Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики.
презентация к уроку по теме

Лопушнян Герда Анатольевна

В презентации представлен материал о применении кейс-метода на уроках физики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение кейс – метода на уроках физики Лопушнян Г.А. кандидат педагогических наук, учитель физики 2013 год Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназии №7 г. Балтийска

Слайд 2

История возникновения технологии Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году. В России кейс-метод впервые был опробован в 70-х годах ХХ века в МГУ имени Ломоносова. В настоящее время кейс-метод широко используется в обучении за рубежом . В России эту технологию обучения можно считать молодой . Кейс-метод относят к одной из новых форм эффективных технологий проблемно-ситуативного обучения .

Слайд 3

Кейс (с англ. « case » — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Это технологий анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть кейс технологии Отличительная особенность: у своение знаний и формирование умений учащихся есть результат активной самостоятельной деятельности самих учащихся по разрешению противоречий , в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. При составлении кейса нужно помнить, что кейс – это единый информационный комплекс.

Слайд 4

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время связано с решением двух задач: 1) применение кейс-метода ориентировано не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации и т.д.; 2) применение кейс-метода способствует развитию у будущего специалиста способности оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни. Причины внедрения технологии

Слайд 5

Теория Обратимся к общепринятому определению: « кейс-метод - метод активного проблемного, эвристического обучения», суть которого заключается в том, что решаемая практическая задача (проблема) «не имеет однозначного решения ». Попытаемся определить возможность применение кейс-метода в средней школе на уроках физики. !!! Но , решение задачи по физике (и другим точным наукам) должно иметь четкий алгоритм и однозначный ответ, таким образом можно утверждать, что данный метод не совсем пригоден для его широкого применения на уроках физики (предметах точного цикла).

Слайд 6

Теория Представим классификацию кейсов , основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание Научно-исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование

Слайд 7

Действия педагога созданию кейса, распределение учеников по малым группам (4-6 человек ); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщение по работе группы над кейсом; оценивание учащихся преподавателем (есть опыт работы, когда оценивание работы групп над кейсом осуществляется учащимися под руководством учителя). Действия учителя в кейс – технологии организаторские и сводятся к:

Слайд 8

Ценность кейс-метода для естественных наук Ценность кейс-метода на уроках физики: данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения; способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания; ученик имеет возможность дать собственную оценку рассматриваемому вопросу, аргументировать свою точку зрения. Тем самым кейс – метод позволяет в процессе обучения активизировать каждого школьника и вовлечь его в процесс анализа и принятия решений.

Слайд 9

Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает ребенку проблему в открытом виде, участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. Кейс –технология и метод проблемного обучения

Слайд 10

Достоинства новой технологии: учащийся на уроках физики может применить полученные знания не только при решении абстрактных задач из учебника, а разрешить реальную проблему из жизни, которую он, в общем-то, и будет решать после окончания обучения; разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания; в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

Слайд 11

Выделим основные существенные черты учебной ситуации, которую можно разрешить на уроке физики посредством кейс-метода: учебная ситуация специально готовится (создается, редактируется, конструируется) с учетом целей обучения науки «физика»; предлагаемая учебная задача и представленный к ней кейс должны способствовать развитию умений ребенка анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции, связанные с поставленной проблемой; используемая учебная ситуация должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения на получение возможных способов ее разрешения; предлагаемый кейс к данной учебной задаче должен соответствовать учебному курсу (программе) по физике; предлагаемый кейс направлен на формирование определенных личностных качеств и возможно профессиональных навыков в контексте конкретного научного мировоззрения.

Слайд 12

Какая ситуация может быть разрешена на уроке физики посредством кейс – метода? это ситуация, связанная с изучением физики и удовлетворяющая следующим условиям: изучение последних научных открытий и возможные направления их применения; современная актуальная проблема (разрешение которой в основном связано со знанием физических законов) способная дать продолжение ситуации в будущем; более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса; обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации. на тех уроках физики, где требуется анализ большого количества научной литературы и документов. В качестве примера можно привести следующие темы уроков: «Решение энергетической проблемы в районе где вы живете », « Современные энергетические источники: преимущества и недостатки », « Излучения. Современное применение излучений: польза и вред » и другие

Слайд 13

Выбор в пользу применения кейсов на уроках физики учителем должен осуществляться с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”

методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).

В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Применение кейс-метода на уроках физики

Среди рахзнообразного количества форм и методов работы, свое место занимает кейс-метод. Его описание и возможности применения Вы можете найти в этом материале....

Применение «Кейс-метода» на уроках физики

Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования ...

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...