Применение игровых форм на уроках географии
статья по теме

 

Изменившиеся в настоящие годы содержание и цели географического образования предполагают обновление традиционных и поиск новых способов организации уроков географии.Игра с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые формы.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых форм на уроках географии

В условиях интенсивной логизации и технологизации учебного процесса в средней школе особенно остро встает вопрос о преподавании таких специфических предметов, как география. География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.

Все труднее современному учителю географии «подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя» (М.А. Рыбникова), так как нацеленность на качество знаний и умений в учебном процессе средней школы практически никак не соотносится с чувственной сферой развивающегося школьника.

Изменившиеся в настоящие годы содержание и цели географического образования предполагают обновление традиционных и поиск новых способов организации уроков географии.

Сущность современного общего образования  --  развитие общих способностей личности. «Личностно ориентированное обучение, отвечающее интересам каждого ребенка, применяя его ко всем детям, развивая их и давая им возможность чего-то добиться в жизни».

У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Отечественный психолог Л.С.Выготский и его последователь Д.Б. Эльконин, исследуя природу игры, пришли к выводу о необходимости игровой деятельности при формировании личности и  доказали, что игра является важнейшим средством воспитания интеллектуальных  и  познавательных способностей детей. Игра развивает мотивационно-потребностную, контролирующую, эмоциональную сферы ребенка.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса.

 Одним из известных нетрадиционных способов поддержания познавательной активности учащихся является грамматическая игра – кроссворд (англ. cross-word –  задача-головоломка), таящая в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировке памяти.

Кроссворды, чайнворды (chain — цепь, word — слово —  линейный кроссворд), ребусы – способствуют развитию психических свойств личности: мышлению, памяти, вниманию.  А с точки зрения дидактики помогают связать теорию и практику.

  Разгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.  На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Источники

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). - Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4; Вестник образования. - 2002. - № 6

Эльконин Д.Б.  Психология игры. – М., 1978

Шмаков С.А.  Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994

Селевко Г.К.  Альтернативные педагогические технологии.

Мухина В.С.  Возрастная психология. – М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....

Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .  Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...

План самообразования"Применение игровых форм на уроках математики"

"Применение игровых форм на уроках математики"...

Применение игровых технологий на уроках географии

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношен...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА УРОКАХ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ldquo;Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков....