Психологические технологии в современной школе
статья по психологии по теме

Психологические технологии в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_tehnologii_v_sovremennoy_shkole.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические технологии в современной школе

Никишова Ольга Анатольевна, ГБОУ СОШ № 603,

учитель психологии, педагог-психолог,

Социально-экономические изменения последнего десятилетия "расшатали" многолетние традиции:  прежние взгляды, способы поведения стали неэффективными. Это проявляется в карьере, в семье, в образовании. Успешными оказываются не исполнители, а люди, склонные к принятию нестандартных решений, готовые к обдуманному риску. Однозначно, что перед обществом стоит задача воспитать людей нового типа. Это будут самостоятельные, творческие, активные, инициативные, ответственные люди, готовые в короткий срок адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире, умеющие реализовать свой потенциал в поведении и общении, деятельности, уметь трактовать социально адаптированные, социально-приемлемые и социально одобряемые формы поведения. При этом поведение, общение и деятельность человека должны основываться на красоте, истине, добре - вечных ценностях, иметь гуманистическую направленность. Именно такое взаимодействие  с миром должно творчески преобразовывать личность. Добиться  этого  возможно только в том случае, если участники образовательного процесса сотрудничают в едином психологическом пространстве. Таким образом,    обучение, воспитание и развитие личности учащегося -  это и есть  актуальная  задача, которая реализуется  в системе "ученик - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель", "ученик - ученик".

В общеобразовательном учреждении 603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга   вот уже 10 лет, существует единое психологическое пространство, которое способствует эффективному решению многих задач учебно-воспитательного процесса. Подобная задача решается с применением психологических информационных технологий: учебно-познавательный курс «Психология», предпрофильное и профильное обучение по программе «Ценности и смысл профессиональной карьеры» и занятия дополнительного образования по программе «Познай себя». Данные технологии позволяют исследовать психологические особенности личности: интеллектуальные, характерологические, мотивационные и эмоционально-волевые. В результате  можно осуществлять психологический мониторинг педагогического процесса на всем протяжении образовательного маршрута: от готовности ребенка к школе до выпуска из неё. Кроме того, психологический мониторинг позволяет отследить особенности общественного мнения, групповые настроения, а также эффективность педагогических воздействий.  Единая психологическая среда в школе выступает как условие эффективного межличностного взаимодействия, способствует развитию психологически здоровой личности, благодаря ей формируется и развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие.

Учебно-познавательный курс "Психология" интегрировал в себе как теоретическое восприятие и познание психологических знаний, так и практическое проведение диагностических исследований личности каждого учащихся. На уроках психологии учащиеся расширяют уровень психологических знаний, повышают уровень психологической культуры, овладевают различными приемами саморегуляции, способами самовыражения. Эти  уроки  являются эффективным средством решения проблем формирования и развития личности, поскольку опираются на максимальное использование интереса учащихся  к себе, помогают профессиональному самоопределению учащихся. Учащиеся  5 классов обучаются  по программе "Психология познания". Шестиклассниками исследуется эмоциональная сфера учащихся  с использованием  программы "Эмоции и воля". В 7 классах учащиеся наблюдают, исследуют и познают свою коммуникативную сферу по программе "Психология общения". Старшеклассники наблюдают и  исследуют  личность и ее особенности по программе "Психология человека". "Социальная психология" изучается в 10 - 11 классе. Данные программы предлагают психологические тренинги по  темам: "Владею собой", "Познай себя", "Эффективное общение", "Особенности невербального взаимодействия", "Сделай правильный выбор", "Успешная карьера", "Моё будущее", позволяющие работать с проблемами самоопределения через развивающие игры и упражнения ".  Основной целью программ является формирование у учащихся  важнейших жизненных навыков, способствующих более успешной адаптации в современном обществе. Часто занятия проходят в кабинете релаксации, где регулируется психическое состояние учащихся, снимается усталость, напряжение, происходит регуляция мышечного тонуса, корректируется дыхание, обогащается восприятие и воображение, внимание и мышление, необходимое для формирования важных  качеств личности.  Занятия проходят в интересной нетрадиционной форме, с использованием различных современных технических средств. Доброжелательная и доверительная атмосфера, любовь и понимание, а также огромное желание помогать детям определяют и направляют всю психологически сопровождающую деятельность на разных этапах развития личности.

Организация предпрофильного и профильного обучения по программе «Ценности и смысл профессиональной карьеры».

Выбор будущей профессии - одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых. Существует несколько классификаций профессий: человек-человек; человек-знаковая система; человек-природа; человек-техника; человек-художественный образ. Наглядно профессиональный выбор можно представить следующим образом: хочу - могу - надо. К сфере "хочу" можно отнести интересы, стремления, склонности человека; к сфере "могу" - состояние здоровья, способности, особенности характера и возможности; к сфере "надо" - условия рынка труда, потребности общества в специалистах данного профиля. Как же понять чего я хочу, что я могу и что от меня требует общество? Принять правильное решение многим людям сложно, так как здесь играют роль определенные черты характера (нерешительность и неуверенность); слабая информированность о мире профессий; неумение взвесить все "за" и "против" и остановиться на единственно правильном варианте решения.

Именно поэтому основной целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании разных версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования. Через урок психологии, предпрофильное и профильное обучение осуществляется поэтапное становление личности учащегося, а именно:  самопознание, самоосознание, саморазвитие и самоопределение в  будущей профессии.

Согласитесь: познание самого себя - одна из наиболее важных и в то же время сложных задач для человека. На каждой возрастной ступени развития он обязательно ищет ответы на эти вопросы, чтобы интегрировать весь предыдущий опыт,  создать картину самосознания и определить свое место в этом мире. Трудно не согласиться с тем, что эта проблема особенно актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст определяется как критический период в развитии человека. Это и время серьезных психофизиологических изменений, становления самостоятельности, это и этап активного экспериментирования в различных сферах жизни.  Поэтому самопознание через самораскрытие, самосознание, самооценку, саморазвитие   и стало основной целью занятий клуба "Познай себя".

"Познай самого себя", - этот девиз принадлежит древнегреческому мудрецу Сократу. Римский же поэт и философ Сенека считал, что "…целью жизни каждого человека является самопознание". Наверное, поэтому в школе уже 10 лет живет и творчески развивается психологический клуб "Познай себя". Программа клуба затрагивает темы самопознания, самодиагностики, самонаблюдений, самопрезентаций, самопомощи в различных  жизненных ситуациях, а также включает упражнения, направленные на осознание себя, своего опыта, отношений и выработку навыков взаимодействия в социуме.

Занятия клуба рассчитаны на учеников 6-9 классов. Участники клуба - люди, не желающие плыть по течению жизни и равнодушно взирать на все, что происходит вокруг. Но в то же время им сложно адекватно оценивать все события, происходящие в мире.   Интерес же к психологии помогает юношам и девушкам найти себя в этом мире, достойно преодолеть трудности и опасности настоящей жизни, сознательно подойти к определению своего дальнейшего профессионального пути, а также дает возможность для самопознания и самовоспитания.

Вышеперечисленные образовательные программы, разработанные и адаптированные в школе, как современные  психологические технологии, позволяют повысить уровень психологической культуры и грамотности  учащихся; создать индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие маршруты для них; сопровождать учащегося в выборе профильного  класса и  консультировать выбор будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в современной школе.

Как повысить эффективность урока? Нужно заинтересовать ученика! Одним из лучших помощников учителя в этом может стать игра, важнейший вид детской деятельности. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «...

Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка

Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка...

Инновационные образовательные технологии в современной школе.

Выступление на пед.совете, по теме проектная деятельность учащихся, основанное на программе Intel- обучение для будущего....

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

В работе рассмотрены виды здоровьесберегающих технологий, актуальность здоровьесбережения в школе и  проблемы, которые решают данные технологии....

Доклад "Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка"

Доклад на педагогическом совете и на общешкольном родительском собрании....

Инновационные образовательные технологии в современной школе.

Использование инновационных технологий на уроках. Проектная технология....

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации специалистам школьной службы сопровождения при работе с детьми...