Доклад "Как сохранить здоровье учащихся (поиск решения проблемы)"
статья по теме

Шамратова Марианна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_zozh.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье учащихся

(поиск решения проблемы)

Шамратова М.В.

Учитель начальных классов

ООШ с. Кариево-филиал МБОУ «ШИС(П)ОО с. Арлан»

МР Краснокамский район РБ

Аннотация

 Учителю принадлежит важная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся, а школьный фактор является одним из наиболее значимых факторов, от которых зависит психоэмоциональное  и физическое благополучие ребенка. Современный учитель должен быть компетентным в вопросах здоровьесбережения, в совершенстве владеть технологиями, основанными на приоритетах психолого-педагогических методов охраны здоровья учащихся.

В статье содержатся практические рекомендации по созданию комфортной образовательной среды – важного средства здоровьесбережения.

Ключевые слова: психоэмоциональное  и физическое благополучие, учет особенностей и возможностей детей, оздоровления школьной среды.

Сегодняшние дети и подростки будут представлять население России в 21 веке. Вызывает тревогу наличие негативных тенденций в состоянии их здоровья, ведь от этого зависит качество всей последующей жизни подрастающего поколения.

Современная жизнь и изменения, связанные с модернизацией процесса обучения, предъявляют высокие требования к нервной системе школьников. Низкий уровень здоровья детей, поступающих в 1-й класс, неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам, является причиной нарастания психической напряженности и снижения уровня здоровья [1].

По данным Института возрастной физиологии, около7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Примерно 20% детей к началу учебы имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их число увеличивается до 60-70%[2].

Это можно объяснить различным стартовым уровнем детей, поступивших в школу: кто-то подготовлен лучше, кто-то хуже, а кого-то вообще не готовили. Существуют несколько причин этого явления: во-первых, ребенок может иметь различные отклонения в физическом и/или нервно-психическом развитии; во-вторых, воспитание, связанное с неэффективной тактикой педагогического подхода; в-третьих, отсутствие преемственности образовательных программ между дошкольным учреждением и начальной школой.

Кроме психического здоровья детей, важнейшим индикатором здоровья детей и подростков является их физическое развитие. За предыдущее десятилетие количество детей с нормальным физическим развитием в России снизилось на 13-16%. Причем наиболее неблагоприятные показатели характерны для школьников, проживающих в социально неблагополучных семьях и сельских регионах.

Во  многих публикациях продолжают лидировать такие школьные факторы риска, как стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие методик и технологий обучения возможностям детского организма, и в первую очередь это сказывается на младших школьниках.  В совокупности эти факторы и усиливают нервно-психические расстройства.

Используя передовые педагогические технологии, не должны забывать, что организация и условия обучения должны соответствовать физиолого-гигиеническим нормативам, техническая база образовательных учреждений должна отвечать современным требованиям, методы работы с детьми должны учитывать их индивидуальные особенности и возможности.

Безусловно, для многих учителей вне зависимости от региона, места нахождения школы, будь то город или село, важным условием нелегкого труда является учет особенностей и возможностей детей, умение разбить их на группы по тем или иным признакам, учитывая их интересы, грамотно выстроить учебный процесс. Это – компетентность учителя, его квалификация, умение независимо от уровня развития ребенка образовать его, так как образование - результат обучения и воспитания.

Задачу оздоровления школьной среды, как условие повышения качества общего образования, должен решить учитель. Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами. 
      Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. 
       Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.        

        В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.  От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

        Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

        Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?  

        1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры. Включаются в урок физкультминутки,  вводится искусствоведческий  материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности, которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

      2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся.  Проводить  психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз. Использовать  методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

     3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

     4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся. Добиться  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление  межпредметных связей.

     5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа. Обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

     6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.

      Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся должна вестись во внеурочное время.  

     Должны стать традиционными в каждой школе уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные  праздники «Веселые старты»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу,  легкой атлетике, пионерболу и др. А  одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.

      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье;  если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

     Каждая  школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения.

Литература

  1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких.- М.: МПСИ, 2004.- с.53.
  2. Ирхин, В.Н. Теория и практика школы здоровья / В.Н. Ирхин. – Изд-во БГПУ, 2006 – 282с.
  3. Бородкина Г.В. Начальная школа плюс До и После // №8 – 2009г, 6с.

Примечания

  1. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4180.html
  2. http://korkino-school3.narod.ru/p55aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраняя здоровье учащихся в школе

Сохраняя здоровье учащихся в школе Вся система образования ориентирована на то, чтобы  сохранить и укрепить здоровье ребёнка – одной из уязвимых групп населения,  не только потому...

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...

ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"

Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...

Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.

Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."

Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...

Решение проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся с помощью дополнительного образования

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Современные условия жизни общества с непрерывно растущим...