Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.
методическая разработка по теме

Богданова Мария Николаевна

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей

 (В. И. Загвязинский, Н.Д. Никандров).

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.

- Оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач.

- Отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности.

- Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности.

- Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.

Настоящее творчество по своей сути ни что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, решить которые под силу только учителю-управленцу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»

Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...

"Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы".

В статье раскрывается сущность здоровьесбережения и создания здоровьесберегающего пространства, рассматриваются вопросы использования современных здоровьесберегающих технологий для улучшения физическо...

Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.

Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий без которых немыслим педагогический процесс....