Проблема готовности учителя к реализации современных задач воспитания, обучения и развития ребёнка.
статья по теме

Орлова Елена Александровна

В результате социально-экономических преобразований в российском обществе произошли радикальные перемены во всех сферах общественной жизни нашей страны, что требует соответствующей коррекции социального заказа к образованию в целом. В этом свете особо выделяется проблема готовности педагога к реализации современных задач обучения и воспитания. Главное условие решения этой проблемы - осознание существования этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_gotovnosti_.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема готовности учителя к реализации современных задач воспитания, обучения и развития ребёнка.

В результате социально-экономических преобразований в российском обществе произошли радикальные перемены во всех сферах общественной жизни нашей страны, что требует соответствующей коррекции социального заказа к образованию в целом. Происходящие изменения направлены на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда, обеспечение преемственности на всех уровнях профессионального образования, углубление его фундаментальности и усиление практической направленности как основного, так и дополнительного профессионального образования. На сегодняшний день остро стоит вопрос насыщения рынка труда специалистами, готовыми к реализации современных задач воспитания, обучения и развития детей. Не менее остро стоит проблема приведения профессиональной деятельности педагогов в соответствие с возросшими требованиями к качеству и разнообразию образовательных услуг со стороны родителей и самих детей. Все более актуальной становится задача учета запросов детей с особыми образовательными потребностями, необходимость выстраивания для них индивидуальной образовательной траектории. В связи с этим большое значение приобретает готовность педагогов как к групповому, так и к индивидуализированному применению современных технологий образования. Важным признаком технологичности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС нового поколения является реализация все возрастающего социального заказа общества к образованию, однако современные средства и новые технологии образования появляются на потребительском рынке гораздо быстрее, чем возможно обновление образовательных стандартов. Использование инновационных методов, способов и средств обучения, воспитания и развития детей и организация дополнительного профессионального образования, реализующего программы, основанные на эффективных технологиях, является одним из стратегических направлений повышения качества профессионального образования обучающихся и работающих педагогов. В современных социально-экономических условиях осознается объективная необходимость разработки новых моделей более качественной подготовки педагогических кадров для учреждений образования, которые сориентированы на развитие ребенка, поддержание его психического и физического здоровья, формирование мышления, сознания, ценностей, его эффективную и успешную социализацию в современном обществе. Одним из действенных средств совершенствования деятельности педагога является использование современных технологий образования, включающих достижения психолого-педагогической науки, информационных технологий, инновационные средства обучения, обладающие здоровьесберегающим потенциалом и позволяющие решать не только традиционные, но и креативные задачи по удовлетворению образовательных потребностей детей школьного возраста и их родителей. Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания, обучения и развития во многом зависит от уровня подготовленности учителей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания и обучения. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников. В педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач,  выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.
     Характерны трудности в организации педагогических воздействий, выражающиеся в следующем: неумение изучать ученика, попытки ограничиваться рассмотрением отдельных психических функций; неумение видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития; реагирование учителя на отдельные поступки учащихся без стремления найти их причину.
     Часто наблюдаются трудности учителя в самоконтроле и самокоррекции своего труда, выражающиеся в следующем: недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать пробелы в воспитании и обучении учащихся с недостатками своей собственной работы.
     Для воспитательной педагогической деятельности свойственны следующие затруднения и недостатки: учитель больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков; стремится навязать способы поведения в готовом виде; оценивает отдельные поступки ребенка вне контекста его общего поведения.
     Многие учителя слабо владеют организацией учебно - воспитательного процесса, не проявляют инициативу, не знают возрастных и индивидуальных особенностей детей, уроки и мероприятия проводят шаблонно; в работе предпочтение отдается массовым формам работы, отдельным направлениям и эпизодическим мероприятиям в ущерб комплексному подходу.
     Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса, а также - установлению коммуникаций в педагогическом процессе. Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности. То же самое касается коммуникативных умений. Большинство учителей отмечают, что они практически не испытывают затруднений в общении с детьми. Однако на практике оказывается, что учителя специально не ставят и не осознают коммуникативные задачи, используют однообразные средства взаимодействия, создающие монотонность общения; часто используют дисциплинирующие и эмоционально отрицательно окрашенные воздействия.
     Результаты самооценки аналитических, прогностических, организаторских и коммуникативных умений педагогами школ показали, что около учителя затрудняются при диагностировании личности и коллектива, испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, не умеют анализировать свою работу, затрудняются при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников, приемов работы с ними, о недостаточной разработанности пакета диагностических методик для определения уровня воспитанности и развития личности. По – моему, можно смело утверждать, что высшего уровня мастерства могут достичь только те педагоги, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, а также деятельности коллег и учащихся. Таким образом, можно утверждать, что успех базируется на знании закономерностей протекания педагогической деятельности и владении способами ее организации и анализа. Отмечу, что под готовностью учителя к реализации современного подхода в обучении и воспитании школьников надо понимать системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении.  Формирование требуемой готовности означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт личности,  такого накопления знаний,  умений, навыков, которые обеспечивают   учителю возможность эффективно выполнять свои функции. Поскольку совершенствование деятельности и формирование готовности к ней есть двусторонний, взаимосвязанный процесс, а уровень готовности определяет оптимальную работоспособность человека и высокую продуктивность его труда, то повышение этого уровня можно рассматривать как основу совершенствования педагогической деятельности. 

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль,  усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности, конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр. Такое образование не будет осуществлено, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления.                                                          Основными показателями готовности педагога к реализации современных задач воспитания, обучения и развития ребёнка можно назвать следующие: 1)способность работать в личностной парадигме;                           2)профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями;                                        3)готовность к саморазвитию, способность вписываться в постоянно изменяющуюся среду, рефлексировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

Педагог должен всегда стремиться зажечь искорку интереса к знаниям. Только такая искра может вызвать цепкую реакцию увлеченности, поиска и пытливости у учеников....

Технология проектно-исследовательской деятельности как средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития

Ориентация на новые цели образования – компетенции- предусматривает не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Инновационная образов...

Эссе по теме "Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий"

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примеров для ученика является сам учитель.А. Дистервег...

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Одним из параметров психического развития, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определенный уровень мотивационного развития ребенка.  Так, Л.И. Божович  на...

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, Круглова И.В. - директ...