Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочной деятельности
статья по теме

Вихлянцева Марина Петровна

Отчет о работе над методической темой представлен в виде сообщения и сопровождающей презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otchet_o_rabote_nad_metod.temoy_.zip1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

    Два года назад я выбрала тему по самообразованию «организация научно-исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочной деятельности».

Мною была разработана индивидуальная образовательная программа по данной теме. На сегодняшнем этапе  опыт работы по теме позволяет подтвердить, что ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими.

Для реализации педагогической темы школы передо мной  ставится  задача  формирования творческого мышления, организации продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности.

 Слайд2

       Поэтому первое, что требует новый подход  к образованию - это смена парадигмы образования «ученик- учебник  - учитель  на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Слайд 3  

               Такой подход  предполагает поиск новых форм и методов обучения. Актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, обобщать, классифицировать, делать выводы и умозаключения, т.е. проектный метод.

Слайд4

                Основную мысль  современного  образования  отражает известная китайская мудрость:       Скажи мне и я забуду,

                     Покажи мне и я запомню,

                    Дай мне действовать самому и я научусь.

Слайд5

В процессе работы над данной темой для меня стали актуальными следующие вопросы  :

  1. Как развить у ребенка потребность и способность искать новое?
  2. как научить его видеть проблемы?
  3. как научить конструировать гипотезы?
  4. как научить детей задавать вопросы?
  5. как научить наблюдать, экспериментировать?
  6. как научить делать умозаключения и выводы?
  7. как научить классифицировать?
  8. как научить давать определения понятиям?

Слайд 6

Для развития исследовательских способностей детей на уроках математики я использую  методический материал, направленный на развитие умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, умений наблюдать и классифицировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

В частности

Развитие умений видеть проблемы.

Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций:

а) учителя ;

б) одноклассника;

в) воробья, прыгающего по карнизу за окном класса.

Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Найди возможную причину события»

  1. на улице звучит музыка;
  2. ученик не решил задачу;
  3. учитель не доказал теорему или забыл формулу. Ваши действия…;

Задание «Самое логичное и нелогичное объяснения»

Придумать два самых логичных объяснения следующим событиям:

  1. Катя не подготовила сообщение о математике;

Задание станет интереснее, если придумать фантастические и неправдоподобные объяснения:

  1. представьте, что воробьи стали размерами с больших орлов;
  2. представьте, что учитель математики забыл таблицу умножения и т.д.
  3. Развитие умения задавать вопросы.
  4. Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о новой теме?».

Слайд7

В последнее время организация исследовательской деятельности занимает главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов исследовательской деятельности способствует овладению математической культурой, и, как следствие, повышению уровня математического развития учащихся.

Слайд8

Исследовательская работа – деятельность творческая. Поэтому важно прививать школьникам умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в

умения и навыки.

Слайд 9

При выполнении исследовательских работ нацеливаю учащихся на осознание проблемы, постановку целей и задач исследования, выработку гипотезы, ее проверку теоретическими средствами и средствами практики. Важная роль в процессе создания исследовательских работ принадлежит компьютерным и Интернет технологиям, как основному источнику получения новейшей информации.

Слайд 10

В настоящее время многие учащиеся школ владеют компьютерными и Интернет технологиями, что может существенным образом повысить уровень выполняемых ими исследовательских работ. Однако следует отметить, что включение компьютера в структуру исследовательской работы

ни в коем случае не вытесняет из деятельности преподавателя.

Слайд 11

Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность привела к использованию исследовательских работ в качестве источника новых знаний. В этом случае создается конкретная возможность говорить о субъективном присвоении знаний, так как теперь самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогами исследовательской работы

становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками.

Слайд12

Для более успешной реализации разработанной мною программы возникла необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Слайд 13

На сегодняшний день я работаю над системой работы по организации научно-исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочночной деятельности при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.

            Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут я планирую разработать:

  1. для слабого ученика,
  2. для сильного ученика.

Слайд 14

 И в заключении хотелось бы сказать, что тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях

лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она

может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка   ...

Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся...

Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы

статья, рассказывющая о опыте создания в школе научно-исследовательских сообществ и их роли в образовательном процессе...

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...