Исследование эффективности методов контроля знаний студентов.
статья на тему

Казенова Ирина Петровна

 

  Контроль знаний и умений студентов- один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценной без регулируемой и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю, между преподавателем и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе из анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_metodov_kontrolya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

И.П. Казенова, преподаватель

Технологических дисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии

Исследование эффективности методов контроля знаний студентов.

   Выбор данной темы исследования не является случайным. Повышение качества подготовки специалистов требует обновления содержания всех форм организации контроля знаний студентов. Курсы специальных дисциплин по специальности «Технология мяса и мясных продуктов»- сложны для усвоения в связи с необходимостью овладения студентами глубокими знаниями в области переработки скота и производства различных мясных продуктов, а также практических умений в организации всех форм работ, связанной с переработкой и обработкой. Это обуславливает поиск оптимальных методов контроля знаний студентов.

   Контроль знаний и умений студентов- один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценной без регулируемой и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю, между преподавателем и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе из анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

   Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверенную(диагностическую) обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции. Наиболее важная и специфическая - проверочная функция. Показатели контроля служат главным основателем для суждения о результате учения, т. е. Для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения.

   Правильно организованный контроль знаний служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция — другое важное предназначение контроля. В ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их утончения и закрепления. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

   Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных  способностей. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющие знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

   Контроль знаний и умений выполняет и воспитательную функцию, так как глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становится предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную , активную учебную деятельность.

  Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются: усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Для исследования эффективности методов контроля мною были взяты 4 метода.

Методы контроля

 

      Устный опрос              письменный опрос           стандартизи-                  интерпо-

                                                                                рованный контроль        ляционный контроль

  1. фронтальный                    - диктант                      - тест                  
  2. индивидуальный               - реферат
  3. комбинированный             - самостоя-

                                                         тельня работ

Для выполнения всех методов контроля разработала задания.

1. Устный опрос

  а) Фронтальный опрос — Проводила в форме беседы с группой, сочетая его с повторением пройденной темы, используя данный метод как средство для закрепления знаний. Вопросы ставила таким образом, чтобы ответ имел краткую форму, чтобы последующий вопрос был продолжением предыдущего, для того, чтобы раскрыть все вопросы изученной темы. Достоинство данного метода в том, что в активную умственную работу вовлекаются почти все студенты группы, недостаток — трудность быстро воспринимать имеющиеся знания и способность их выразить.

  б) Индивидуальный опрос -  студентов проводила у доски. Вопрос задавала всей группе и после    небольшой паузы, когда все студенты понимали, о чем им нужно рассказывать, вызывала для ответа одного студента. Недостатком данного метода на мой взгляд является то. Что по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов, он требует больших затрат времени, и вызывает затруднения у некоторых студентов, которым трудно выразить свои мысли устно. Достоинством — полный ответ на поставленный вопрос.

  в) Комбинированный опрос — провожу для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища и для рационального использования учебного времени. При комбинированном опросе применяла да приема. Один — когда студенту, отвечающему у доски, другие студенты группы задавали наводящие вопросы, в тех случаях, когда он испытывал затруднения. Оценку получает отвечающий у доски и задающий вопросы, если он помогает с ответом. Второй — несколькими студентам раздаю карточки для решения задач. Все это позволяет при тех же затратах времени контролировать работу большего количеств учащихся.

2. Письменный опрос

  а) Диктант- применяла для текущего контроля. Для диктанта подобрала вопросы, не требующие длительного обдумывания, ответ на который можно записать коротко. Применение данного метода дает возможность опросить одновременно всех студентов. Недостатком является то, что некоторые студенты не успевают воспользоваться теми заданиями, которые у них есть.

  б) Самостоятельная работа проводилась с целью текущего контроля. Задания содержали 2 вопроса в двух вариантах. Достоинством является то, что некоторым студентам легче выразить свои мысли письменно, чем рассказывать. Также все студенты, присутствующие на уроки получают оценки. Недостаток данного метода в том, что затрачивается много времени, и у студентов есть возможность списать.

    в) Рефераты — целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они помогают систематизировать знания, проверить умения раскрыть тему. По окончанию изучения предмета была проведена защита рефератов. При выставлении оценки учитывалось изложение работы и способность ответить на поставленные вопросы.

3. Стандартизированный контроль

  Тесты — разработаны тесты трех видов и эталоны к ним. Преимуществом является то, что при незначительных затратах времени можно проверить всех студентов, но недостатком является то, что возможно получение случайных ответов (методом тыка).

4. Интерполяционный метод

  Для проведения данного вида  контроля разработала карточки различных вариантов, в которых студенты должны были изменить фразы или целые предложения, вставить пропущенные слова или режимы технологических процессов. Данный метод контроля знаний позволяет опросить всех студентов за небольшой промежуток времени, но требует хороших знаний материала.

  Главное в контроле знаний студентов — не простое количество проверок, а выявление подлинных знаний и умений учащихся, научная организация их учебной деятельности, стимулировании ее.

   Но именно выявление знаний и умений определяется необходимость частных проверок. Ведь если студента долго не вызывать к доске и он редко выполняет самостоятельные и другие работы, то очевидно, что это снижает его интерес  к учению, препятствует формированию познавательных способностей.

  Чтобы контроль знаний был эффективным, учитель должен вовлечь в него студента. Только при высокой активности и общей заинтересованности всей группы в глубоких знаниях контроль становится полезной формой, этапом совместной работы учителя и группы. Вот здесь особенно важно владеть всем арсеналом методических средств, которые выработала, и будет вырабатывать педагогическая практика.

  Выполнив данную исследовательскую работу я могу сделать вывод, что не один и методов в отдельности не совершенен. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Но  только совокупность использования всех исследуемых методов контроля знаний студентов, позволяет получить достаточно точную и объективную картину обученности учащихся.

  При правильном совмещении методов контроля появляется возможность, во-первых, дифференцированно оценить знания студентов, во-вторых, объективно определить способность студентов использовать теоретические знания в конкретной педагогической ситуации.

Список литературы

  1. Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях — М.: Издательство Мастерство, 2001-ОООС
  2. СПО. - Приложение №1, 2003 — 280сю
  3. СПО. - Приложение №2, 2004 — 294с.
  4. СПО. - Приложение №1, 2006. - с.
  5. СПО. - Журнал №5, 2006. - с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний студентов

В данном разделе представлены материалы для контроля знаний студентов...

Доклад «Контроль знаний студентов при освоении общепрофессиональных технических дисциплин»

Цель данной работы: раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации. На примере изучения дисциплины "Вычислительная техника" в системе СПО....

Тестирование как форма текущего и рубежного контроля знаний студентов.

. Развитие современной педагогики идет по пути совершенствования форм, методов и средств обучения. Большую роль в достижении требований к результатам обучения студентов, в совершенствовании учебно-вос...

Методическое пособие по математике для контроля знаний студентов 1 курса СПО

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой, утвержденной на заседании Методического совета. В данное методическое пособие включены проверочные работы, самостоятельные работы, ...

«Использование тестов на занятиях объединения для повышения эффективности при контроле знаний».

Тестом называется стандартное задание, по результатам выполнения кото¬рого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица. В последние годы метод тестовой проверки...

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Доклад  "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год...

Тестирование как эффективная форма контроля знаний

Важнейшим критерием  деятельности педагога  является качество знаний его учеников. Основное средство в образовательном процессе, позволяющее выявить степень усвоения знаний  школьниками...