Использования информационных компьютерных технологий в работе воспитателя с детьми в интернате.
календарно-тематическое планирование по теме

Веселова Зинаида Ачинамовна

Использование современных технологий в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат

 

 

Использования информационных компьютерных технологий в работе воспитателя с детьми в интернате.

Заместитель директора по ВР

в интернате

Веселова З.А.

                                                     

                                               

                                              с. АНТИПАЮТА

                                                                             2012 г.

            В России давно существует и действует система воспитания детей, однако имеются серьезные проблемы (нестабильность социально-политической обстановки, инфляция, безработица, низкий жизненный уровень многих семей, демографическая «яма») все это отрицательно влияют на эффективность образовательно-воспитательного процесса. Существуют и другие проблемы, связанные с состоянием современной системы образования и воспитания.

 Это низкий уровень культуры, творческого и критического мышления, духовности как составной части интеллекта, традиционная парадигма образования и воспитания, ориентированная в основном на передачу учащимся готовых выводов науки (педагогами, средствами обучения) фактов, закономерностей, принципов и правил.

 Вместо того, чтобы научить детей самостоятельно их открывать, т. е. обучить приемам и способам решения проблем. И поэтому дети, в основном проживающие, в интернате с трудом выходят, во взрослую жизнь, испытывая трудности в решении собственных проблем. Нет рядом родителей, воспитателей которые могут направить на правильный путь.  И как чаще оставаясь наедине со своей проблемой, не находя выхода, им легче вернуться домой, в поселок, в тундру. Приходя в этот мир, дети застают уже существующие в обществе совокупности материальных и духовных ценностей. Чтобы они могли пользоваться ими и умножать их, общество соответственно «окультуривает» их – в итоге формируется индивидуальная культура человека. В этом процессе большую роль играют образование, воспитание их человекообразующие функции, особенно «культуросозидательная», обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Составными частями общей культуры личности являются интеллектуальная, правовая, политическая, эстетическая, нравственная (этическая) и физическая культура.

 Поэтому, необходимо способствовать обретению воспитанниками личностного нравственного опыта, становлению жизненного самоопределения. И цель образовательных учреждений нацелена на передачу максимального объема знаний, на духовно-нравственную основу человеческого становления и развития, на формирование человеческой индивидуальности. В этой связи представляется особенно важным включение медиаобразования в учебно-воспитательный процесс школ-интернатов. Возможности и удобства, которые предоставляют, создавать объективные предпосылки для использования информационных технологий в сфере образования, воспитания, и досуга. Целью медиаобразования является развитие медиакомпетентности воспитанников,  подготовка к жизни в современных информационных условиях,  способности мыслить критически и независимо от той или иной информации, сравнивать и оценивать сообщения, передающиеся по каналам медиа, овладевать способами современной коммуникации. Но, существует ряд  противоречий  между необходимостью подготовки воспитанников к жизни при  нарастающей информатизации общества, и реальным состоянием практического использования медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. А также отсутствием целенаправленного педагогического руководства этим процессом и слабым использованием потенциала медиаобразования. Данное противоречие и породило ряд проблем, которые заключаются в поиске путей разрешения данных противоречий, требующих выявления педагогических методов эффективности использования медиаобразования в воспитании детей:

  1. низкий уровень осведомлённости воспитателей об использования компьютерных технологий  в воспитательном процессе;
  2. нежелание многих воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы воспитания;
  3. недостаточная оснащённость образовательных учреждений, в том числе и  школ-интернатов;

        Но, бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс, наложили определенный отпечаток на деятельность современного учителя и воспитателя. Сама жизнь поставила педагогов перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательно-воспитательном  процессе. В школе-интернате имеется компьютерный класс, который оснащен интерактивной доской, после уроков дети с удовольствием приходят сюда. Здесь они могут найти необходимую информацию и любимую музыку, подготовить доклады и рефераты к урокам, подготовиться к внеурочным мероприятиям, участвовать в различных конкурсах. На уроках в школе воспитанники приобретают навыки работы с компьютерным оборудованием, осваивают технологии программирования, выполняют творческие проекты по разработке новых электронных ресурсов, занимаются исследовательской деятельностью.

                  Вот лишь небольшой перечень уроков, где учителя  использовали компьютерные технологии: Постнова С.В. «Исследовательская деятельность на уроках и во  внеурочное время», Постнов А.Г. «Технология учебного проекта в преподавании информатики», Вануйто Э.Б. «Использование информационных технологий в преподавании Культуры народов Севера», Федоров С.Л. «Использование информационных технологий в преподавании истории», Яровикова О.И. «Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка», Яр И.В. «Использование информационных технологий в преподавании ОБЖ», Лысенко В.В. «Изучение и внедрение в практику работы информационных технологий», Ярандайкина З.А. «Использование компьютерных технологий в преподавании музыки», Тетерюк А.А. «Использование информационных технологий на уроках русского языка», Кириллов Н.П. «Метод проектов на уроках технологии (мальчики)», Перевалова Н.С. «Технология учебного проекта в преподавании технологии (девочки)».  В соответствии с планом Департамента образования Администрации Тазовского района, с целью повышения интереса к изучению истории России, малой родины и активизации поисковой, научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов был проведен конкурс «Мой первый доклад» на котором приняли участие три ученика  Окотетто Анастасия, Сусой Дмитрий,  Салиндер Александра  - учитель Костив Е.И.,  Мехнина Олеся - учитель  Тузова С.А.

     Во всероссийском туре Международной олимпиады «Кенгуру» (математика) участвовали – 114 школьников, «Русский медвежонок» - 65 человек, «Совенок»  - 34, в соревнованиях «Первый Всероссийской  интернет - олимпиады  по информатике» приняли участие 3 ученика, интернет - викторина «Математика в терминах – 6 человек из 9 класса, в игре «Интернет – карусель» (математика) приняли участие ученики 7 -9 классов.

               Компьютер стал для многих педагогов эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и повысить качество педагогического труда и воспитательного процесса.

             Информационные технологии позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы. Позволяют педагогу вместе с детьми получать удовольствие от увлекательного процесса познания и  внедрения. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в работе воспитателя вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Дети младшего возраста с интересом  включаются в работу с воспитателем, если он смог заинтересовать их. У них  развиваются внимание, мышление, память. Быстрее запоминаются основные цвета, геометрические фигуры. Ребенок быстро догадывается, как правильно размещать предметы по свойствам: одинаковые по форме, но разные по цветам или одинаковы по цвету, но различные по фигуре.  В младшем  возрасте преобладает наглядно-образное мышление, благодаря  этому ребенок имеет возможность усвоить ее в своем темпе.

            Еще несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в воспитательном  процессе. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Приходилось ценой больших усилий рисовать наглядность и развешивать оформление на листах ватмана, на которых изображения выглядели не всегда эстетично.  Изменился  мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, при изготовлении необходимого дидактического пособия, материала, предметных и сюжетных картинок, масок, медальонов для подвижных игр и многого другого мы реже берем в руки карандаши, кисточки и краски. На помощь воспитателю пришли информационные технологии, которые  являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации: списков детей; сведения о родителях; диагностики развития детей; создание  различных бланков, документов;

 консультаций и рекомендаций, как для педагогов, так и для родителей и детей; составление отчетов и оформление папок, стендов, и др.

                               Уже многие  педагоги, воспитатели нашей школы применяют компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Они берут информацию на классные часы из Интернета, используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, по профилактики вредных привычек и так далее и  с успехом применяют для повышения эффективности  внеурочной деятельности и  досуга воспитанников.

                Так, в октябре и в марте  были  проведены  методические дни  классного руководителя  и воспитателя по теме «Организация профориентационной работы в условиях современной школы», в рамках которого были проведены открытые классные часы и мероприятия. К методическому дню воспитателями были подготовлены  открытые мероприятия: «В мире профессий» - группа № 8 (воспитатель Александрова Т.В.),  «Выбираем вместе» - группа № 7 (воспитатель Галактионова Е.А.),  «Я и моя профессия» - группа № 14  (воспитатель Вануйто Е.А.), «Престижные профессии: миф и реальность» - группа № 14  (воспитатель Ядне А.Э.), «Твоя будущая профессия» - группа №  13  (воспитатель Ядне М.Э.), «Все работы хороши, выбирай на вкус» - группа № 3  (воспитатель Адер А.К.).  На открытых мероприятиях воспитатели активно использовали музыкальное сопровождение, обширный наглядный материал, современные технические средства, разные формы работы (стихи, мини-сочинения, рисунки, показ мод, исследовательская работа…). Классные руководители и воспитатели серьезно готовились к каждому мероприятию методического дня. Все мероприятия прошли на удовлетворительном и хорошем методическом уровне.  Подготовка таких мероприятий требует много времени, большую предварительную работу по сбору текстового и иллюстративного материала, написания текста. А использование графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера вносит не только своеобразную эстетику, но и создает благоприятный эмоциональный фон во время проведения праздников, мероприятия. Разумное использование наглядных средств играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников. Чтобы поднять тонус ребенка и держать его внимание на протяжении всего мероприятия, нужно подавать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. Это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Подобные мероприятия помогают решить следующие дидактические задачи: 

 получить и систематизировать знания из проведенного мероприятия; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к получению новых знаний и стремление расширить их в целом; оказать учебно-методическую помощь воспитанникам в самостоятельной работе над поиском  материалов.

Но, потенциальные возможности использования медиаобразования в воспитании детей  в интернатах пока еще используются слабо. Так, у нас в интернате имеются два компьютера, у заместителя директора и организатора, подключенные к интернету, и ноутбук, которым воспитатели могут пользоваться при  работе с детьми. Конечно, этого мало, чаще воспитатели пользуются своими ноутбуками. С каждым годом коллектив воспитателей пополняется молодыми специалистами, которыми шагают в ногу со временем. Они считают, что мультимедийные средства постепенно становятся мощным техническим средством воспитания, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Работая с  детьми, многие педагоги уже сейчас задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей; какие новые формы работы можно организовать в будущем.

Считаю, что для этого нужно на методических советах, методических объединениях воспитателей провести работу:

  1.  по вопросам использования информационных технологий в образовательно-воспитательном  процессе в разных возрастных категориях, физиологических и гигиенических аспектах использования информационных технологий, их коммуникативной функции. Об особенностях использования информационных технологий в воспитательном процессе в контексте всестороннего развития;
  2. изучить особенности влияния компьютерных игр, Интернета  на  ребенка.

 И одно из пожеланий коллектива воспитателей, чтобы здание нового корпуса интерната был оснащен медиазалом и  компьютерным кабинетом с интернетом. А для совершенствования работы по использованию технологий в воспитательной  деятельности в школе - интернате при наличии специалиста по компьютерным технологиям неплохо было бы запланировать:

  1. проведение серии занятий «Проектный метод в деятельности педагога», которые были бы  организованы на протяжении всего учебного года. Основной задачей этих занятий являлось не только ознакомление педагогов с инновационной технологией, но и проведение игр-тренингов, способствующих развитию творческого воображения, гибкого мышления воспитателей, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций;
  2. создание аудио- и видеотеки, где педагоги и школьники смогли бы самостоятельно найти интересующую их информацию. Цель данной работы – расширение возможностей педагогов, детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира и для широкого использования возможностей компьютерных технологий в творческой деятельности;
  3. организация игры-развлечения для воспитателей «Творим, изменяем, экспериментируем…». Цель данного мероприятия - повышение мотивации воспитателей на сотрудничество с коллегами, обмен опытом.