Применение игровых технологий на уроках географии
презентация к уроку на тему

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.

Презентации состоит из 22 слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igr_tech_metodika.pptx837.68 КБ
Файл primenenie_igrovyh_tehnologiy.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение игровых технологий на уроках географии Игра – древнейшая форма передачи знаний. АОУ школа № 6 г. Долгопрудный Исакова Е. В. Учитель географии

Слайд 2

Классификация педагогических игр

Слайд 3

Классификация педагогических игр

Слайд 4

Классификация педагогических игр

Слайд 5

Классификация педагогических игр

Слайд 6

Классификация педагогических игр

Слайд 7

Коммуникативная Функции игры (одна и та же игра может выступать в нескольких функциях) Обучающая Развлекательная Релаксационная Психотехническая

Слайд 8

Спектр целевых ориентаций Дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.) Воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма , общительности, коммуникативности.)

Слайд 9

Спектр целевых ориентаций Развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.) Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению, саморегуляция, стрессовый контроль.)

Слайд 10

Концептуальные основы игровых технологий Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выгодский). Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Слайд 11

Варианты использования игровых технологий в школе: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как элементы технологии.

Слайд 12

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте. Деловые игры Имитационные Операционные Ролевые «Деловой театр» Исполнение ролей Психодрама и социодрама Модификация деловых игр

Слайд 14

Примеры использования игр на разных этапах урока (введения, закрепления, объяснения, упражнения, контроля) Даны два конверта. На конвертах написано: Игра «Географическая почта» Формы рельефа Внутреннее строение На карточках даны следующие надписи: Платформа, щит, возвышенности, низменности, плита, Урал, Карпаты, складчатый фундамент, осадочный чехол. Задача: отобрать в свой конверт все, что характеризует выбранную тему, главное не ошибиться адресом.

Слайд 15

Игра «Третий лишний» Задание: определить, какое слово лишнее в цепочке. Например: ТАЙМЫР, УРАЛ, КАВКАЗ ЦИКЛОН, АНТИЦИКЛОН, ПЛАТФОРМА КОЛЬСКИЙ, ТАЙМЫР, САЯНЫ

Слайд 16

Игра «Знаешь ли ты эту страну?» Страна ______________________________________ Столица ___________________________________ Денежная единица _______________________ Коренные жители ________________________ Река(и) _____________________________________ Представители растительности _______________________________________________ Представители животного мира _______________________________________________ (Учитель называет какую-либо страну, ученики на карточках должны ответить на ряд вопросов).

Слайд 17

Игра «Узнай меня» Контурная карта разрезается на кусочки в виде неправильных очертаний, которые раздаются учащимся. Задание: Узнать указанные объекты.

Слайд 18

Игра «Географическая цепочка» Задание: Указать, к каким объектам (высотам горных систем или глубинам океанов) относятся четырехзначные числа: 8848, 4750, 7495, 5642, 4810, 1895.

Слайд 19

Игра в названия От каждого ряда выбирается один представитель. Все трое получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминающихся на данном уроке. Побеждает тот ученик, который правильно запомнит больше географических названий. Игра проводится в конце урока (за 5-7 минут)

Слайд 20

Игра «Что такое? Кто такой?» Учащимся предлагаются карточки с надписанными на них названиями различных географических терминов, понятий, объектов. Задача играющих – дать подробное объяснение значениям этих слов. Игра проводится на этапе контроля, после изучения какой-либо темы. (Например, по теме «Африка») Карточка №1 Сахара Килиманджаро Туареги Замбези Игру можно проводить в групповой или индивидуальной форме Карточка №2 Лиана Пигмеи Кения Вельвичия Карточка №3 Оазис Калахари Самум Баобаб

Слайд 21

Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определенный участок карты. Потом ученик поворачивается к карте спиной. Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут. Игра «Наблюдатель»

Слайд 22

Литература 1. Г. К. Селевко . Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998. 2. Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова . Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины. – Волгоград: Учитель, 2011. 3. А. С. Емельянов. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: Академия развития, 1997.



Предварительный просмотр:

                                           АОУ школа №6 г. Долглгопрудный   

                                     Исакова Елена Викторовна, учитель географии      

                               

     

  « Применение игровых технологий на уроках географии»


                                                                 

Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ребенка в процессе обучения. Игровые технологии активизируют и  интенсифицируют деятельность учащихся.

Элементы игры на уроках хотя бы раз использовал каждый учитель, но для обучения географии, на мой взгляд, игра просто не заменима.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу  методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В первую очередь (по Г.К. Селевко) игры делятся на:

  1. физические (двигательные);
  2. интеллектуальные (умственные);
  3. трудовые;
  4. социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса  выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие о обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные и творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее важные из применяемых типов:

  1. предметные;
  2. сюжетные;
  3. ролевые;
  4. деловые;
  5. имитационные.

По предметам области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, конечно, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и др.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  1. Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков.
  2. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях.
  3. Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся.
  4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения.
  5. Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Целевые ориентации в игровой технологии могут быть дидактическими, воспитывающими, развивающими и социализирующими.

Дидактические цели предполагают:

  1. расширение кругозора, познавательную деятельность;
  2. применение ЗУН в практической деятельности;
  3. развитие обще учебных умений и навыков, трудовых.

Воспитывающие цели определяют:

  1. воспитание самостоятельности, воли;
  2. воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
  3. формирование нравственных, эстетических установок.

Социализирующие цели обеспечивают:

  1. приобщение к нормам и ценностям общества;
  2. адаптация к условием среды;
  3. стрессовый контроль, саморегуляция;
  4. обучение общению;
  5. психотерапия.

В большинстве случаев все развивающие цели будут формировать:

  1. развитие внимания, памяти, речи, мышления;
  2. умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
  3. развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии;
  4. развитие мотивации учебной деятельности.

Концептуальные основы игровых технологий.

  1. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
  2. Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выгодский).
  3. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

        Особенностями игры в старшем и среднем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, юмору, ориентация на речевую деятельность.

        Автор книги «Современные образовательные технологии» предлагает использовать для решения комплексных задач усвоение нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.

Деловые игры.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

  1. Имитационные (имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, события).
  2. Операционные игры (помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики решения каких-либо задач, ведение пропаганды и агитации, написания сочинения).
  3. Ролевые игры (разыгрываются определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций).

Весьма близки к ролевым и "деловому театру". Это тоже "театр", но уже социально-психологический, в котором отрабатываются умение чувствовать ситуацию в коллективе, умение войти в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1. этапа подготовки;
  2. этапа проведения;
  3. этапа анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Этап подготовки

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель, план деловой игры, описание процедуры игры и т.д. Далее идет ввод в игру. Определяется режим работы, выдаются пакеты материалов, инструкций, установок.

Этап проведения игры

Процесс игры. С момента игры никто не имеет права вмешиваться в игру и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.

Организационные позиции

  1. организатор, координатор, контролер, тренер и т.д.

Методологические позиции

  1. критик, промлематизатор, программист и т.д.

Социально-психологические позиции

  1. лидер, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый и т.д.

Этап анализа

        Выступление экспертов, обмен мнениями, защита своих решений и выводов учащимися. Констатация достигнутых результатов.

Варианты использования игровых технологий в школе:

 - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,  раздела;                                                    

-  в качестве урока или его части (введения,закрепления,объяснения,контроля);

 - как э лем енты технологии.                                                                                            

За годы работы в школе мною собраны и разработаны различ

 тематические игры по предмету,которые использую  в практической деятельности(Приложение1)

Литература

1.        А. С. Емельянов. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: Академия развития, 1997.

2.        Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование,  1998.

3.        Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровых форм на уроках географии

Изменившиеся в настоящие годы содержание и цели географического образования предполагают обновление традиционных и поиск новых способов организации уроков географии.Игра с древних времён выступа...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Применение игровых технологий на уроках географии

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношен...