Статья в научно-методический журнал "Чтение с увлеченим".
статья по теме

Малеева Нина Геннадьевна

В данной статье предложены некоторые приёмы работы с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chtenie_s_uvlecheniem.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение с увлечением

(статья в научно – методический журнал).

«Испокон века книга растит человека»

Пословица

Учитель, который видит свое назначение в том, чтобы создать каждому конкретному ребенку условия для свободного интеллектуального саморазвития, формировать у каждого основы самообразования:  находить  источник недостающих знаний, самостоятельно прочитывать намеченный материал, осмыслять и оценивать результаты своих усилий, рано или поздно,  осознает в числе прочих и такие проблемы:

  1. как создать стойкий мотив, делающий чтение  учебной литературы потребностью ребенка?
  2. как сделать чтение учебной литературы активным и более того, продуктивным?

То есть, как научить ребенка умению выделять главные мысли, обрабатывать информацию, оценивать собственную читательскую деятельность.

Существуют эффективные приемы работы с текстом, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию мышления.

«Мудрые совы».

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Работа над текстом может быть организована в индивидуальной, парной или групповой форме. Каждый ученик или группа получает рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Этот прием позволяет одновременно решить целый ряд образовательных целей: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить опыт ученика в максимально возможном диапазоне, обеспечить осмысление учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, обеспечить развитие коммуникативной культуры, умений выделять главное в тексте.

Азы работы над текстом

Найдите в тексте основные (новые понятия) и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?

Выбери из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожидания и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь последние новости?

Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

Главная жизненная мудрость

Постарайтесь выразить основную мысль текста (разделов текста) одной фразой.

Вариант: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Иллюстративное изображение

Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры.

Поучительный вывод

Можно ли сделать из прочитанного выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения

Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе.

«Закладки».

Прием состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки (закладки). Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:

+ - знал (а)

! - узнал (а)

? – вызывает сомнение и вопросы

После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как
правило, это приводит к увеличению количества значков. Затем заполнить таблицу, графы которой будут соответствовать значкам маркировки, и добавить графу «хочу знать». В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

Хочу знать

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

«Самый, самый…».

Команды готовят и задают друг другу вопросы по выбранному фрагменту текста. Команда, задающая вопрос, оценивает качество ответа команды-соперницы. При подведении итогов оценивается  качество вопроса,  выделяется самый лучший вопрос (ответ), самый каверзный, самый оригинальный.

«Разбери слово по буквам».

 При чтении текста выделяется главное понятие. На каждую букву этого понятия необходимо придумать или найти в тексте слова, раскрывающие его смысл и доказать причастность этих слов к данному понятию. Например: в 5 классе при закреплении темы «Обыкновенные дроби» учениками на понятие «дробь» были предложены такие слова: Деление, Равенство, Обыкновенная, Больше.

 «Составь текст по кусочкам».

Каждой паре учащихся раздаются карточки с фрагментами текста того или иного раздела учебника. Эти карточки составляет учитель так, чтобы они, расположенные в определённой логической последовательности, ясно передавали математическую суть текста.

Дети, прочитав текс карточек, должны наклеить их в нужной последовательности на большой лист бумаги, на котором записано название темы и, если учитель посчитает необходимым, какие-то опорные фразы.

«Герой дня»

Ученики дома читают фрагмент текста учебника и выбирают понравившегося героя.  На уроке дети «живут» в образах выбранных ими героев (причём героем может быть и автор). Например: в теме «Первые признаки делимости» героями дня могут быть: Холмс, мисс Мультиплик, Уотсон и автор.

«Гроздья».

На основе чтения текста параграфа определяем основные характеристики всей темы или конкретного понятия, графически оформляем тему и ее составляющие в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Каждая основная характеристика имеет свои составляющие (каждая планета – свои спутники, у них – свои спутники и т.д.).

В результате графической систематизации текста его разные положения и сюжеты уже не громоздятся в голове, а «гроздятся», располагаются в определенном порядке. Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, в более полном раскрытии и обосновании.

Таким образом, используя разнообразные приемы работы с текстами учебных пособий, появляется возможность выявлять и учитывать индивидуальные познавательные стили учащихся и обогащать их интеллектуальный опыт.

Главное в самостоятельном чтении – это способность учащихся обогащать свой разум и чувства, познавая опыт, накопленный человечеством, это создание и укрепление своих мыслей с помощью мыслителей прошлого и настоящего, развитие собственных читательских интересов.

приводящиеся к квадратным

приведенные

неполные

сложные

простые

квадратные

уравнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья

Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроках химии   ...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно-методическая статья.

Научно-методическая статья " Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы, используя современные образо...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)

В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...

Статья в научно-методическом журнале Учитель кузбасса, июль-сентябрь 2016

В статье рассматриваются наиболе приоритетные направления формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики, как на уроках, так и во внеурочной деятельности...