Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе
методическая разработка (9 класс) по теме

Пункина Елена Георгиевна

Данная публикация представляет собой творческую работу учителя. В работе разобраны основные приемы активизации учебной деятельности школьников на уроках математики, показано, как можно повысить познавательный интерес учащихся:

  1. к решению задач;
  2. к анализу самостоятельных и контрольных работ;
  3. к самоконтролю (при выполнении письменных работ);
  4. к работе с учебником;
  5. к выполнению однообразных упражнений вычислительного характера.

Показана необходимость использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики, показана целесообразность их применения в определенных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая работа учителя27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

        Сначала выскажем несколько общих соображений о том, что означает активизация личности учащихся и как достичь ее на уроке.

  1. Мотивация деятельности учащихся.

Без мотивов человек не «придет в движение». Умелая мотивация побеждает в учащихся внутренние противоречия, высвобождает сильные динамические тенденции, вызывающие деятельность.

  1. Активный подход к преподаваемому материалу.

Это означает включить учащихся в процесс познания, вести этот процесс, например, от конкретных деталей через абстракции к применению абстрактного к другим конкретным случаям и ситуациям, соединять познание с опытом учащихся, побуждать их к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и рациональное во взаимосвязи и т.д.

  1. Уделять больше внимания развитию мышления учащихся.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся.

  1. Учитывать уровень подготовленности учащихся.

  1. Побуждать учащихся к более активной постановке вопросов и поискам решений во время урока. Важны при этом все формы и методы проведения урока, его проблемность, сама атмосфера, царящая в процессе обучения (отношения между учителем и учащимися).

  1. Воспитание критического отношения учащихся к себе.

Активизация учащихся включает также способность оценивать себя «со стороны», чтобы на этой основе делать выводы о своем поведении и действиях в будущем.

        Высокая активность учащихся – это основная проблема каждого урока.

От того насколько нам удается повысить активность учащихся в процессе обучения, в значительной степени зависит их подход к другим жизненным проблемам, их активность в будущем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

        Мы уже свыклись с мыслью, что с I класса существует деление учеников на средних, слабых и сильных. Это деление сохраняется до XI класса. Только уменьшается количество сильных и увеличивается – слабых и средних. Каковы причины этого явления? Однозначно тут не ответишь.

        Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

        На уроке часто можно встретиться с таким явлением: после предложения учителя выполнить определенное задание в классе находится несколько учащихся, ожидающих появления готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. В чем причина? Есть основание полагать, что обстоятельством, способствующим такой ситуации, является уверенность слабоуспевающего ученика в том, что выполнить это задание предложат более успевающему.

        Как же привлечь внимание всех учащихся к поставленному заданию? Одним из путей может быть такой: анализируется условие задачи и коллективно намечается ход решения. Когда всему классу понятен ход решения, учитель может предложить записать решение на доске и слабоуспевающему ученику.

        Работа может быть построена и так: предложить кратко записать условие задачи слабоуспевающему ученику, затем организовать коллективный поиск плана решения. Опыт показывает, что это, с одной стороны, способствует осознанию условия задания слабым учеником, а с другой стороны, приобщает его к активной познавательной деятельности на уроке. При такой работе все учащиеся класса стремятся вникнуть в условие задания. Учителю необходимо строить работу на уроке таким образом, чтобы дать возможность принять посильное участие в ней каждому ученику независимо от склонностей и уровня его подготовки.

        Часто можно наблюдать падение интереса учащихся к анализу самостоятельных и контрольных работ учителем после оглашения им оценок. Практика  подсказывает, что вызвать интерес к анализу ошибок всех учащихся класса может такая форма работы: заранее на доске воспроизводится фрагмент работы одного из учеников, допустившего ошибку в решении. Учащимся предлагается выяснить, правильно ли выполнено решение, где допущена ошибка, как ее исправить. Затем, учитель замечает, что, к сожалению, такую ошибку допустил не только этот ученик. Далее можно предложить выполнить это задание на доске правильно.

        Очень часто причина плохого выполнения контрольных работ кроется в отсутствии у школьников умения осуществлять самоконтроль. Это умение надо последовательно формировать. Интерес к самоконтролю может вызвать такая форма проверки кратковременных самостоятельных работ: после истечения времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания, учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и проверить работу товарища. Это не только воспитывает внимание, но и вызывает познавательный интерес к содержанию учебного материала, о чем свидетельствуют наблюдения за учащимися.

        Не всегда ученик, читая пункт учебника, в состоянии выделить главное. Формированию умения выделить главное способствует не только объявление темы урока, но и запись на доске кратких вопросов, ответы на которые предполагается получить учащимися на уроке. Например, при изучении в VI классе темы «Координатная плоскость» можно заранее записать на доске следующие вопросы:

  1. Как называются перпендикулярные оси координат?
  2. Как определяется положение точки на плоскости?
  3. Как записываются координаты точки?
  4. Как разделена координатная плоскость на четверти?
  5. Что показывает модуль абсциссы (ординаты) точки?
  6. Что показывает знак абсциссы (ординаты) точки?
  7. Где находятся все точки с абсциссой равной нулю?
  8. Где находятся все точки с ординатой равной нулю?
  9. Каким общим свойством обладают абсциссы всех точек, расположенных слева от оси ординат?
  10. В каких четвертях находятся точки с отрицательной ординатой?
  11. В каких четвертях находятся точки с положительной ординатой?
  12. Каким общим свойством обладают ординаты всех точек, лежащих выше оси абсцисс?

Разумеется, не все вопросы предлагаются на одном уроке. Перечень таких вопросов помогает не только изучению нового материала, но и подведению итогов на уроке.

        Полезно после изучения какого – либо правила предлагать учащимся привести примеры, для решения которых можно его применить. Обычно, при этом сначала находятся лишь один – два ученика, желающих ответить, а затем почти все учащиеся хотят привести свой пример. Такие вопросы способствуют лучшему пониманию изучаемого материала.

        Очень часто на урок математики учащиеся приходят после четырех уроков – уставшие. В связи с этим, учителю необходимо подбирать такие формы работы, которые могли бы частично снять усталость, вызвать интерес. С целью отработки умений и навыков можно предлагать задания по заранее заготовленным схемам. Например, при изучении темы «Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю» этой цели может служить Схема 1, а при изучении темы «Сложение и вычитание дробей» - Схема 2. Если ученик справляется с предложенным заданием, он направляется стрелкой «молодец» к выполнению следующего, более трудного упражнения. В случае затруднения учитель (или другой ученик) объясняет ему суть решения, после чего ученик направляется стрелкой «на тренировку» к решению аналогичного примера.

     Схема 1,2.

  1                  1

-----      и    -------

 12                 3

     МОЛОДЕЦ                           НА ТРЕНИРОВКУ

  2                  5                            15                  3

-----      и    -------                       -----      и    -------

  5                  9                            16                  4

        Учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований. Например, при закреплении материала интерес вызывают эстафеты между командами (рядами). Задания эстафеты для одной из команд могут быть такими: выполнить действия:

(40,4(26,3 – (37,67 : 5,9 + 41,39)) : 8,1).

 Представитель от каждой команды, выполнив на доске одно действие, передает эстафету своему товарищу. Члены одной команды имеют право на исправление ошибок во время эстафеты, но у доски может находиться не более одного участника от каждой команды. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снижает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

        Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащегося, продуктивной формы их общения с присущим им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

        Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

        Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным учением». Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. При использовании игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому может служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

        При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной и захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли ученики включились в работу?
  8. Какие изменения можно ввести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

        Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

        Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

        Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

        Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей и направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

        В V классе можно играть в следующие игры:

  1. «Магические квадраты». Тема: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
  2. «Лабиринт сомножителей». Тема: «Делимость натуральных чисел».
  3. Викторина. Тема: «Арифметические действия с натуральными числами».
  4. «Индивидуальное Лото». Тема: «Десятичные дроби».
  5. «Лучший счетчик». Темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей».

В VI классах при изучении тем «Прямоугольная система координат на плоскости», «Абсцисса и ордината точки» можно использовать следующие игры:

  1. «Поражение цели».
  2. «Из поля в лес».
  3. «Соревнование художников»,

а также при изучении других тем:

  1. «Фишка». Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
  2. «Кто быстрее». Тема: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».
  3. «Кто быстрее достигнет флажка». Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями».
  4. «Числовая мельница». Тема: «Арифметические действия с рациональными числами».
  5. «Математический феномен». Тема: «Раскрытие скобок и заключение в скобки».

Во всех играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду парт, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучение различного по характеру математического материала является эффективным средством активации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, навыков и умений учащихся, развитие умственной деятельности.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться надо считать создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Ведь, как писал В.А. Сухомлинский «… напрасный, безрезультативный труд для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми».

        Ребенок, если его усилия не венчаются успехом, начинает терять веру в свои силы. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно ничего не получится. Никогда нельзя злоупотреблять попреканиями, замечаниями, двойками. Напротив, стараться поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед.

        Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности. А для того, чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность.

        Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведенным учебным днем – желание учиться крепнет. Нам, учителям, не следует забывать слова В.А. Сухомлинского: «Успех в труде – это гордость человека, достигшего успеха. Без гордости за свой труд нет настоящего человека.».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        В данной работе разобраны основные приемы активизации учебной деятельности школьников на уроках математики, показано, как можно повысить познавательный интерес учащихся:

  1. к решению задач;
  2. к анализу самостоятельных и контрольных работ;
  3. к самоконтролю (при выполнении письменных работ);
  4. к работе с учебником;
  5. к выполнению однообразных упражнений вычислительного характера.

Показана необходимость использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики, показана целесообразность их применения в определенных условиях.

Большая часть из перечисленных приемов была опробована и внедрена в учебный процесс на уроках математики в V, VI классах МОУ «СОШ № 103» чем доказана их эффективность.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

  1. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987.
  2. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки. Пер. с немецкого. Пособие для учителя. – М.: Провещение, 1984.
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Поисковые задачи по математике (4-5 классы). Под ред. Ю.М. Колягина. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка в 4 классе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска...

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе

     Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача прежде всего воспитать активно мыслящ...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике.

Данная презентация раскрывает основные приннципы и методы активизации познавательной деятельности....

Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе реализации личностного принципа обучения географии

Каждый ребенок неповторим и уникален. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сд...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...