Исследовательская деятельность как способ подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Потемкина Светлана Николаевна

Выступление на районном семинаре учителей обществоведческих дисциплин (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность

как способ подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ

Выступление учителя истории

и обществознания МОУ «Борчанская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Потемкиной С.Н.

     Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт по истории ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – история и обществознание.

     В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы  достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию? Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к  учителю истории, особенно в старших классах.

     Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя  ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения.

     Основная подготовка  учеников к ГИА и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

     Я считаю очень важным  этапом  такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

     Согласно данным психологии, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Поэтому на каждом уроке я стараюсь максимально активизировать деятельность учеников.

   Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:

• могли связать новый материал с предыдущим;

• заинтересованы в том, что делают;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• имеют самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

• работают в подходящем для них темпе;

• понимают когда и как будут оценены;

• могут оценить собственные успехи.

     В практику моего преподавания истории и обществознания вошла организация исследовательской деятельности учащихся. Ввести элементы исследования в ход урока позволяет применение познавательных задач. Они составляются на основе фрагментов исторических источников: мемуаров, официальных документов, статистических данных. Основу знаний учащихся в этом случае составят сведения, полученные в ходе поиска, самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Такая деятельность активна, она повышает интерес школьников к изучаемому материалу, позволяет углубить и сделать более прочными их знания.

В своей работе я также использую:

  1. урок-исследование, урок - суд, урок - защита исследовательских проектов
  2. домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды.
  3. Внеурочная проектная и исследовательская деятельность в рамках клуба будущих избирателей, участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ.

Но не обязательно каждый урок полностью посвящать исследовательской работе. Этому может быть посвящен один из этапов урока, причем с использованием разных форм - фронтальная работа с классом, индивидуальная, групповая работа.

     Например, класс разбивается на группы(4-6 человек), в каждой группе выбирается консультант, который руководит деятельностью группы. Раздаются карточки с тематическими задачами (заполнить таблицу или ответить на проблемный вопрос на выявление причинно-следственных связей и т.д). Каждый член группы принимает активное участие в обсуждении, поиск ответа ведется с опорой на текст параграфа учебника. Складывается коллективный результат, затем участник группы выступает с сообщением. В результате, обеспечивается усвоение основного программного материала всеми учащимися с использованием  учебно-поискового метода.

     Очень важной всегда была и остается индивидуальная работа.

Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

Индивидуальная практическая работа  наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда –  в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к  уже имеющимся сведениям (например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом  является……., так как……», по обществознанию- « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»).

     Развитие навыков поисково-исследовательской работы, написание исследовательских работ по истории и обществознанию помогают в подготовке будущих выпускников к сдаче экзаменов.

     Анализ результатов ЕГЭ и ГИА показал, что сложными для выпускников являются задания на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических). Первые два из этих заданий – С1 и С2 – требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности  без посторонней помощи осваивать учебный курс  и в дальнейшем работать с научной литературой. Именно этому ученики и обучаются, работая над исследовательскими работами.

     Серьезные трудности у выпускников вызвает также задание на анализ исторических 

версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. При этом важно, чтобы при аргументации использовались именно конкретные факты, а не обобщенные положения. Кроме того, учитель должен обращать внимание на логичность  построения  аргументов,  наличие  и  качество  логических  связок.  

     Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. Кроме того,  стимулом  в  данном  случае  будет  коллективное  действие,  оценка  одноклассников. Но именно эти же умения формируются и в процессе исследовательской деятельности.

   

     Отдельно следует остановиться на новом задании, введенном с 2010 года–  задании ЕГЭ по обществознанию С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;  б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. При выполнении задания  выпускникам предстоит: а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

     Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть выпускников не владеет необходимыми для выполнения задания умениями или владеет ими в недостаточной степени. А написание исследовательской работы также предполагает и умение правильно составлять план.

     Написание исследовательской работы подготавливает выпускников и к выполнению наиболее сложной части экзамена по обществознанию - эссе.  Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с  8-9-х классов. В своей педагогической  практике я использую следующий прием. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои ответы. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся).

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать  технологию ПОПС , при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных  действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

  1. П-позицию        (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
  2. О-обоснование   (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
  3. П-пример         (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
  4. С-следствие      (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

     Практическая реализация по формированию поискового метода у учащихся осуществляется мною постоянно в течение нескольких лет и дают неплохие результаты. Неоднократно обучающиеся занимали призовые места в конкурсах исследовательских работ. Но самое главное – все выпускники успешно сдают ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, показывая хорошие знания - средний балл по школе выше областного показателя.

Результативность исследовательской деятельности:

2009 год   Районный конкурс краеведческих исследовательских работ учащихся – 2 место

2010 год   Районная олимпиада по школьному краеведению – 3 место

                  Районная краеведческая конференция – 3 место

2011 год   Районная олимпиада по школьному краеведению – 3 место

2012 год   Муниципальный этап  V Международного конкурса творческих работ

старшеклассников и студентов, посвященных личности и  реформаторскому наследию  П.А. Столыпина - 3 место

2013 год   Муниципальный этап регионального конкурса исследовательских работ по вопросам пенсионного законодательства – 3 место

                 Муниципальный этап областного конкурса детских фольклорно-этнографических коллективов «Белгородчина заповедная» - 2 место

Результаты ЕГЭ и ГИА:

ЕГЭ по обществознанию

ГОД

СРЕДНИЙ БАЛЛ в

МОУ «БОРЧАНСКАЯ СОШ»

СРЕДНИЙ БАЛЛ в БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2010

62,5

56,6

2011

64,5

56,7

2012

58,5

56,4

ЕГЭ по истории

ГОД

СРЕДНИЙ БАЛЛ в

МОУ «БОРЧАНСКАЯ СОШ»

СРЕДНИЙ БАЛЛ в БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2010

73,0

53,9

2011

59,5

56,0

2012

63,0

54,1

ГИА по обществознанию

ГОД

Результаты

МОУ «БОРЧАНСКАЯ СОШ»

Результаты по

 БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Средний балл

Средняя оценка

Средний балл

Средняя оценка

2010

28,3

4,3

26,5

3,9

2011

25,0

3,8

26,1

3,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"

Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...

«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника»

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а ...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования познавательной активности обучающихся

Проектная деятельность активизирует мысли, прививает интерес к предмету, формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения....