Как сохранить здоровье учащихся в школе?
статья по истории (5 класс) на тему

здоровьесбережение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_zdorove.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общества и родители сегодня школе дали четкий социальный заказ – воспитать здорового, разносторонне физически развитого, готового к самореализации и применению знаний в практической жизни выпускника. Но между заказом общества и системой образования возникли серьезные противоречия - в школу приходит малое количество здоровых детей, а из неё выходит ещё меньшее число. 

Целью  данного направления здоровьесберегающего обучения является обеспечение физического и психоэмоционального здоровья учащихся на уроках истории. При реализации этой цели я основываюсь на различные принципы, такие как дидактические (принцип сознательности, активности, доступности, наглядности), общеметодические (принцип коммуникативной направленности обучения, принцип устной основы обучения).

Важнейшим условием учителя стало обязательное применение на уроках здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

-учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

-наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-чередование позы с учетом видов деятельности;

-использование физкультурных пауз на уроках.

        Показатели здоровьесбережения учащихся:

 Поддержание комфортной температуры в кабинете, свежесть воздуха, чистота; рациональность освещения класса и доски;

 Категории учебной деятельности: опрос учащихся, слушание, рассказ, инсценировки, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 8-12 минут.

Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма –3-5.

Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

Физминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-5-10 минут урока..

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Психологический климат на уроке

Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем.

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию:

выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы  ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?».

Рефлексия повышает  ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся.

Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь др. ребят или в процессе самостоятельной работы.

Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для мотивации познавательной деятельности учащихся.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с

комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

-обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;

-школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят   нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

-Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята  быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

Окончание урока.

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраняя здоровье учащихся в школе

Сохраняя здоровье учащихся в школе Вся система образования ориентирована на то, чтобы  сохранить и укрепить здоровье ребёнка – одной из уязвимых групп населения,  не только потому...

"Как есть, чтобы сохранить здоровье?". Программа элективного курса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа данного курса разработана для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9 классов гимназий и лицеев. Цель курса:создание благоприятных условий дл...

классное родительское собрание "Как сохранить здоровье ребенка"

В данном материале предоставлено родительское собрание на тему "Как сохранить здоровье ребенка". Так как эта тема стала еще актуальней в наше время....

Беседа "Сберечь зрение-сохранить здоровье"

Для формирования у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни...

Здоровье. Как сохранить здоровье школьника.

Когда на улице сильный мороз, врачи рекомендуют:Одеваться многослойно. Лучше надеть несколько легких кофт вместо одной теплой. Если станет жарко, один слой одежды можно снять. Это предупредит потливос...

Сохранить здоровье помогут задачи" Математика здоровья. 5 класс

Практическое значение работы обусловлено тем, что в ней разработаны задачи по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти широкое...