Информационные технологии в учебном процессе школы.
статья по теме

Перчикова Антонина Васильевна

В данной статье приведены примеры современного использования компьютера на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primeneniya_sovremennyh_tehnologiy_na_urokah_fiziki.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Перчикова А.В

 Информационные технологии в учебном процессе школы.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Пайская основная школа №8», п.Пай, Прионежский район, Республика Карелия, tonchik-78@mail.ru

 

Применения современных технологий на уроках физики

Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение. Ведущей деятельностью среднего школьного возраста является взаимодействие  и общение  школьника в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником), что сближает учение в этом возрасте с разными видами общественно полезной деятельности.

Увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей; усложняется материал школьных программ и т.д.

Выделим благоприятные особенности мотивации в этом возрасте:

  1. общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
  2. стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить;
  3. стремление подростка к самостоятельности;
  4. увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;
  5. возрастание определенности и устойчивости интересов;
  6. развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.

Одна из потребностей подростка – познавательная.

При удовлетворении познавательной потребности у учащихся  формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи: «Физика нравится мне потому, что интересно знать обо всем, что окружает меня. Мне интересно, почему, например, в одних предметах мы видим свое отражение, а в других нет». Они испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности.

Изучив какое-то явление, уч-ся вспоминают, что раньше они не могли его объяснить. А теперь понимают - почему происходит так, а не иначе.

Например, после изучении «Инерции» уч-ся понимают – почему, поскользнувшись, они падают назад и т.д.

Использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению материала, повышает активность учащихся. А если ученик сам готовит презентацию к уроку, то он изучает дополнительную литературу; анализирует, систематизирует материал. Кроме этого, развивает общие интеллектуальные умения: грамотно излагать материал; аргументировать высказывания;  умение слушать и слышать высказывания одноклассников.

На протяжении последних лет я и мои уч-ся создали несколько презентаций:

  1. «Трение»
  2. «Ультрафиолетовое излучение»
  3. «Великие физики мира»
  4. «Полёт в Электрической Вселенной»
  5. «Путешествие по городу физиков»
  6. «АЭС»
  7. «Солнечная энергия»

Эти презентации я показываю на своих уроках при изучении нового материала, в качестве дополнительной информации. Многие из этих работ принимали участие во Всероссийских конкурсах презентаций, например «Мой наномир», «Конкурс на лучшую презентацию» и т.д. Уч-ся очень нравится, что их работы выставляются и ими могут пользоваться другие люди.

У подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т.е. к более современному способу познания действительности. В этот период подростки охотно принимают опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь.

 Опыт применения ИКТ как средства изучения физики в основной  школе.

4.1. Использование ИКТ как средства наглядности.

Из психологии известно, что поисковая деятельность более продуктивна и целенаправленна, если учебная проблема визуализирована («вижу и думаю»). Поэтому на начало изучения новой темы очень, полезно предъявлять кадры с четкой формулировкой учебной проблемы (этап мотивации и постановки учебной проблемы).

На этапе актуализации знаний, необходимых для усвоения нового материала кадры и работа с ними разнообразны. Это могут быть:

- диагностический безоценочный контроль, лучше взаимоконтроль;

- разноуровневые качественные, расчетные, графические задания;

- физический диктант, блиц-опрос;

- работа с систематизирующими, обобщающими таблицами, логическими схемами.

    При изучении нового материала слайды совместно с натурным экспериментом создают единую активную познавательную среду, в которой учитель серией умело подобранных вопросов и заданий возбуждает и направляет мысль учащихся к новым теоретическим выводам. Далее в ходе закрепления уточняет, корректирует понимание учащимися нового знания, формирует первоначальные умения.

     В ходе объяснения и закрепления нового материала кадры должны быть разнообразными, чтобы охватить все моменты познания: алгоритм поиска решения поставленной проблемы, оценивание альтернатив, обнаружение следствий и их значимости в теории и т.д.

Получаемый эффект:

  1. Значительно удобнее стало демонстрировать видеоматериалы. В любой момент можно остановить кадр высокого качества для зарисовки или комментария, что было бы затруднительно при использовании видеомагнитофона с низким качеством стоп-кадра. (При изучении темы «Изменение агрегатного состояния вещества» в 8 классе, опираемся на молекулярное строение вещества, которое изучали в 7 классе).
  2. При невозможности проведения «живого» опыта (ввиду его опасности, отсутствия оборудования или специфики условий) появилась возможность осуществить виртуальный эксперимент на компьютерной модели. Например,  

Возможен просмотр полученных графиков. Графики, возникающие на экране при изучении тепловых явлений (например, зависимости Т от времени при фазовых переходах, при введении понятий количество теплоты, теплоёмкость и т.д.), позволяют лучше понять наблюдаемые явления.

Использование ИКТ как источника дополнительного материала.

Основным источником информации является учебная литература. Подбор дополнительной литературы по предмету является порой проблематичным, так как библиотечный фонд в школе не велик. Вот здесь компьютер и выступает как источник информации.

Ученик при подготовке к уроку может использовать компьютер как универсальный источник информации. Глобальная компьютерная информационная сеть Интернет, электронные энциклопедии и учебники, различные обучающие программы – вот лишь малая часть информационных источников. Так, например, уч-ся находили материал и делали доклады на темы: «Энергетика и экология»,  «Турбины», «Паровозы Черепановых», «Энергия Солнца» и т.д.

Огромное количество информации создано на электронных носителях,  например, «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008г. Здесь находятся энциклопедические и справочные статьи, интерактивные приложения, иллюстрации, видеофрагменты, занимательные факты и мн. др.

             Применение ИКТ как средства контроля результатов  обучения.

Наряду с традиционным контролем, предназначенным для оценки конечных результатов обучения, компьютер позволяет  организовать контроль самого процесса обучения, осуществить диагностику хода материала с целью коррекции дальнейшего процесса.

Закрепление пройденного изученного материала провожу с помощью того же персонального компьютера с программой «Уроки физики Кирилла и Мефодия». Здесь же использую кроссворды.

Кроме того, использую кроссворды, которые создали сами уч-ся на обобщающих уроках и выставляю из на своих страницах педагогических сайтов.

Мы не в состоянии изменить содержание контроля знаний, но мы можем изменить форму ее проведения, сделать ее более привлекательной. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственно выполнение контрольной работы нравится учащимся по ряду причин: сразу получают результат; не теряют время на оформление, исправления и т.д.; можно воспользоваться справочным материалом, подсказками, калькулятором. Это самый объективный, справедливый для учащихся вид контроля.

    Применение ИКТ как средства проведения лабораторных работ.

С помощью программ по физике можно делать и лабораторные работы. Работа получается более наглядная, эффективная. Лабораторные работы можно делать в классе, а также задать как домашнее задание. Изменяя каждому ученику параметры, можно получить большой результат в выполнении работ.

В кабинете физики можно проанализировать ход лабораторной работы по компьютерной модели перед выполнением работы или после выполнения реальной работы провести компьютерное исследование этой же зависимости. Всё это способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в различных процессах и явлениях.

В 7-9 классах у учащихся возникают трудности при изучении движения тела, движущегося  в подвижной системе отсчета относительно неподвижной. Здесь помогла моделирующая программа «Относительность движения» из пакета «Живая физика» - она позволяет моделировать все случаи относительного движения тела.

При изучении электромагнитного поля в 9 классе учащиеся изучают правило буравчика, правило правой руки для соленоида, правило левой руки.

На диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Физика» есть демонстрационная программа, которая помогает научиться определять цену  и значение измеряемой величины. На этом же диске: демонстрационная программа «Импульс тела» и компьютерная программа «Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах».

Часто использую диск «Открытая физика». Например, при выполнении лабораторной работы в 9-ом классе «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины» сначала демонстрирую опыт виртуально, затем уч-ся сами начинают выполнять работу.

При подготовке к экзамену в 9-ом классе демонстрирую видеоэксперимент по колебаниям грузов на пружине.

В 7-ом классе при изучении «Диффузии» показываю опыт из учебника с помощью компьютера. Уч-ся визуально наблюдают процесс протекания этого явления.

Компьютерный эксперимент вводит в урок деятельностные технологии активного, развивающего обучения. Тем самым эксперимент становится «универсальным дополнением практически к любой методике преподавания физики».

          Заключение.

            Опыт работы по применению ИКТ как нового средства изучения физики убедил меня, что главная учебная цель: создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с учащимися, эвристической беседы. Чтобы через содержание компьютерных учебных материалов организовать понимающее (а не запоминающее) обучение. Все должно быть построено не на заучивании, а на активной самостоятельной практической деятельности, нестандартности решений. Применение ИКТ оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности учащихся. Компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения, который учитель может дополнять, модернизировать, варьировать способы применения.

Все пользователи (в том числе и дети) должны знать о вредных аспектах работы на компьютере и о некоторых мерах безопасности и профилактики – этому тоже надо обучать. Врачи прежде всего предупреждают о высокой зрительной нагрузке, поэтому на уроках необходимо делать специальную глазную гимнастику (уч-ся после работы на компьютере делают упражнения для глаз и пальцев, которые до этого я им продемонстрировала).

Использование ИКТ на уроках физики помогает достижению следующих целей:

  1. Активизация интереса учащегося к предмету и процессу учения (уч-ся сами проявляют инициативу для нахождения дополнительного материала по физике)
  2. Развитие навыков самостоятельной работы по нахождению нужной информации (отработка умения работать с поисковыми системами)
  3. Экономия времени при обработке больших объёмов математической информации (умение работать с электронным калькулятором)
  4. Снятие конфликтной ситуации в случае неуспеха учащегося (всегда можно исправить информацию в электронном виде, не портя внешний вид доклада, презентации, отчёта и т.д.)
  5. Экономия времени преподавателя (быстрое размножение вариантов работ или задач)

              Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить:

  1. развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами;
  2. развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;
  3. развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр;
  4. формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);
  5. достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной  социальной и профессиональной адаптации обучаемого.

Наука и техника не стоит на одном месте, необходимо  в ногу идти с прогрессом, чтобы дети уверенно чувствовали себя в завтрашнем дне.

Литература

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное      пособие для студентов пед. вузов / Составитель и научный редактор В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 624с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М.: Народное образование - 1998.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. выс. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов,И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 5-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 512с.
  4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации //Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

Информационные технологии в учебном процессе

Информатизация образования. Факторы, обуславливающие эффективность применения ИКТ. Варианты использования информационных ресурсов на уроках. Психолого-педагогические аспекты применения ИКТ,...

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.

Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....

Интеграция новых информационных технологий в учебный процесс

Материал может быть полезен для подготовки к урокам, выступлениям...

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности  школьника, готового к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразован...

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...