Технология уровней дифференциации в основной и средней школе.
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Мантуровская СОШ»
ВОЛКОВА Т.Н. ___________________
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Тема: Технология уровней дифференциации
в основной и средней школе.
Одной из новых особенностей урока в личностно – развивающем подходе является его разноплановая дифференциация.
Дифференциация – форма организации учебной деятельности школьников, когда учитываются их склонности, интересы, способности.
Психолого-педагогическая сущность ее – создание условий для выявления задатков, способностей и интересов каждого школьника.
Социальная сущность – воздействие на развитие творческого, интеллектуального, профессионального уровня ребенка.
Дидактическая сущность – решение проблем школы на основе новой методики.
Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в большой группе детей, подобранным по случайным признакам.
Уровневая дифференциация – школьники, обучаясь по одной программе, имеют право усваивать ее на разных уровнях, но не ниже обязательных требований.
Базовый уровень – определен программой, учебником, максимумом знаний и умений, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Продвинутый уровень – овладение дополнительными знаниями обучающихся.
Высокий уровень – углубленные знания повышенной сложности.
Во всех формах дифференциация осуществляется в виде:
- детерминированного обучения – когда учитель, изучив способности и особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым для обучающихся;
- демократического обучения – когда обучающимся предоставляется частично выбрать содержание форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения;
- открытого (гуманистического) обучения, при котором обучающийся сам управляет своей собственной деятельностью. Может даже самостоятельно обучаться по индивидуальной программе.
В школах могут создаваться классы коррекции для детей, которые по разным причинам отстают в своем развитии и не могут выдержать общий темп учебы. В стенах нашего образцового учреждения такой вид обучения практикуется.
Можно сказать о наличии в современной школе 3-х типов классов:
- классы возрастной нормы – для детей по умственному развитию согласно паспорта. Их обучение осуществляется по нынешней программе (1-3, 1-4) (для детей нашей школы);
- классы развивающего обучения – для детей с повышенным уровнем умственного развития, по уплотненным программам с разнообразными формами творческих работ (не существуют);
- классы повышенного индивидуального внимания – для плохо подготовленных к школе детей и с незначительными отклонениями в психическом развитии, в форме индивидуальных занятий (если только по болезни).
Последнее время получает разработку идея профильной дифференциации образования: предлагается создать программы учебных предметов 3-х слоев: общекультурным, прикладным, профессиональным.
Наше образовательное учреждение делает первые шаги по этому пути.
Дифференциация может осуществляться в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности, продуктивности:
- разноуровневое изложение материала;
- вначале упрощенное, затем усложненное;
- целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
- многократное повторение изложенного в течение урока (для отстающих детей);
- использование наглядности в разных видах;
- работа с учебной литературой;
- дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов обучающихся, направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по сложности);
- групповые формы работы;
- определенная помощь (книга, учитель);
- индивидуальный опрос (по вопросам, по плану, письменный ответ, письменно – устный вариант ответа);
- дифференцированный контроль;
- самоконтроль по образцам и критериям;
- индивидуализация домашних заданий (по объему, сложности, творческой направленности, срокам выполнения);
- дифференциация темпов обучения.
Дифференциация может существовать как компонент урока:
- по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;
- по наличию базовой подготовки;
- по склонностям, интересам, выбору деятельности.
Группы могут быть подвижны.
Дифференциация на уроке предлагает 5-7 минут, может проводиться в следующих вариантах:
- в комплексе с фронтальной (учитель объясняет, учащиеся дополняют из других источников, обобщают и систематизируют, самостоятельно углубляют знания);
- одним ученикам одно задание специальное, а другие работают над единым заданием;
- при изучении легкого материала сами работают и излагают в форме беседы;
- постепенное усложнение заданий (по карточкам) по образцу, упражнение с поиском, творческие;
- задания по составлению задач, упражнений;
- дифференцированные домашние задания даются в начале изучения темы и рассчитаны на весь период обучения.
Существует и дифференцированная помощь:
- указать задачи, упражнения, на которые опирается задание;
- дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция);
- таблицы, матрицы, словесная;
- побудить к поиску, следственные связи;
- деление сложного задания на части;
- наводящие вопросы;
- предупреждение ошибок.
Условия для успешной дифференциации:
1. Чаще включать и переключать обучающихся с дифференцированной на комплексную работу. Весь урок не может быть дифференцированным.
2. Создавать на уроках ситуации самостоятельного выбора для детей разного уровня.
3. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
4. Дифференциация не должна быть явной.
5. Учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план основной и средней школы на 2012-2013 учебный год.
Учебный план для 5-11 классов с пояснительной запиской....
Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.
Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.Майка И. Р., учитель английского языка МБОУ «Ги...
Нормативные испытания, для контроля уровня физической подготовленности учащихся в средней школе ( 10 - 11 классы ).
Контрольные испытани по физической культуре составлены с целью контроля уровня физической подготовленности и динамики физического развития учащихся, для более правильного распределения нагрузки на уро...
Основные требования к познавательной деятельности выпускников основной и средней школы по предмету «Мировая художественная культура» (базовый уровень)
В статье говорится о способах проверки уровня подготовленности учащихся по предмету МХК и о том, какими знаниями и умениями базового уровня должны овладеть выпускники основной и средней школы по...
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории в основной и средней школе. Статья
Рассмотрены особенности применения ТРКМ при изучении истории в разных классах основнойи средней школе....
«ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»
Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты...
"Технология ведения уроков и выполнения домашних заданий для учащихся основной и средней школы"
Платформа Skysmart в рамках дистанционного обучения...