«Использование новых педагогических технологий в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»
материал

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_kugesi.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

    БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

Доклад на тему:

«Использование новых педагогических технологий в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»

Подготовила:

воспитатель Архалькина И.П.

Саланчик, 2023

«Использование новых образовательных технологий в работе воспитателя при работе с детьми ОВЗ»

 Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача для нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках и занятиях с детьми ОВЗ:

 

Технология разноуровневого обучения

Технологию разноуровневого обучения я применяю при изучении новой темы или вначале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.

Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения педагогом и учениками.

Технология проблемного обучения

Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

На современном занятии ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока, занятия.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-     подвожу воспитанников   к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

-   сталкиваю противоречия в практической деятельности;

-   излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Результат проблемного обучения:

Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые, на мой взгляд, в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.

Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный и воспитательный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например, игра – путешествие.

Таким образом, дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях помогают мне пополнять, углублять и расширять знания и являются средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

Информационно-коммуникационные технологии

 Из всех информационно-коммуникационные технологий больше всего мне нравится такой вид наглядности как мультимедийная презентация, так как именно она является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления   материала к внеклассным занятиям. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:

  • - дает возможность   воспитателю самостоятельно скомпоновать материал, исходя из особенностей конкретной группы воспитанников, темы, предмета, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного и воспитательного эффекта;
  • - позволяет быстро и доходчиво изображать вещи, которые невозможно передать словами;
  • - поддерживает высокую производительность занятия;
  • - устанавливает межпредметные связи с другими предметами;
  • - способствует соблюдению логики подачи учебного материала;
  • - вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • - усиливает воздействие выступления педагога.

Кроме того, изготовленные к урокам и внеклассным занятиям презентации значительно экономят время учителя и воспитателя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятий.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий   позволяет мне без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья воспитанников с ОВЗ, но и повысить эффективность   воспитательного процесса.

Личностно-ориентированный подход в обучении

 Личностно-ориентированный подход в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

Проводится индивидуальная работа с учащимися, дифференцированный подход к каждому ученику на разных этапах урока.

Результат:

  • - развитие различных видов мышления;
  • - развитие основных видов операций;
  • - коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы;
  • - развитие речи учащихся;
  • -Коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Групповые технологии

  Групповые технологии позволяют обеспечить активность учебно- воспитательного процесса; достичь высокого уровня усвоения содержания материала.

 При использовании   групповые технологий:

-  детей на занятии делю на группы для решения конкретных задач;

- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Технологический процесс групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания -
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
инструктаж о последовательности работы,
раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:
знакомство с материалом,
планирование работы в группе,
распределение заданий внутри группы,
индивидуальное выполнение задания,
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть -
сообщение о результатах работы в группах,
анализ познавательной задачи,
общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Заключение

В заключение, хочу сказать, закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются новые технологии обучения.

Творческих успехов и эффективной работы!

Список используемой литературы:

1.  Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1999. - 192 с.

2. Гасанова, Н.В. Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Н.В.Гасанова. – (734 КБ) – Режим доступа http://konkurs.ciur.ru/ – 11.08.2015.

3.  Жук, Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. 2006. – № 2. – с. 53-57.

4.  Кураченко, З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. 2004. – № 4.– с. 60-64.

5.  Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной школы. – 2002. – № 1. – с. 14-18.

6.  Лукъянова, М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. – 2006. – № 2. – с. 5-21.

7.  Разина, Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. – 2004. – № 3.– 125-127.

8. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания, 2010

9. Черномурова, Н.А. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах [Электронный ресурс] / Н.А. Черномурова. – Режим доступа http://wwwnachalnayasc.ucoz.ru/ - 26.02.2016.

10. Что такое мультимедиа? [Электронный ресурс] / - Режим доступа - http://www.studfiles.ru/ - 24.02.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра.

Современные педжагогогические технологии являются одним из условий эффективности иновационной деятельности "СРЦдН"....

Работа по самообразованию: "Повышение мотивации обучения на уроках физкультуры посредством использования новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС"

На современном этапе обучения в век развития современных технологий и компьтиризации сложно удивить учеников чем-то новым. Дети приходят на уроки с телефонами и не отрываясь от смартфонов разговариваю...

Презентация к работе по самообразованию : " Повышение мотивации обучения на уроках физкультуры посредством использования новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ".

В презентации отображается моя работа повышение мотивации обучения физкультуры посредством использования новых педагогических технологий. Здесь показано на примере работа с кейсами , проектная деятель...

Статья «Использование новых педагогических технологий в организации самостоятельной работы в процессе личностно – ориентированного воспитания»

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество ...