Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления творческих способностей
статья на тему

Иванова Юлия Александровна

Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эстрадно – джазовое искусство как сфера проявления музыкально-творческих способностей».

(Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов»).

2009-2010 уч. год.

       Учебно-творческий процесс – это составная часть и непрерывное условие жизни любого творческого коллектива. Особенности учебно-творческого процесса определяются тремя главными компонентами: «для чего учить», «чему учить» и «как учить», что соответствует цели обучения, содержанию обучения и формам и методам соответственно.

       Анализ учебно-творческой работы в эстрадных ансамблях позволяет определить следующие основные направления содержания:

  1. Система музыкально-теоретических и эстетических знаний;
  2. Система музыкально-исполнительских умений и навыков;
  3. Система умений и навыков творческой деятельности.

      В результате овладения этими знаниями, умениями и навыками участники эстрадного коллектива получают теоретическую и практическую подготовку.

       Огромное значение имеет практическая деятельность ансамбля. Важно внимательно относиться к выбору репертуара ансамбля. В него должны входить популярные и новые произведения, образцы фольклора, адаптированные для эстрадного коллектива. Учитывая специфику эстрадного жанра, его зрелищность, целесообразно включить в учебно-воспитательный процесс работу над сценической культурой.

      Центром педагогической концепции стимулирования эстрадно-джазового музыкального развития является идея развития индивидуальности. Каждый обучаемый – ярко выраженная индивидуальность.

        Музыкальная одаренность как своеобразный показатель (мера) соотношения интеллектуального и эмоционального в человеке одновременно является критерием их уровневого состояния. Значение рационального и эмоционального качеств в человеческом познании оценили еще древние мыслители. Термин aesthesis был впервые применен в Древней Греции и означал «чувственный, переживающий, сочувствующий», что дополняло другую сторону человеческого познания – neoticos – в переводе «мыслимый»,  познаваемый интеллектом. В любом музыкальном произведении непрерывно, хотя и с разной степенью яркости, проявляют себя эти две решающих силы человеческого интеллекта – души и мысли.

       Тонкость слуха, его дифференцированная способность формируются и совершенствуются в зависимости от того, насколько сильно и глубоко переживается музыка. «Не в этом дело, что способности проявляются в деятельности, - пишет Б.М.Теплов, - а в том, что они создаются в этой деятельности». Такая деятельность, в ходе которой растут и формируются таланты, отличается не только целенаправленностью, но и особой тщательной работой над музыкальным произведением.

       В музыкальной педагогике тщательно исследуется процесс музыкального восприятия с упреждающим, прогнозирующим предвосхищением – с антиципирующим мышлением – это способность принимать те или иные решения с определенным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. Антиципация в ее разнообразных формах признается универсальным явлением человеческой психики для любого вида деятельности, так как она связана с памятью и мышлением. Она базируется на «опережающей» работе мозга, представляет собой проявление познавательной способности человека. Ориентация участников эстрадных коллективов на обретение познавательной, духовной культуры, способствует формированию музыкального вкуса. Совершенно особенно воздействует музыка на чувства человека, когда вступает в союз с историей, литературой, живописью, театром, архитектурой. Аспект влияния взаимосвязи музыки с другими видами искусства на практике всегда оказывается успешным.

       Известно много примеров связи отечественного джаза с другими искусствами. Синтез искусств в джазе имеет свою историю. В России джаз появился сначала в качестве оджазированной музыки. Позже, в 1922 году термин «джаз» использовал В.Парнаха, который привез в Россию первую «экипировку» для джаз-банда. Созданный в 1922 году первый оркестр привлек деятелей театрального искусства и искусства кино. Сформировался и отечественный мюзикл, который является ярким синтетическим шоу, где исполнители работают с максимальной психологической и физической отдачей, требующей сильной подготовленности. С эстрадно-джазовым искусством связаны и первые передачи радио и телевидения, выход первых грампластинок.

       Глубокое понимание и переживание образного содержания музыкального произведения вытекают из осмысления элементов музыкального языка, которые подчинены выразительным закономерностям музыки. Образная и рациональная сферы музыкального мышления тесно взаимосвязаны. Эмоции способны активизировать действие рациональной сферы, особенно в музыке. Эмоциональный тренинг (накопление музыкальных впечатлений), развитие мыслительных способностей ускорят творческий процесс в любом из видов музыкальной деятельности, позволяя:

  1. выстраивать музыкальный образ-цель;
  2. предварительно планировать свои действия;
  3. следовать по намеченным ориентирам;
  4. достигать нужного способа действия и, естественно, результата.

       Среди современных музыкантов, которые добились выдающихся результатов, занимаясь музыкальным любительским творчеством, и в настоящее время являются образцами для многих профессионалов: Алексей Козлов – композитор, аранжировщик, саксофонист, закончивший архитектурный институт; Григорий Гаранян – саксофонист, самоучка, окончивший технический ВУЗ, и др.

       Учебный процесс в музыкальных коллективах происходит в различных организационных формах и видах: коллективных, индивидуальных, теоретических, практических, урочных, репетиционных. Существуют две основные формы организации учебно-творческого процесса: репетиционная и урочная. Урочная форма проведения занятий характерна для эстрадно-джазовых студий. Репетиционная форма характерна для ансамблей. В каждой форме используются четыре вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, самостоятельные.

       Современная система методов музыкального обучения включает: объяснение, рассказ, беседу, показ, моторный метод, которые связаны между собой. Используются методы в зависимости от цели. Можно привести такие методы, как:

  1. Наглядно-опытный, когда руководитель и участники ансамбля воспроизводят то, что объясняет руководитель в соответствии с поставленной задачей;
  2. Частично-поисковый, когда руководитель ставит проблемы в виде художественных и технических задач в период работы над произведением и подключает участников ансамбля к поиску решения задач;
  3. Исследовательский, когда по заданию руководителя коллектива участники эстрадного ансамбля сами изучают замысел музыкального произведения, определяя пути его воплощения имеющимися в их арсенале средствами.

Третий метод наиболее перспективный для развития творческих способностей. Высшей концертной формой для выступлений эстрадно-джазовых исполнителей является участие в джем-сейшенах, где исполнительская деятельность протекает в форме спонтанного музицирования. Музыканты договариваются о теме, обговаривают форму (квадраты, солирующие инструменты, рифы, каденции и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Народное искусство как средство развития творческих способностей учащихся".

1.Сила народного искусства.2.Художественные промыслы-яркая форма народного искусства.3.Приобщение детей к народной культуре.4.Роль народной игрушки в воспитании и  творческом развитии учащих...

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся

презентация: рисунки детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем,привлекающая внимание исследователей разных специальностей.Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что глав...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...