Использование новых педагогических технологий и специального оборудования в коррекционной работе с обучающимися после КИ
консультация

Материал для педагогов, работающих с обучающимися после КИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование новых педагогических технологий и специального оборудования

в коррекционной работе с обучающимися после КИ

Метод кохлеарной имплантации в последнее время  является лидером среди средств помощи людям с нарушенным слухом, что подтверждается постоянным ростом числа имплантированных обучающихся. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении 34 % таких учеников и воспитанников.С каждым годом этот % увеличивается, за последние три года увеличение составило 12 %

Обучающиеся  после КИ нуждаются к коррекционно-педагогической помощи, которая состоит из нескольких этапов.

Краткая характеристика этих этапов, рекомендованных О.В. Зонтовой

Этапы коррекционно-педагогической помощи после КИ

Первый этап –

формирования слуховых представлений на базе новых слуховых

возможностей с помощью кохлеарногоимпланта.

Второй этап –

возникновения дифференцированных слуховых представлений и становления

спонтанной устной речи детей.

Третий этап –

развития адекватных слуховых представлений и активного развития речевого

общения.

Цель специальной коррекционно – педагогической помощи после кохлеарной имплантации - научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые) понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи. Ее конечной целью можно рассматривать подготовку таких  учеников и воспитаников к обучению в общеобразовательной среде. В ходе осуществления коррекционно – педагогической помощи у них формируются виды речевой деятельности такие как:

- слушание (аудирование), обеспечивающее восприятие и понимание звучащей речи, а также различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание информации, предъявляемой на слух в нормальномтемпе.

-говорение, содействующее использованию средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения, практическое овладение простейшими диалогическими единствами и ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения, а также следованию в практике речевого общения основным произносительным, лексическим, грамматическим нормам современного русского литературного языка.

Основным подходом в оказании коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации в России и за рубежом является слухоречевой подход к ее проведению.

Основа слухоречевого подхода состоит в том, чтобы язык и речь изучались ребенком через развитие слухового восприятия. Данный подход базируется на том, чтобы научить ребенка воспринимать звуки окружающей среды, приводя к естественному развитию речи и языка, а слухоречевая практика требует, чтобы с ребенком взаимодействовали через разговорный язык и создавали слухоречевую окружающую среду.

         Педагогическая реабилитация с имплантированными детьми проводится сурдопедагогом на индивидуальных и фронтальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Несмотря на  то, что работа учителя- дефектолога имеет узкую направленность, и длительность занятий всего 20 минут. Каждому из нас хочется  сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными.

В условиях реформирования системы образования перед сурдопедагогом  встает проблема коррекции содержания учебного материала и методов преподавания для обучающихся после КИ.

Главной задачей является  построение процесса обучения   таким образом, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания.  Но ещё важнее научить обучающихся добывать информацию  или создавать новую. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения и с детьми после КИ в нашем предмете, то есть вовлечение обучающихся в учебную деятельность. А это невозможно без внедрения новых  технологий в обучении.    

Все классы  нашей школы уровня начального образования оснащены FM- системами AMIGO OTICON – это является одним из обязательных условий оснащения образовательного процесса по ФГОС для детей с проблемами слуха и обучающихся после КИ.  FM – системы позволяют обучающимся повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, локализовать звук в пространстве. Данная аппаратура используется обучающимися после КИ в течение всего учебного дня, а также и во время внеурочной деятельности.

 Все кабинеты индивидуальных занятий оборудованы компьютерами, на которых установлена программа «Профессор Хиггинс», практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи, аппаратами Интон М, электроакустической аппаратурой «Верботон», интерактивными досками.

Программа «Профессор Хиггинс» - это полный фонетический и лексический справочник.

Цель данной программы- научить школьников с проблемами слуха и после КИ слышать и понимать разговорную речь. Главное отличие от других обучающих программ состоит в том, что ученик может не только слышать, но и визуально сравнить своё произношение с эталонным образцом, а это очень важно для детей с недостатком слуха, так как включается дополнительный зрительный анализатор.

Программа состоит из пяти  разделов:

•        Звуки

•        Произношение

•        Аудирование

•        Разговорник

•        Словари

Раздел «Звуки» мы используем при постановке звуков, при автоматизации и дифференциации звуков по мягкости и твердости в слогах. Ученики с удовольствием  сравнивают свое произношение с эталоном.

Раздел «Произношение», «Словари» мы применяем  в своей работе при автоматизации и дифференциации звуков в словах. А  раздел «Произношение» при работе над словесным и логическим ударением, при изучении правил орфоэпии. Работать в этом разделе очень удобно, так как все упражнения снабжены теоретическим описанием и многочисленными примерами. Это позволяет ученикам произносить слова, соблюдая правила орфоэпии, сравнивать их с правильным произношением.

Часто в своей работе мы пользуемся разделом «Разговорник», здесь очень много лексических упражнений для тренировки произношения, обогащения словарного запаса. В этом разделе есть диалоги, пословицы, скороговорки, стихи. Весь материал подобран по фонетическому принципу, что позволяет использовать его при автоматизации и дифференциации звуков во фразах. Эта программа помогает обучающимся после КИ достичь положительных результатов в развитии слухового восприятия и  формировании самоконтроля над произношением.

        Одной из характерных особенностей устной речи обучающихся с проблемами слуха является недоразвитие ее интонационной стороны. В речи обучающихся после КИ наблюдаются ошибки в словесном и логическом ударениях, темп речи нарушен, их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо. Поэтому работа над просодической стороной речи неотъемлемая часть работы сурдопедагога в период реабилитации обучающихся после КИ.

Одним из способов  достижения наилучших результатов в развитии ритмико-интонационной стороны речи, является использование речевого тренажера ИНТОН-М.

         Тренажер представляет собой целостную функциональную систему, в которой используются три базовых сенсорных канала речевого воздействия: слуховой (остаточный слух), зрительный и вибрационно-тактильный.При работе с обучающимися после КИ слуховой канал не используется.


         Функции в речевом тренажере позволяют организовать индивидуальную работу с обучающимися после КИ для решения следующих задач: 
•    работу над высотными модуляциями голоса (тренировка механизмов голосообразования); 
•    работу над силой звука; 
•    работу над интонацией речи; 
•    отработку логического ударения. 

При работе над модуляциями голоса мы обращаем внимание ученика на светящуюся шкалу, это  позволяет наглядно контролировать повышение и понижение голоса и тем самым тренировать механизмы произвольного управления голосовыми связками.

          Помимо развития навыков управления голосом, при помощи Интон формируем у обучающихся после КИ умение управлять громкостью  произношения. Благодаря такой комплексной работе развивается совокупная пластичность органов речи. Работа над силой звука производится с помощью вертикальной светодиодной шкалы, включаемой кнопкой «ГРОМКОСТЬ»

       Работая над слитностью произношения, используем индикатор «СЛИТНОСТЬ». Индикатор слитности, раздельности произнесения слов или фраз при речевой работе ученика дает ему возможность визуально контролировать навык слитного произнесения различных сегментов, расстановку пауз, то есть в конечном итоге контролировать общий ритмический характер своей речи.

          Работа с Интоном позволяет добиться положительных результатов при работе над интонацией. Интонация не только фонетически организует речь, формируя целостность и законченность высказывания, она также несёт и смысловую нагружу.

               Для освоения включается шкала основного тона, и упражнение произносится в микрофон. Учитель - дефектолог  сначала сам произносит вопрос и ответ, демонстрируя их как образец.              На вопросе загорается большее количество элементов световой шкалы - это вызвано подъёмом высоты тона; на ответе (т.е. утверждении) загорается несколько элементов и при этом отсутствует динамика.

           Функции Интон позволяют проводить работу над логическим ударением. Перемещение логического ударения во фразе меняет её содержание.

         На слове, выделенном логическим ударением, происходит существенный подъём высоты тона. При контроле интонации с помощью прибора на ударном слове наблюдается увеличение количества светящихся элементов шкалы.

          При использовании  речевого комплексного тренажёра  «ИНТОН-М» в работе с обучающимися после КИ,нужно отметить положительное отношение детей к работе на тренажере, что способствует достижению положительных результатов.

С  детьми после операции кохлеарной имплантации используем ЭВА «ВЕРБОТОН –ВТ-15», но только с применением вибратора, который позволяет почувствовать ритм, темп, голос, структуру предложения и развивает слушание через костную проводимость. Данная работа позволяет добиться результатов в более короткие сроки, обучающиеся после КИ преодолевают скованность, улучшается качество произношения и слухового восприятия- ученики слышат шепотную речь.

Для различения и запоминания бытовых звуков и звуков окружающей среды  с обучающимися после КИ в  своей работе используем ряд программ:

  • Цикл специализированных программ «Картина мира»- «Звучащий мир».

Содержание упражнений этой части цикла программ позволяет познакомить обучающихся с рядом звучаний, чтобы дополнить формируемую в сознании ребенка целостную картину мира. В программу включены звучания тех объектов, знакомство с которыми актуально для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Компьютерная программа «Я в мире звуков».

 Программа «Я в мире звуков» – отличный помощник для восприятия, различения и запоминания бытовых звуков и звуков окружающей среды на этапе реабилитации людей с нарушенным слухом и обучающихся после КИ любого возраста. 

  • Компьютерная программа «Учимся правильно говорить».

Два раздела этой программы "Неречевые звуки" и "Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы.

При подготовке к занятиям с обучающимися после КИ  используем  компьютерную программу PowerPoint, которая включает звуковые эффекты, анимации, картинки.

Учителя-дефектологи  самостоятельно разрабатывают и используют презентации.

- По формирования произносительной стороны устной речи.

( постановке, автоматизации и дифференциации звуков, развития просодической стороны речи)

- По развитию слухового восприятия.

(презентации готовятся к каждой теме, к текстам,  презентации звуков по теме)

Это даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работы, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, звуками.

Говоря о новых информационных технологиях в работе с обучающимися после КИ, нельзя не сказать об использовании Интернета в работе учителя-дефектолога. Интернет дает огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления педагогического опыта, обмена мнениями, общения с родителями.

           Так же важно научить учеников пользоваться Интернетом для получения информации. На индивидуальных занятиях дети получают задания, которые они выполняют во внеурочное время:

•        найти и написать значение незнакомых слов;

•        найти примеры похожих ситуаций в Интернете (Данные результаты поисков мы обсуждаем на групповых занятиях);

•        дополнить содержания текстов.

        В заключение хотелось бы сказать, что использование новых педагогических технологий в коррекционной работе с обучающимися после КИ должны пополняться, но при этом они не должны вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет сделать занятия с обучающимися после КИ более интересными и динамичными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....

Работа по самообразованию: "Повышение мотивации обучения на уроках физкультуры посредством использования новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС"

На современном этапе обучения в век развития современных технологий и компьтиризации сложно удивить учеников чем-то новым. Дети приходят на уроки с телефонами и не отрываясь от смартфонов разговариваю...

Презентация к работе по самообразованию : " Повышение мотивации обучения на уроках физкультуры посредством использования новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ".

В презентации отображается моя работа повышение мотивации обучения физкультуры посредством использования новых педагогических технологий. Здесь показано на примере работа с кейсами , проектная деятель...

Статья «Использование новых педагогических технологий в организации самостоятельной работы в процессе личностно – ориентированного воспитания»

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество ...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...


 

Комментарии

Зейлингер Ольга Николаевна

Виктория Александровна, благодарю за прекрасный материал.