ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
методическая разработка по теме

Сопова Елена Александровна

На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить  количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника,  но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sopova_e.a._zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Сопова Елена Александровна

учитель английского языка ГОУ СОШ №127, Санкт-Петербург, Россия

На сегодняшний день актуальность проблемы сохранения здоровья детей неоспоримо превалирует в педагогических спорах и дискуссиях. Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса позволяет не только улучшить уровень здоровья ребенка, снизить  количество факторов, негативно влияющих на процесс формирования и развития школьника,  но и сделать сам процесс получения знаний более динамичным и красочным, что в значительной мере способствует оптимизации процесса познания.

Результаты исследований Института возрастной физиологии РАО отмечают наличие в образовательном процессе негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста и называют школьные факторы риска. Ниже они представлены по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к дисбалансу физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. [2]

Анализируя школьные факторы риска, мы приходим к выводу, что не только родители и психологическая служба школы могут способствовать улучшению уровня здоровья школьника, но и, несомненно, сам учитель, чья ежедневная практическая работа является причиной создания и решения большинства проблем здоровья учащихся, способен оптимизировать и наладить процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Возникновение здоровьесберегающих технологий на фоне современной интенсификации учебного процесса нельзя назвать случайным. Многовековые традиции педагогической философии всегда отдавали дань идее «не навреди», являющейся одним из ключевых аспектов системы образования.  На сегодняшний момент она реализуется на основе личностно-ориентированного подхода.

В современной педагогике существуем множество определений здоровьесберегающих технологий. Но в основе всех классификаций и определений лежат принципы здоровьесбережения, сформулированные профессором Н.К. Смирновым:

  1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  9. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. [2]

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Опуская в своей статье теоретические основы критериев и характеристик здоровьесбережения, мне бы хотелось перейти непосредственно к более практически-ориентированной части, где появляется возможность поделиться методическими находками и приемами, использование которых на уроках и ведет к достижению соответствующего уровня здоровьесбережения.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

  1. Снятие эмоционального напряжения
  2. Создание благоприятного психологического климата на уроке
  3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
  4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
  5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания, технологию раскрепощённого развития детей
  6. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
  7. Технология психологического сопровождения учебной группы [2]

 В представленной выше классификации психолого-педагогических технологий здоровьесбережения, на мой взгляд, особое место занимает технология снятия эмоционального напряжения. В педагогической литературе есть множество приемов, позволяющих учителю создавать эмоционально благоприятную и психологически комфортную атмосферу на уроках. Учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, учитель может широко использовать игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Не следует забывать, что период врабатывания (традиционно длящийся от 3 до 7 минут) можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы.

Введение нетрадиционно оформленных заданий, проектных уроков, уроков экскурсий, сюжетно-ролевых постановок в рамках социальных тем (судебные процессы, ситуации общения в кафе, магазине, аэропорту и т.д.), использование интерактивных обучающих программ, фрагментов фильмов и активное привлечение ИКТ вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Независимо от возраста школьников, утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации.

 Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями. [5]

Наряду с традиционными видами физкультминутки, я использую приемы минутной релаксации (последовательное расслабление мышц лица и тела) и успокаивающего дыхания (глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерживается дыхание, после чего выполняется выдох через нос как можно медленнее).

Активно используемый психологами прием «Инвентаризация» можно применять не только с целью снятия эмоционального напряжения, но и решения определенной образовательной задачи (отработка тематической лексики и структур в рамках изучения иностранного языка).

Известно, что отвлечение и использование музыки также способствуют снятию эмоционального напряжения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Правильно подобранная спокойная инструментальная композиция может стать фоном для индивидуальной или коллективной творческой работы. [6]

Отдельно хочется поговорить о  внедрении психогимнастики в образовательный процесс. Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Основной акцент здесь делается на обучение технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

       В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:

Подготовительная.

Задачи: уменьшение напряжения учащихся, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния

Пантомимическая

Является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.

Заключительная

Должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. [6]

Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, используются коммуникативные игры, способствующие улучшению взаимопонимания, психофизические упражнения, способствующие раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (часто используются сказочные сюжеты, их театрализация). Широко используются глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук. Ведь, как отмечают психологи: «человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение».

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом стратегия построения урока, тщательно подобранные приемы и формы работы не только позволят решить образовательные задачи, но и помогут ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств. С самого раннего детства мы должны научить ребенка беречь и укреплять свое здоровье, гармонично существовать в социуме и сохранять личностную, физическую и духовную гармонию. Использование здоровьесберегающих технологий позволит педагогам успешно продвигаться по пути реализации поставленных задач.

Список использованных источников и литературы:

1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

4. http://www.shkolnymir.info/ Соколова О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии

5. http://www.uchportal.ru/ «Шутки-минутки» Использование на уроках экспресс-приёмов по снятию психо-эмоциональной нагрузки

6. http://iemcko.narod.ru/index.html/  Иванова Е.М.  Психогимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Буклет "Упражения на снятие эмоционального напряжения"...

Советы старшеклассникам по подготовке к экзаменам и снятии эмоционального напряжения

Буклет с упражнениями по снятию эмоционального напряжения и советами по подготовке к экзаменам...

Конспект занятия по снятию эмоционального напряжения педагогов.

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поста...

Снятие эмоционального напряжения на уроках ритмики

В статье говорится о значении уроков ритмики в работе коррекционной школы...

"Снятие эмоционального напряжения у детей средствами двигательной активности (танцевальная терапия)"

в работе описывается из-за чего появляется эмоциональное напряжение. понятие стресс и танцевальная терапия....

Релаксация как метод снятия эмоционального напряжения

В докладе представлены основные релаксационые технологии, некоторые правила для самостоятельно занимающихся релаксацией и аутотренингом....