Главные вкладки

    Технология уровней дифференциации в основной и средней школе.
    учебно-методический материал по теме

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель русского языка и литературы

    МОУ «Мантуровская СОШ»

    ВОЛКОВА Т.Н. ___________________

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

    Тема: Технология уровней дифференциации

    в основной и средней школе.

    Одной из новых особенностей урока в личностно – развивающем подходе является его разноплановая дифференциация.

    Дифференциация – форма организации учебной деятельности школьников, когда учитываются их склонности, интересы, способности.

    Психолого-педагогическая сущность ее – создание условий для выявления задатков, способностей и интересов каждого школьника.

    Социальная сущность – воздействие на развитие творческого, интеллектуального, профессионального уровня ребенка.

    Дидактическая сущность – решение проблем школы на основе новой методики.

    Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в большой группе детей, подобранным по случайным признакам.

    Уровневая дифференциация – школьники, обучаясь по одной программе, имеют право усваивать ее на разных уровнях, но не ниже обязательных требований.

    Базовый уровень – определен программой, учебником, максимумом знаний и умений, которыми должны овладеть все обучающиеся.

    Продвинутый уровень – овладение дополнительными знаниями обучающихся.

    Высокий уровень – углубленные знания повышенной сложности.

    Во всех формах дифференциация осуществляется в виде:

    - детерминированного обучения – когда учитель, изучив способности и особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым для обучающихся;

    - демократического обучения – когда обучающимся предоставляется частично выбрать содержание форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения;

    - открытого (гуманистического) обучения, при котором обучающийся сам управляет своей собственной деятельностью. Может даже самостоятельно обучаться по индивидуальной программе.

    В школах могут создаваться классы коррекции для детей, которые по разным причинам отстают в своем развитии и не могут выдержать общий темп учебы. В стенах нашего образцового учреждения такой вид обучения практикуется.

    Можно сказать о наличии в современной школе 3-х типов классов:

    - классы возрастной нормы – для детей по умственному развитию согласно паспорта. Их обучение осуществляется по нынешней программе   (1-3, 1-4) (для детей нашей школы);

    - классы развивающего обучения – для детей с повышенным уровнем умственного развития, по уплотненным программам с разнообразными формами творческих работ (не существуют);

    - классы повышенного индивидуального внимания – для плохо подготовленных к школе детей и с незначительными отклонениями в психическом развитии, в форме индивидуальных занятий (если только по болезни).

    Последнее время получает разработку идея профильной дифференциации образования: предлагается создать программы учебных предметов 3-х слоев: общекультурным, прикладным, профессиональным.

    Наше образовательное учреждение делает первые шаги по этому пути.

    Дифференциация может осуществляться в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности, продуктивности:

    - разноуровневое изложение материала;

    - вначале упрощенное, затем усложненное;

    - целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;

    - многократное повторение изложенного в течение урока (для отстающих детей);

    - использование наглядности в разных видах;

    - работа с учебной литературой;

    - дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов обучающихся, направленности обучения;

    - дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по сложности);

    - групповые формы работы;

    - определенная помощь (книга, учитель);

    - индивидуальный опрос (по вопросам, по плану, письменный ответ, письменно – устный вариант ответа);

    - дифференцированный контроль;

    - самоконтроль по образцам и критериям;

    - индивидуализация домашних заданий (по объему, сложности, творческой направленности, срокам выполнения);

    - дифференциация темпов обучения.

    Дифференциация может существовать как компонент урока:

    - по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;

    - по наличию базовой подготовки;

    - по склонностям, интересам, выбору деятельности.

    Группы могут быть подвижны.

    Дифференциация на уроке предлагает 5-7 минут, может проводиться в следующих вариантах:

    - в комплексе с фронтальной (учитель объясняет, учащиеся дополняют из других источников, обобщают и систематизируют, самостоятельно углубляют знания);

    - одним ученикам одно задание специальное, а другие работают над единым заданием;

    - при изучении легкого материала сами работают и излагают в форме беседы;

    - постепенное усложнение заданий (по карточкам) по образцу, упражнение с поиском, творческие;

    - задания по составлению задач, упражнений;

    - дифференцированные домашние задания даются в начале изучения темы и рассчитаны на весь период обучения.

    Существует и дифференцированная помощь:

    - указать задачи, упражнения, на которые опирается задание;

    - дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция);

    - таблицы, матрицы, словесная;

    - побудить к поиску, следственные связи;

    - деление сложного задания на части;

    - наводящие вопросы;

    - предупреждение ошибок.

    Условия для успешной дифференциации:

    1. Чаще включать и переключать обучающихся с дифференцированной на комплексную работу. Весь урок не может быть дифференцированным.

    2. Создавать на уроках ситуации самостоятельного выбора для детей разного уровня.

    3. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.

    4. Дифференциация не должна быть явной.

    5. Учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебный план основной и средней школы на 2012-2013 учебный год.

    Учебный план для 5-11 классов с пояснительной запиской....

    Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.

    Формирование социокультурной компетенции в процессе реферирования газетных текстов на профильном уровне обучения английскому языку в средней школе.Майка И. Р., учитель английского языка МБОУ «Ги...

    Нормативные испытания, для контроля уровня физической подготовленности учащихся в средней школе ( 10 - 11 классы ).

    Контрольные испытани по физической культуре составлены с целью контроля уровня физической подготовленности и динамики физического развития учащихся, для более правильного распределения нагрузки на уро...

    Основные требования к познавательной деятельности выпускников основной и средней школы по предмету «Мировая художественная культура» (базовый уровень)

    В статье говорится о способах проверки уровня подготовленности учащихся по предмету МХК  и о том, какими знаниями и умениями базового уровня должны овладеть выпускники основной и средней школы по...

    Использование технологии развития критического мышления на уроках истории в основной и средней школе. Статья

    Рассмотрены особенности применения ТРКМ при изучении истории в разных классах основнойи средней школе....

    «ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»

    Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты...