ОУУН (приложение 2):

1)  учебно-информационных,

2)  учебно-интеллектуальных,

3)  учебно-организационных,

4)  учебно-коммуникативных,

5)  учебно-практических и специальных умений по математике (умение работать на ПК, создание презентаций, построение схем, графиков, таблиц, рисунков и т.д.).

Полученный результат

В применении проектно-исследовательских методов работы с учащимися по программе данного педагогического поиска у учащихся возникла потребность к познанию, изменился подход к изучению нового материала, тип мышления от интуитивного (быстро протекающего, с отсутствием четко выраженных осознанных этапов) до теоретического (направленного на открытие законов, свойств объектов и пр.), практического (связанного с постановкой целей, выработкой планов, проектов), творческого (направленного на создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности).

Таким образом, можно сделать вывод, что работа над проектами позволяет:

  1. развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
  2. нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;
  3. дает возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививает им стремление к приобретению знаний;
  4. дает возможность свободно использовать соответствующие источники информации;
  5. дает возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и вообще всем желающим;
  6. развивает чувство ответственности за свои действия.

Успех одного мотивирует другого к участию в такой деятельности. Возможность по своему интересу выбрать тему проекта, проверить гипотезу, смоделировать и провести эксперимент, исследовать объект – это заставляет учащихся вплотную заняться изучением предмета, активизирует мыслительный процесс, включает умение добывать самостоятельно информацию, использовать новые технологии.

Приложение 1

Состав групп

№ п/п

Группа 1

Группа 2

1

Аглиуллин

Шломов Д.

2

Хваличева Н.

Зудов Д.

3

Шишкина К.

Еременко А.

4

Березовская А.

Давыдова А.

5

Борисова Т.

Тункина Е.

6

Березняк Н.

Фатеева Е.

7

Галкина Ю.

Молодцова Я.

8

Бородина Е.

Жданова М.

9

Яворская В.

Плесовских С.

Приложение2

Уровень предметной мотивации

Таблица 1

Вопросы

      Ответы

1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

0

1

2

3

2

Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире

0

1

2

3

3

Обращаю внимание в основном на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях

0

1

2

3

4

В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями

0

1

2

3

5

Для меня совсем не маловажно получить хорошую оценку

0

1

2

3

6

Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция

0

1

2

3

7

Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку

0

1

2

3

8

Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться

0

1

2

3

9

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться

0

1

2

3

10

Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету

0

1

2

3

11

Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.)

0

1

2

3

12

Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе

0

1

2

3

13

Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей

0

1

2

3

14

Люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления трудностей, от решения сложной задачи

0

1

2

3

15

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком

0

1

2

3

16

Хорошо учиться, посещать школу – моя гражданская обязанность

0

1

2

3

17

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе

0

1

2

3

18

На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включен в работу и не отвлекаюсь

0

1

2

3

19

Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха

0

1

2

3

20

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, группе, бригаде, команде и т.п.)

0

1

2

3

21

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи

0

1

2

3

22

Учусь хорошо, т.к. стремлюсь быть в числе лучших

0

1

2

3

23

Я много читаю книг, занимаюсь самообразованием (по языку, технике, истории и т.д.)

0

1

2

3

24

Учеба в моем возрасте самое главное дело

0

1

2

3

0  - почти не имеет значения

1  - частично значимо

2  - заметно значимо

3  - очень значимо

Ключ

                                                                                                               Таблица 2

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2

10

18

Коммуникативные

4

12

20

Эмоциональные

1

9

17

Саморазвития

7

15

23

Позиция школьника

8

16

24

Достижения

6

14

22

Внешние (поощрения, наказания)

5

13

21

Профессионально-жизненное самоопределение

3

11

19

Обработка

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимися по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащихся.

Приложение 3

Уровень сформированности ОУН

                                                                                                                                  Таблица 3

Умения

Не

владею

Владею частично

Владею хорошо

1. Учебно-организационные:

1) умею работать по алгоритму;

2) умею самостоятельно составлять алгоритм;

3) владею методами самоконтроля;

4) умею оценивать ответ одноклассника

2. Учебно-информационные умения:

1) умею работать с учебником;

2) умею работать с:

- дополнительной литературой,

- справочником,

- словарем,

- энциклопедией,

- научно-публицистической литературой;

3) умею читать схемы, графики, таблицы;

4) умею самостоятельно оформлять схемы, графики, таблицы;

5) умею писать план;

6) умею писать конспект;

7) умею писать тезисы

3. Учебно-коммуникативные умения:

1) владею устной монологической речью в соответствии с возрастом;

2) умею вести учебный диалог;

3) умею изложить логически сои мысли 2-3 предложениями;

4) владею в соответствии с возрастом письменной монологической речью:

- списывать текст,

- записывать под диктовку,

- писать изложение,

- писать сочинение разных жанров,

- писать реферат,

- писать рецензию,

- писать статью,

- писать заявление.

4. Учебно-интеллектуальные умения:

1) анализировать

2) сравнивать

3) классифицировать

4) обобщать

5) абстрагировать

6) синтезировать

7) выделять главную мысль

8) отвечать на вопросы

9) самостоятельно ставить вопросы

10) выполнять творческие задания

11) выполнять все деления с натуральными числами

12) выполнять все деления с обыкновенными дробями

13) выполнять все деления с десятичными дробями

14) умею хорошо чертить

15) умею переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой) ситуации

Приложение 4

Результаты работы

Количество опрошенных – 18 человек. Взяты две группы учащихся по 9 человек. Учащиеся группы 1 занимались проектной деятельностью. Учащиеся группы 2 проектной деятельностью не занимались.

Уровень сформированности ОУУН

(данные 2007 / 2009 гг в сравнении)

Умения

Не

владею

Владею частично

Владею хорошо

1. Учебно-организационные:

1) умею работать по алгоритму;

0/0

5/0

13/18

2) умею самостоятельно составлять алгоритм;

3/1

6/3

9/14

3) владею методами самоконтроля;

1/0

4/2

13/16

4) умею оценивать ответ одноклассника

1/0

7/1

10/17

2. Учебно-информационные умения:

1) умею работать с учебником;

0/0

6/0

12/18

2) умею работать с:

- дополнительной литературой,


1/0


3/0


14/18

- справочником,

0/0

4/0

14/18

- словарем,

1/0

2/0

15/18

- энциклопедией,

1/0

2/0

15/18

- научно-публицистической литературой;

2/0

2/0

14/18

3) умею читать схемы, графики, таблицы;

1/0

2/0

15/18

4) умею самостоятельно оформлять схемы, графики, таблицы;

1/0

2/0

15/18

5) умею писать план;

0/0

3/0

15/18

6) умею писать конспект;

0/0

3/0

15/18

7) умею писать тезисы

2/0

5/2

11/16

3. Учебно-коммуникативные умения:

1) владею устной монологической речью в соответствии с возрастом;

2/0

7/0

9/18

2) умею вести учебный диалог;

1/0

2/1

15/17

3) умею изложить логически свои мысли 2-3 предложениями;

3/2

7/5

8/11

4) владею в соответствии с возрастом письменной монологической речью:

- списывать текст,



0/0



2/0



16/18

- записывать под диктовку,

0/0

0/0

18/18

- писать изложение,

2/0

1/0

15/18

- писать сочинение разных жанров,

5/2

8/7

5/9

- писать реферат,

3/0

2/2

13/16

- писать рецензию,

5/2

8/7

5/9

- писать статью,

5/2

8/7

5/9

- писать заявление.

2/0

2/0

14/18

4. Учебно-интеллектуальные умения:

1) анализировать

3/0

2/0

13/18

2) сравнивать

1/0

2/2

15/16

3) классифицировать

1/0

2/2

15/16

4) обобщать

1/0

2/2

15/16

5) абстрагировать

2/0

2/1

14/17

6) синтезировать

2/0

2/1

14/17

7) выделять главную мысль

2/0

2/0

14/18

8) отвечать на вопросы

0/0

3/0

15/18

9) самостоятельно ставить вопросы

1/0

1/0

16/18

10) выполнять творческие задания

9/5

2/5

7/8

11) выполнять все деления с натуральными числами

1/0

1/0

16/18

12) выполнять все деления с обыкновенными дробями

5/3

4/2

9/13

13) выполнять все деления с десятичными дробями

5/3

4/2

9/13

14) умею хорошо чертить

0/0

3/0

15/18

15) умею переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой) ситуации

9/4

3/3

6/11

Таким образом, проведенные исследования и полученные результаты показали, что вовлечение учащихся в проектную деятельность способствует формированию у учеников самостоятельно организовать познавательный процесс, повышению учебной мотивации, развитию коммуникативных навыков.

Приложение 5

Уровень развития интеллектуальных способностей

(2006 / 2008гг)

№ п/п

Группа 1

2006г

2008г

Группа 2

2006г

2008г

1

Аглиуллин

Шломов Д.

2

Хваличева Н.

Зудов Д.

3

Шишкина К.

Еременко А.

4

Березовская А.

Давыдова А.

5

Борисова Т.

Тункина Е.

6

Березняк Н.

Фатеева Е.

7

Галкина Ю.

Молодцова Я.

8

Бородина Е.

Жданова М.

9

Яворская В.

Плесовских С.

Среднее значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад "Педагогические поиски,формы и результаты работы в классе".

Одна из основных задач музыкальной педагогики - воспитание гармонически развитой творческой личности.К этому музыкант-педагог стремится независимо от степени одаренности ученика и его дальнейшей профе...

Индивидуальная программа педагогического поиска

Как воспитать человека новой формации?Решать эту проблему мне помогает компетентностный подход к преподаванию физики, реализуемый, в частности, использованием технологии поиска и исследования.Я реализ...

Персональный сайт олигофренопедагога как отражение педагогического поиска в информационной культуры педагога.

Прзентация педагогической практики для участия в муниципальных педагогических чтениях 2017г....