Главные вкладки

    Инновационные образовательные технологии в современной школе.
    материал по теме

    Луговская Татьяна Александровна

    Использование инновационных технологий на уроках. Проектная технология.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационные  образовательные технологии в современной школе.

     «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».

    А. Горячев.

    . Можно смело сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования.

    Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а следовательно, увеличилась ценность образования. Но соответствует ли уровень знаний, который дает ребенку современная система образования, требованиям нового времени?

    По сравнению с прошлым веком условия резко изменились. В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.

    Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». Если в период «застоя» приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» то в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

    В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.

     Переход от традиционного обучения к новым педагогическим технологиям должен осуществляется при помощи осмысления необходимого теоретического материала.

     Таким образом, перед учителем встает проблема: как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии? 
    Нужно отметить, что овладение новыми технологиями обучения требует от учителей внутренней готовности к серьезной работе по преобразованию самого себя. Каждый учитель знает, что чем разнообразнее формы и методы работы, применяемые на уроке, тем интереснее и эффективнее осуществляется образовательный процесс.

    Основой проектной деятельности являются следующие умения:

    самостоятельное применение знаний на практике;

    ориентирование в информационном пространстве;

    непрерывное самообразование;

    наличие критического и творческого мышления;

    способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Этапы проектной деятельности.

    1 этап. Продумывание темы проекта.

    Для определения темы учитель выбирает ключевую научную идею в соответствии с программой своего учебного предмета.

    2 этап. Выбор возрастной группы учащихся.

    Определяется учителем, исходя из учебной темы.

    3 этап. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

    Учитель формулирует, учитывая основополагающие вопросы учебной темы и вопросы, на которые должны дать ответ учащиеся.

    4 этап. Формулирование дидактических целей проекта.

    Это цели, которые ставит перед собой ученик и старается их достичь в ходе реализации проекта.

    5 этап. Формулирование задач.

    Выстраиваются механизмы достижения дидактических целей.

    6 этап. Формулирование актуальной проблемы.

    Ученики самостоятельно формулируют проблемы (цели и темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.

    7 этап. Выдвижение гипотез решения проблем.

    Формулируются учащимися. Гипотезы выдвигаются как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

    8 этап. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

    Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек.

    Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может бать полный текст учебного исследования: научная статья; план исследования, тезисы, доклад, стендовые доклады (оформление наглядного материала, текста иллюстрации); реферат проблемного характера, компьютерные презентации. Главным элементом проектов являются выводы, к которым пришёл юный исследователь в процессе работы над темой.

    9 этап. Обсуждение плана работы учащихся.

    Ученики продумывают пути проведения своих исследований, намечают план действий.

    10 этап. Обсуждение возможных источников информации.

    Цель: задать направление поиска информации.

    Исследовательская деятельность предполагает формирование библиотечно-поисковых навыков, умений ориентироваться в информационных потоках, приобретать знания при помощи Интернет-ресурсов и компьютерных технологий, проводить интервьюирование общественности. Это навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками и др.

    11 этап. Самостоятельная работа учащихся в группах.

    Определение задания каждому в группе. Учитель консультирует, обходя группы, направляет ход обсуждений.

    12 этап. Самостоятельная работа групп.

    Распределение обязанностей между собой в группе.

    Самостоятельная деятельность каждого участника проекта в соответствии с определённым временем.

    Роль учителя: консультации, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.

    13 этап. Подготовка презентаций по отчету о проделанной работе.

    Цель: систематизировать полученные данные. Роль учителя: консультации, помощь.

    14 этап. Защита проектов.

    Каждой группе предоставляется время до 10 минут. Далее идёт обсуждение проблем, обозначенных в проекте.

    При защите проектов использую различные формы дискуссий: круглый стол, форум, пресс-конференция, и тд.

     Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка. 
    Ценность каждого проекта заключается в том, что практически все знания учащиеся добывают самостоятельно или посредством общения между группами. Учителю предоставляется роль консультанта и режиссера. 
    Научная деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует “поисковую активность”, упорство детей в достижении поставленной цели. На новом этапе обучения и развития у школьников появляется потребность поделиться своими поисками, научными открытиями. 
    Надо признать, что не всегда деятельность по проектам укладывается в жёсткие рамки урока. Это приводит к использованию индивидуально-обобщённой формы деятельности учащихся: самостоятельных индивидуальных занятий, лабораторного практикума, деятельности по консультированию. В такой работе происходит самостоятельное освоение новых понятий, отношений. Деятельность по созданию условий, в которых ученик обращается к источнику знаний, источнику ценностей, содержащихся в литературе, опыте человеческого бытия, считаю главной в своей педагогической работе.

    Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

    формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;

    осваиваются основы исследовательской деятельности; создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий); предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»); развивается способность к рефлексии.

    Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Новый учитель для новой школы будет учить по-новому подготовлено по материалам программы Intel «Обучение для будущего»

    Слайд 2

    Основная проблема Как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии?

    Слайд 3

    Психологическая основа системы полного усвоения Идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др . Подтверждена зависимость качества приобретаемых знаний не столько от способностей и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного времени на самостоятельное освоение учебного материала.

    Слайд 4

    Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение

    Слайд 5

    Таксономия Б.Блума Система полного усвоения отражается в таксономии учебных целей и уровней познавательных способностей Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

    Слайд 6

    Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня Мышление высокого уровня

    Слайд 7

    Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список , выделить , рассказать , показать , назвать Понимание Схватывание ( понимание) смысла информационных материалов описать , объяснить , определить признаки , сформулировать по-другому Использование Применение в сходной ситуации применить , проиллюстрировать, решить

    Слайд 8

    Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры проанализировать , проверить , провести эксперимент , организовать , сравнить , выявить различия Синтез Соединение элементов по-новому создать , придумать дизайн , разработать , составить план Оценка Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы , защитить точку зрения , доказать , спрогнозировать

    Слайд 9

    Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы , защитить точку зрения , доказать , спрогнозировать создать , придумать дизайн , разработать , составить план проанализировать , проверить , провести эксперимент , организовать , сравнить , выявить различия применить , проиллюстрировать, решить описать , объяснить , определить признаки , сформулировать по-другому составить список , выделить , рассказать , показать , назвать Примеры заданий

    Слайд 11

    Основы проектной деятельности : самостоятельное применение знаний на практике; ориентирование в информационном пространстве; непрерывное самообразование; наличие критического и творческого мышления; способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Слайд 13

    Как же развивать мышление высокого уровня? Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

    Слайд 14

    Вопросы Каждый тип вопроса предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Зная, что каждый тип вопроса задействует определенную сторону мышления, мы можем сознательно управлять своим мышлением.

    Слайд 16

    Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении; способствует интеллектуальному росту школьников; расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности; даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

    Слайд 17

    Итак, новый учитель для новой школы будет учить по-новому Задавая вопросы, развивать мышление высокого уровня. Активизируя учебную деятельность учащихся, формировать компетенции, необходимые человеку в 21 веке. Осваивая и применяя ИКТ на уроке, готовить учащихся к деятельности в информационной образовательной и профессиональной среде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические технологии в современной школе

    Психологические технологии в современной школе...

    Игровые технологии в современной школе.

    Как повысить эффективность урока? Нужно заинтересовать ученика! Одним из лучших помощников учителя в этом может стать игра, важнейший вид детской деятельности. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «...

    Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка

    Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка...

    Инновационные образовательные технологии в современной школе.

    Выступление на пед.совете, по теме проектная деятельность учащихся, основанное на программе Intel- обучение для будущего....

    Здоровьесберегающие технологии в современной школе

    В работе рассмотрены виды здоровьесберегающих технологий, актуальность здоровьесбережения в школе и  проблемы, которые решают данные технологии....

    Доклад "Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка"

    Доклад на педагогическом совете и на общешкольном родительском собрании....

    Инновационные технологии в современной школе

    Сегодня каждому педагогическому коллективу дается возможность самим выбирать и конструировать педагогический процесс. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в широком спектре современных ин...