Технология критического мышления. Методическое пособие
методическая разработка по теме

        Пособие включает теоретический материал по проектированию адаптивной образовательной среды средствами критического мышления. В пособии раскрываются особенности технологии критического мышления, описаны структурные элементы базовой модели, представлены основные приемы.  Содержатся образцы уроков с использованием данной технологии, составленные учителями МОУ «Гимназия №72».

          Пособие предназначено учителям общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendacii._knizhechka._gotovyy_variant.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Марченко Л. Л.

Технология критического мышления

Адрес: 653039, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Жолтовского, 15. Телефоны: 69-19-66 (приемная); Тел/факс: (3846) 69-19-55 (директор)

E-mail: gymn72@list.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 72»

Технология критического мышления

                                                 Учебно-методическое пособие

Прокопьевск 2009

Л. А. Марченко. Технология критического мышления.- Прокопьевск, 2009.- ……с.

       

        Пособие включает теоретический материал по проектированию адаптивной образовательной среды средствами критического мышления. В пособии раскрываются особенности технологии критического мышления, описаны структурные элементы базовой модели, представлены основные приемы.  Содержатся образцы уроков с использованием данной технологии, составленные учителями МОУ «Гимназия №72».

          Пособие предназначено учителям общеобразовательных учреждений.

1

27

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия……………………………………………………………………

Необходимость развития мышления в современном образовательном процессе…………………………….

Особенности технологии критического мышления…

Описание базовой модели технологии критического развития

Образцы уроков с применением технологии критического мышления

26                                                                                                                                                           3

Вместо предисловия

           В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы народного образования. Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит от многих факторов и,  в первую очередь, от профессионального мастерства учителя.

          Каким нужно быть современному учителю? На что необходимо ориентироваться прежде всего при организации учебного процесса?

          Современный учитель должен оперативно воспринимать то, что становится наиболее актуальным в вопросах образования.

          Современный учитель стремится к тому, чтобы выявлять индивидуальные особенности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.

          Современный учитель владеет такими технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации.

         Чем может быть полезна эта книга учителю?

         Она познакомит учителя с технологией развития критического мышления… включенную в эту книгу разработки уроков с использованием данной технологии могут быть использованы любым учителем … 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галицких Е. О. Командное сотрудничество педагогов в процессе освоения технологии РКМЧП (Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века). Материалы конференции. – Н. Новгород, 2001.
  2. Заир-Бек С. И. Технология РКМЧП: базовые принципы (Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века). Материалы конференции. – Н. Новгород, 2001.
  3.  Клустер Д. Что такое критическое мышление?// Перемена. – 2001. -№4
  4. Чернявская А. П. РКМЧП как педагогическая технология / Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. – Н. Новгород, 2001

4                                                                                                                                                             25

                                                                      Знание только тогда знание, когда

                                                                      оно приобретено усилиями мысли,

                                                                      а не одною памятью.                                                    

                                                                                                         Л.Н.Толстой.

Необходимость развития мышления в современном образовательном процессе

В последнее время особое место в области знаний занимает педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы, связанные с созданием новой практики обучения.

   Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Но именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков, качество приобретенных  знаний.
            Научить ребенка видеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но  и к самому процессу поиска. Огромное значение в этом имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.
 

 Как правило, творчество связывают с внезапным озарением, инсайтом, которому предшествует так называемый «инкубационный» период, когда человек накапливает информацию и размышляет. Накапливание информации, размышления и умозаключения являются первыми кирпичиками развития мышления учащихся.

Для чего необходимо развивать мышление?

  1. Мышление является результатом самостоятельного мышления
  1. Мышление мотивируется непосредственной заинтересованностью делом…

Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на
 

24                                                                                                                                                             5

открытие новых знаний.

Поэтому задача учителя – использовать такой способ обучения,

который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы.

Решению данной задачи способствует внедрение технологии КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В чем смысл названия технологии?

 При определении понятия «критическое мышление» выделяют пять существенных признаков:

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное и носит индивидуальный характер. Это означает, что человек пытается самостоятельно, независимо от остальных, сформулировать какую-то идею или дать оценку ситуации.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления (в отличие от репродуктивного обучения).
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить,
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Аргументация начинается с утверждения и подкрепления его основаниями (используемая идея, теория, система понятий). Затем следует цепочка рассуждений, приводящая автора к высказанному утверждению.
  5. Критическое мышление всегда существует в ситуации полилога, дискуссии, оппонирования. Это не противоречит первому пункту, поскольку новая мысль, идея всегда «обкатываются» в дискуссии.
  6. К этим признакам можно добавить еще один - что критическое мышление осуществляется в ситуации, реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями.

Особенности технологии критического мышления

       Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя и т.д.)  Данная технология универсальна, что позволяет эффективно использовать ее любому учителю-предметнику, т.к. задействует чтение и письмо – базовые процессы в любой образовательной деятельности. Стоит также отметить, что хотя проект и называется «обучение чтению и письму», технология может использоваться для учащихся любого возраста, начиная от начальных классов общеобразовательной школы и заканчивая студентами высших учебных заведений. Меняются лишь темы и используемый для их изучения материал.

                                   6

 

       

        Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке. В организации группового задания для самостоятельной работы учащихся выделяют четыре их существенных компонента:

-  оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

-   предполагает смену ролевых позиций учащихся;

-   настраивает на доверие участников группы друг к другу;

- выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.)

        Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

        Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития.

Описание базовой модели технологии критического развития

        Собственно технология состоит из трех основных стадий. Это вызов, осмысление, рефлексия.

                      1. Стадия вызова

На этой стадии учащимся дается небольшой по объему текст по изучаемой теме. Объем и сложность текста определяется только степенью подготовленности учащихся. Тем не менее даже студентам не стоит давать текст объемом больше, чем две страницы листа А-4, с печатью через один интервал. Текст должен точно отражать содержание темы, а если это авторский текст, то позицию автора по изучаемой проблеме. Вообще учащимся ио любой теме лучше всегда давать авторский текст, а не текст из учебника. С автором можно начать вести диалог, понимать и обсуждать его мысли, идеи.

Однако прежде чем учащиеся начнут читать текст; они в течение некоторого времени должны сами подумать по поводу предложенной темы или проблемы и записать свои соображения. Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше.

                                                                                                                                                             7

Затем учащиеся объединяются в пары и обмениваются своими взглядами по поводу предложенной темы. Если возникают разногласия, они фиксируются. После того как учащиеся закончат обсуждение, они начинают высказывать суждения, а учитель подробно записывает их на большом листе бумаги, прикрепленной к стене, или фиксирует на классной доске. Любые разногласия должны обязательно быть вынесены на общее обсуждение. Задача учителя не только подробно без критики зафиксировать все суждения, но и найти в них противоположные позиции и тем самым способствовать развитию дискуссии.

После того как все суждения записаны на доске, учитель предлагает учащимся выделить из них те, которые они считают наиболее важными с точки зрения обсуждаемой проблемы или темы. Те, которые, с их точки зрения, подтвердятся после прочтения текста. Может быть дано задание попытаться классифицировать все суждения и объединить их в различные группы, сообщив свое основание классификации. Другими словами, учитель предлагает учащимся самостоятельно как-то структурировать все то, что записано на доске. Сам учитель не дает ответы на вопросы, не хвалит и не высмеивает предложенные версии.

2. Стадия осмысления

Затем учащиеся приступают к чтению текста. Текст обязательно читается с карандашом (ручкой), чтобы делать особые пометки на полях. Пометки должны быть следующие:

«V» - поставьте «галку» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете, с чем согласны;

«-» - поставьте «минус», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете, с чем не согласны;

«+» - поставьте «плюс», если то, что вы читаете; является для вас новым;

«?» - поставьте знак вопроса, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Вторая фаза - это та фаза, на которой учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Это может быть чтение текста, про* смотр фильма, слушание выступления или выполнение опытов. На этой стадии учащийся самостоятельно, индивидуально работает с текстом, определяя свой смысл прочитанного или увиденного. Пометки помогают организовать его понимание, помогают включить его в диалог с автором текста, с его содержанием. На основе пометок может быть составлена маркировочная таблица, в которой колонки имеют названия: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы», которые каждым учеником

                                       8

  1. Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?

• Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?

  1. Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию?
  2. Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему по-новому?

Учитель может продолжать задавать рефлексивные вопросы:

  1. Что вы в результате выяснили? (Дайте как можно более развернутые ответы.)
  2. После ответов учащихся можно спросить, почему они так думают.

В конце занятия или в начале следующего можно предложить учащимся ответить устно или письменно на три вопроса:

I. Что вы узнали нового?

2. Что вы поняли?        

3. Чему вы научились?

Как видно, подобные вопросы заставляют учащихся различать усвоение информации и понимание (порождение своего смысла), а также отличать то и другое от обучения конкретным умениям (компетентностям). Кроме этого учитель может организовать рефлексию учащимися самого метода, который он использует для работы с учащимися, или, другими словами, рефлексию своей собственной деятельности, своих целей и задач. На стадии рефлексии учитель решает несколько задач.

  1. Развивает способность учащихся к рефлексии.
  2. Учит отличать содержание - цели и результаты - от метода их реализации.
  3. Учит анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности.
  4. Учит критически относиться не только к идеям автора, но и к своим собственным.

В целом данная технология позволяет создать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, задавать себе и другим вопросы, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению автора или оппонента, не принимать все на веру, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, классифицировать, работать с понятиями, а не определениями; начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и роли учителя.

 

заполняются индивидуально. Согласно логике критического мышления, тексты, которые предлагаются учащимся, как правило, заранее делятся на несколько смысловых частей. После того как учащийся ознакомится с частью текста, следует команда СТОП. Он прерывает чтение и должен ответить на несколько вопросов, активизирующих его мышление. Вопросы могут быть самые разные. Например: «Почему герои рассказа не смогли сделать то-то и то-то? В чем проблема?», «Как вы считаете, что они станут делать дальше? Какие могут быть варианты?», «Что чувствовал герой, когда он..?», «Что думали окружающие, как они оценивали поступок героя?», «Как вы считаете, что произойдет дальше? Продолжите рассказ» и т.п.

После того как все прочли текст и сделали пометки, дается некоторое время на то, чтобы каждый смог как-то обобщить свой смысл прочитанного, сформулировать его в нескольких суждениях, заполнить таблицу. Здесь также можно объединить учащихся в пары или тройки и попросить их выработать общее мнение, но и учесть имеющиеся разногласия. Учащиеся должны сравнить те обобщения, которые получились ни основе прочитанного текста, с теми суждениями и обобщениями, которые они сделали самостоятельно. Должны отметить, что добавилось нового к тому, что они предполагали лишь на основе своего опыта, и составить более-менее целостное представление в отношении обсуждаемой темы или проблемы.

Стадия «вызов» может осуществляться в самых различных модификациях. Слушателям может даваться лишь название темы или рассказа, с какими-то ключевыми фразами, используя которые они должны составить свой собственный рассказ. Потом они читают авторский текст и сопоставляют то, что получилось у них, с тем, что предлагает автор. Они могут выделить то, что, с их точки зрения, им больше нравится у автора, а что у себя, и объяснить почему. На стадий осмысления предложенный текст можно заранее разбить на несколько частей. После прочтения одной части текста учащийся делает предположение о том, каково может быть продолжение в следующей части. Каждый раз предлагаемые версии обсуждаются, выбираются, с точки зрения учащихся, наиболее удачные, обсуждается, почему они удачные, и после этого читается авторское продолжение, которое сравнивается с версиями учащихся. Учащиеся вправе обосновать, например, почему им своя версия нравится больше, чем авторская.

3. Стадия рефлексии        

На этой стадии учитель выступает как организатор рефлексии учащихся. Каждый учащийся должен задать себе несколько вопросов.

  1. Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?

8                                                                                                                                                          9

Образцы уроков с применением технологии критического мышления

Марченко Л. А.                                          Модель урока литературы (7 класс)

Тема. «Тема судьбы в произведении. Истинное и ложное понимание чести.»      

                                (Повесть А. С. Пушкина  «Выстрел»)

Цель: обучение элементам анализа эпического произведения средствами критического мышления.

Задачи: 1) продолжить работу над формированием умения анализировать эпическое произведение, используя приемы «знаю, хочу узнать, узнал» и чтение с остановками;

2) развивать умение определять замысел автора через анализ художественного текста, аргументировано излагать свою точку зрения;

3) создать условия для увлеченного чтения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,     индивидуальная.

 Средства обучения: В мире литературы. 7 класс: учеб.-хрестоматия для    общеобразоват. учреждений / авт.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселев и др.;- М.: Дрофа, 2005

Ход урока

8                                                                                                                                                              21

20                                                                                                                                                            9

10                                                                                                                                                         19

18                                                                                                                                                         11

12                                                                                                                                                          17

16                                                                                                                                                           13

14                                                                                                                                                           15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Family" с использованием технологии критического мышления

На уроке английского языка по теме «Family» в 5 классе по учебнику « Spotlight» использована технология критического мышления. ученики знакомятся с правилами создания кластера и синквейна....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Методическая копилка учителя биологии Кондрахиной Ирины Станиславовны «Технология критического мышления на уроках биологии»;

Технология развития критическое мышления - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление»- это новый  взгляд на урок. Эта технологи...

статья "Методические приемы работы с текстом при использовании технологии критического мышления"

В статье рассматриваются основные приемы технологии критического мышления при работе с тектом разных жанров. Автор делится своим опытом об использовании таких приемов, которые целесообразнее использов...

методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления

Урок,  направленный на формирование  культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний  классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...