Планирование целей урока и результатов
статья по теме

Купцов Александр Юрьевич

планирование целей и результатов (для молодых специалистов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование целей урока и результатов 

Автор статьи: Купцов Александр Юрьевич–

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ “СОШ 2 – многопрофильная”

Вопрос о постановке цели   урока  существует  столько же, сколько и сам урок. Вне зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности   учитель, готовясь к  встрече с учениками, задает себе, казалось бы, вечные  вопросы: «Для чего сегодняшний урок? Чему  я научу  своих воспитанников? Как   сделать знания, умения и навыки доступными для всех?»

Не за горами переход основной школы на новые образовательные стандарты. И тогда вопрос постановки целей урока станет еще более востребованным. Мы постепенно отходим от знаниевой парадигмы обучения, все больше склоняясь к развивающей компоненте. Ее роль в классической триединой цели (знания – развитие - воспитание) все более усиливается. Становится   более актуальным  вопрос о технологии постановки цели  урока.

Актуальность вопроса существует  также в связи с тем, что в школе постоянно происходит смена поколений педагогов. Приходят молодые, полные сил и уверенности учителя. Они учились в высшей школе уже  новой России, они более прагматичны, более  нацелены на результат в технократическом его понимании.

И не секрет, все чаще можно услышать рассуждения о «марании бумаги» в  контексте формулировки целей урока. Главное – выполнить набор данных в учебнике упражнений, четко следовать тематическому планированию, проводить мониторинг результатов обучения.

В этой связи необходимо помнить о соотношении цели и результата.

Часто встречаются три варианта.

1. Конечный результат (который   должен быть обязательно измерен) не только близок, но иногда превосходит поставленную цель.

2. Конечный результат уступает поставленной цели.

3. Конечный результат противоречит поставленной цели.

Очевидно, что в первом варианте школа  явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам и планам.
Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат — тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за  плохой системы школьного менеджмента, в других случаях — из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей.

Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д. Более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются.

А так как школа – это «маленькое государство», копия того общества, в котором она существует, то со всеми тремя вариантами мы постоянно сталкиваемся.

Так как же соотнести цели и результаты, и как следует трактовать эти понятия?

Нам кажется более подходящей классическая трактовка пары «цель – результат» изложенная А.Н. Леонтьевым.

«Цель определяется   А.Н. Леонтьевым  как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком. Психолог увязывает два понятия – цель и результат через деятельность. Соответственно, нужен  мотив —   то есть то, ради чего производится эта деятельность, а цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Т.е. выстраиваются  2 цепочки понятий: 1) цель – деятельность – результат, 2) мотив - деятельность

При этом, мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобретении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А. Н.Леонтьева «сдвигом мотива на цель») или, напротив, мотив становится целью.

А.Н. Леонтьев  отдельную, конкретную деятельность выделял  из системы деятельностей по критерию мотива. Мотив обычно определяется в педагогике  как то, что «движет» деятельность, то, ради чего эта деятельность осуществляется. А.Н. Леонтьев был не против этого определения мотива, но считал его довольно широким, не уточняющим природу (сущность) «двигателя», тем более что побуждать к деятельности могут и другие образования, не являющиеся в строгом смысле слова мотивами. Поэтому более узко он определял мотив как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к категории «потребность».

Потребность  — это   нужда человека  в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психическом уровне (этим    отличается от нужды как таковой, которая есть и у растений, в то же время потребностей у них нет, поскольку отсутствует психическое отражение нужды организмом).

Итак, ко второй цепочке понятий добавляется потребность:

Потребность – мотив – деятельность.

Наиболее широким является понятие «мотива», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотив  представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность.

Понимаемый как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотив  изучается в самых разных аспектах, в силу чего   трактуется   по-разному. Исследователи определяют мотив  как         особую сферу, включающую в себя потребности и    интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Причем, по А.Н. Леонтьеву, деятельность в данном контексте представляет набор, последовательность действий и операций.

В обобщенном виде указанные выше две  цепочки понятий могут быть отражены в   схеме 1:


Педагогическая целесооборазность при достижении цели (соотнесенная с результатом) как раз и определяется конкретным набором предпринимаемых действий учителем и планируемых им  действий для учеников, а также организацией операций, производимых на уроке. Короче говоря, в этом и есть суть педагогического мастерства учителя при планировании урока и достижения его целей в виде результатов.

Итак, планируя урок, молодому специалисту следует

- организовать ряд мероприятий по формированию интереса к изучаемому предмету: внеклассными мероприятиями, пропагандой значимости предмета в современном мире, яркостью, образностью, нестандартностью и т.д. (об  этом - отдельный разговор). Каждый урок должен чем-то удивлять. Будьте эмоциональны на уроке!

- помнить, что сформированный таким образом интерес даст толчок к потребности в изучении предмета, в возникновении мотивов учебы, ученики будут с желанием посещать уроки (не все, конечно, но основная часть);

- планируя цели урока, не ставить мысленно знак равенства между целью и результатом, как это иногда преподносится в литературе. Помните, что к результату приведут Ваши продуманные мероприятия (а в нашем контексте – действия и операции), которые вовсе могут не совпадать и часто не совпадают с механическим выполнением череды упражнений учебника. «Раскрывайтесь»  на уроке! Не  уходите «в сторону», как бы ни были соблазнительны  различные возникающие на уроке ситуации.

- помнить, что цели, как и результаты, должны быть заданы операционально, что их можно отследить и замерить.

При соблюдении этих условий успех на уроке Вам гарантирован.

Список использованной литературы:

Р.С.  Немов Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

А. Большаков.  Краткий  курс.  МЕНЕДЖМЕНТ.  Учебное пособие

Е.Е. Соколова.  Основные положения неклассической психологии А.Н. Леонтьева

 

Приложение >>

 Приложение

Системный подход к формулировке целей уроков английского языка

Системный подход в постановке целей  урока английского языка позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал. К этим факторам относятся:

а) содержание учебного материала, в том числе лингвострановедческие и   страноведческие знания;

б) средства обучения, в том числе аутентичные материалы, которые больше
всего помогут приблизить учащихся к естественной культурологической среде;

в) формы организации познавательной деятельности;

г) методы, формы и приемы, которые использует учитель в учебном процессе;

д) разнообразные формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;

е) поддержание у школьников интереса к предмету, формирование стойкой мотивации к изучаемому иностранному языку.

Нельзя забывать и о развивающем аспекте урока. Развивающие цели урока формулируются, исходя из психологических закономерностей обучения иностранному языку. На уроках иностранного языка можно развивать сенсорное восприятие, двигательную, волевую, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы личности школьника.

В соответствии с этим используются такие формулировки развивающих целей урока:

 - формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков (общеучебные и специальные умения и навыки, навыки самоконтроля, умения и навыки самостоятельной работы);

- формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков (абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, систематизация, логика);

- развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности;

- развитие учебно-информационных умений и навыков (при обучении чтению);

- развитие коммуникативных умений и навыков (в процессе общения на языке);

- развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет использования   синонима,   перифраза и т. д.).

Таким образом, цели урока не могут быть произвольными, они взаимосвязаны с содержанием того, что будет в поле зрения учителя на данном уроке.

Проиллюстрируем взаимосвязь практических целей урока с содержанием языковых знаний, навыков и коммуникативных умений по четырем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму.

Вид речевой деятельности: чтение.

Формулировка    практических   целей урока: Развитие умения читать.

  1. Формирование (совершенствование, развитие) техники чтения вслух или про себя).
  2. Развитие умения читать с извлечением основной информации.
  3. Развитие умения читать с извлечением полной информации.
  4. Развитие умения читать с извлечением нужной информации.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

1. Овладение алфавитом, умение устанавливать звукобуквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением; овладение основными правилами чтения; увеличение оперативной единицы восприятия текста (слог, слово, синтагма, фраза, абзац); овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного (в том числе за счет языковой догадки и умения предвосхищать отдельные грамматические формы и содержание текста); овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием, иноязычным и логическим ударением).

2. Понимание и осмысление главных фактов нормативного несложного художественного, научно-популярного, публицистического, прагматического текста, соответствующего возрастным особенностям и интересам учащихся.

3. Полное и точное понимание несложного аутентичного и адаптированного текста; умение ориентироваться в лингвистических особенностях изучаемого языка; умение анализировать отдельные места текста и делать выборочный перевод.

4. Овладение просмотровым чтением, умение прочитать текст по диагонали и выбрать заданную или интересующую информацию.

Вид речевой деятельности: говорение.

Формулировка практических целей.

  1. Развитие умения говорить (монологическая речь).
  2. Развитие умения говорить (диалогическая речь).

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

  1. Умение подготовить связное высказывание по теме; умение передать прочитанное с опорой на текст; умение кратко передать основную мысль прочитанного (услышанного) с опорой на текст; умение выразить свое отношение к прочитанному, используя речевые клише.
  2. Овладение диалогом этикетного характера, диалогом-расспросом, диалогом-побуждением к действию, диалогом-обменом мнениями; полилогом  (способностью к общению в группе).

Вид речевой деятельности: аудирование.

Формулировка практических целей урока.

1. Развитие  умения аудировать.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

  1. Восприятие на слух и понимание речи, предъявляемой учителем или в
    звукозаписи; умение добиваться понимания партнера с помощью переспроса,
    просьбы пояснить, перевести, повторить, выразить свою мысль иначе.
  2. Восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью
    проникновения в их содержание (с полным пониманием и с пониманием основного содержания).

Вид речевой деятельности: письмо. 

Формулировка практических целей урока.

  1. Формирование (совершенствование, развитие) навыков письма как графической системы.
  1. Развитие коммуникативных умений письма.

Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.

1. Овладение графическими и орфографическими навыками; умение ими пользоваться в письменной форме на иностранном языке.

2. Овладение письмом как средством фиксации звучащей речи; умение письменно оформить и передать элементарную информацию (план прочитанного или прослушанного текста, выписки из текста, короткое поздравление и пожелание, заполнение формуляра, анкеты, написание письма с использованием формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»

   Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен ...

Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности

    Какие  методы  и  подходы  я  планировала для  преобразования  школы? Это анкетирование, интервью, наблюдение  и  изучение,  Прог...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Концепция видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»

Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет  для формирования системы  формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таки...

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты

Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...

Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов обучения.

Технологическая карта урокаПредмет: литература Класс: 10Учитель Бесолова Рита Казбековна Тема: Страницы жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Цель урока: достижение планируемых результатов...