Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (эссе).
статья на тему

Лопушнян Герда Анатольевна

В эссе представлены рассуждения автора о возможности и целесообразности применения кейс-метода на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лопушнян Герда Анатольевна,

к.п.н., учитель физики

МОУ гимназия №7 г. Балтийска Калининградской области

Эссе

В рамках кейс-метода особое значение приобретает учебное задание, не имеющее однозначного решения. Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».
                                         А. Дистервег

Очевидно, что кейс-метод, в любой его форме (обучающий, практический, исследовательский) может иметь применение в школе на разных этапах обучения детей. В данной работе попытаемся определить возможность применение кейс-метода в средней школе на уроках физики.

Обратимся к общепринятому определению: «кейс-метод - метод активного проблемного, эвристического обучения», суть которого заключается в том, что решаемая практическая задача (проблема) «не имеет однозначного решения». Но, решение задачи по физике (и другим точным наукам) должно иметь четкий алгоритм и однозначный ответ, таким образом можно утверждать, что данный  метод не совсем пригоден для его широкого применения на уроках физики (предметах точного цикла).

Однако ценность кейс-метода на уроках физики представляется в том, что данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения. Несомненным достоинством данного метода является то, что он способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания.

Тем самым кейс – метод позволяет в процессе обучения активизировать каждого школьника и вовлечь его в процесс анализа и принятия решений.

В силу сказанного выше особое значение приобретает правильная постановка учебной задачи, и для ее решения подготовка кейса с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).

При определении учебной задачи учитель должен акцентировать свое внимание на том, что предлагаемая им задача должна вызвать интерес у учащихся и привлечь их к активному ее разрешению (т.е. должна быть им интересна и посильна). Работа учащихся должна быть самостоятельной. Продуктивная самостоятельная работы детей возможна только в том случае, если она  интересна, посильна и есть заинтересованность в конечном результате.

Выделим основные существенные черты учебной ситуации, которую можно разрешить на уроке физики посредством кейс-метода:

  1.  учебная ситуация специально готовится (создается, редактируется, конструируется) с учетом  целей обучения науки «физика»;
  2. предлагаемая учебная задача и представленный к ней кейс должны способствовать развитию умений ребенка анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции, связанные с поставленной  проблемой;
  3. используемая учебная ситуация  должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения на получение возможных способов ее разрешения;
  4. предлагаемый кейс к данной учебной задаче должен соответствовать учебному курсу (программе) по физике;
  5. предлагаемый кейс направлен на  формирование  определенных личностных качеств и возможно профессиональных навыков  в контексте конкретного научного мировоззрения.

Какая ситуация может быть разрешена на уроке физики посредством кейс – метода?

 На наш взгляд, это ситуация, связанная с изучением физики и удовлетворяющая следующим условиям:

  1. изучение последних научных открытий и возможные направления их применения;
  2. современная актуальная проблема (разрешение которой в основном связано со знанием физических законов) способная дать продолжение ситуации в будущем;
  3. более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса;
  4. обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”

методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики.

В презентации представлен материал о применении кейс-метода на уроках физики....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Применение кейс-метода на уроках физики

Среди рахзнообразного количества форм и методов работы, свое место занимает кейс-метод. Его описание и возможности применения Вы можете найти в этом материале....

Применение «Кейс-метода» на уроках физики

Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования ...

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...