Дидактическая игра как метод активного обучения
статья (10 класс) по теме

субботина марина николаевна

ГОУ МО Центр «Ариадна»

Методическая разработка

Дидактическая игра как метод активного обучения

Субботина М.Н.

п. Октябрьский

 

 

 

 

Содержание

  1. Классификация методов активного обучения.

  2. Особенности деловой дидактической игры.

  3. Творческие принципы уроков с использованием дидактических игр.

  4. Подготовка и проведение урока-игры.

  5. Приложение 1. Урок-игра по химии «Строительство химического предприятия»

  6. Приложение 2. Урок-игра по географии «Путешествие за три моря».

 

 

 

Классификация методов активного обучения (МАО)

(по Подласому И.П.)

МАО

Имитационные неигровые Не имитационные

проблемная лекция -анализ конкретных ситуаций;

  • лекция вдвоём - решение ситуационных проблем

  • практикум

  • групповая дискуссия

-мозговая атака

игровые

-игровое проектирование ;

-деловая игра ;

-розыгрывание ролей;

-тренинг.

Методы активного обучения, способствующие активизации мышления и поведения развивают рефлексию; обеспечивают диалогичность общения; устанавливают обратную связь; обладают повышенной эмоциональностью. Дидактическая игра обеспечивает выполнение следующих функций: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контролирующую.

Дидактическая игра формирует кругозор, мировоззрение, теоретические знания, практические умения, умения добывать, систематизировать и применять знания, упрочнять знания, навыки и умения.

Дидактическая игра развивает мышления, познавательный интерес, активность, память, волю, способность выражать мысли и эмоции.

Дидактическая игра побуждает к коллективному сотрудничеству, соревнованию, проявлению инициативы и самостоятельности, применению полученных знаний и умений.

 

Особенности деловой дидактической игры

Деловая игра имитирует процессы производства и профессиональной деятельности, занятых в ней людей, осуществляемых в условных ситуациях. Признаками деловой игры являются наличие проблемы управления или моделирования профессиональной деятельности руководителей и специалистов; наличие общих целей игровых коллективов; наличие ролей и назначение на них участников; принятие и реализация последовательности решений; наличие системы стимулирования; подведение итогов.

Творческие принципы уроков с использованием дидактических игр

Цели обучения подростков с девиантным поведением отличаются от целей обучения детей в обычных школах. Психоэмоциональные особенности детей таковы, что расстроенное мышление, нарушение памяти, эмоциональная нестабильность, агрессивность, частое отсутствие коммуникативных качеств ведёт к ослаблению или потере мотивационных импульсов. Поэтому главная цель обучения заключается не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке подростка к взаимодействию с социальной средой, к адаптации его к адекватным нормам жизнедеятельности.

Задачи уроков для детей с девиантным поведением заключаются в воспитании и развитии личности, в восстановлении повреждённых мыслительных процессов, средством для решения этих задач служит познавательная активность.

Формирование познавательного интереса учащегося - главная задача урока.

Традиционная дидактическая задача предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл - требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа.

Нетрадиционная дидактика требует проблемного обучения, поисковых исследовательских методов обучения, которые представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященных реализации нетрадиционного метода, в частности уроков - игр.

Организация урока, где за основу берётся, познавательный интерес формирует познавательную активность учащихся. Реализация подобного урока вероятна с применением принципов педагогики сотрудничества: отношения взаимопонимания с учениками, учение без принуждения, принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принцип оценки, как

уважительного отношения не только к знанию, но и к незнанию; поощрение чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы и личностного подхода.

Творческие принципы уроков с использованием дидактических игр могут быть следующими:

  1. Отказ от шаблона в проведении урока, от формализма в поведении.

  1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

  2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока.

  1. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

  1. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

  2. Педагогически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

  3. Использование оценки в качестве инструмента, формирующего познавательный интерес (а не только результирующего инструмента).

  1. Безоценочный принцип.

Подготовка и проведение урока-игры

Уроки игровой формы отличаются большим разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, что необходимо в формировании познавательного интереса подростков с девиантным поведением. Уроки-игры без соревновательной основы особенно эффективно применяются для работы с детьми, имеющими психотравмы.

Период подготовки урока-игры имеет огромное воспитательное и коммуникативное значение. В подготовке принимают участие и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы ( команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнять до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

Собственно урок длится три основных этапа. Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап предполагает сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а растворяется в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения -эмоциональный тонус урока не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

 

Приложение 1

 

Разработка урока-игры по химии « Строительство химического предприятия»

 

Предмет: химия

Класс: 11

Тема урока: Строительство предприятия по производству конструкций из полимерных материалов.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Деловая игра.

Цели урока: 1 .Формирование кругозора, мировоззрения, умения систематизировать и применять знания, умения и навыки.

2. Развитие мышления, активности, познавательного интереса,
способности выражать свои мысли и эмоции.

3. Воспитывать умение работать в коллективе,проявлять
творческую инициативу и самостоятельность.

Учебные задачи: 1. составить проект обоснования строительства предприятия по производству конструкций из полимерных материалов в п. Октябрьский.

2. Составить проект решения о запрещении строительства химического предприятия в зоне жилой застройки.

Критерии оценки

выполнения задания : - оригинальность творческого решения;

  • коллегиальность во взаимной деятельности;

  • грамотное оформление проекта решения.

Ход урока

1. Класс (небольшой по составу) разделяется на две команды.

Задание первой команде

Составить проект обоснования строительства предприятия по производству конструкций из полимерных материалов в п.Октябрьский.

Задание второй команде

Составить проект решения о запрещении строительства химического предприятия в зоне жилой застройки.

  1. Распределение профессиональных ролей, необходимых для реализации проекта (внутрикомандно).

  2. Обсуждение основных рабочих позиций для составления проекта (внутрикомандно).

  3. Оформление проекта в виде тезисов или в виде рабочей схемы (второй вариант считается более предпочтительным).

  4. Защита проекта.

Результативность работы команды оценивается по наиболее яркому, убедительному, аргументированному проекту, числу доказательных позиций.

Вероятно выделение независимых экспертов из числа учащихся. В группу экспертов может входить преподаватель.

Опорные понятия, профессиональная терминология

  1. Аренда земли.

  2. СЭС.

  3. Коммуникации.

  4. Регистрационная палата.

  5. Вредные выбросы.

  6. Транспортные связи.

  7. Субъект федерации.

  8. Водные ресурсы.

  9. Загрязнение воды. 10.Рабочие места.

11 .Плотность населения.

12.Суточные миграции населения.

13.Потребители продукции.

14.Обеспечение сырьём.

15. Электроэнергия.

16.Экологический фактор.

17. Ассортимент выпускаемой продукции.

18.Градообразующий объект.

19.Согласование документов.

20.Внешний рынок.

21.Внутренний рынок.

22. Адвокатура.

23.Юридическая защита.

24.Налоговые отчисления.

25.Рынок рабочей силы.

26.Развитая инфраструктура.

27.Культурный центр.

28.Продукция предприятия.

29.Шумовой фон.

30.Региональный бюджет.

31 .Поселковая администрация.

32.Городская администрация.

33.Главный архитектор города.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_kak_metod_aktivnogo_obucheniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ МО Центр «Ариадна»

Методическая разработка

Дидактическая игра как метод активного обучения

Субботина М.Н.

п. Октябрьский

Содержание

  1. Классификация методов активного обучения.
  2. Особенности деловой дидактической игры.
  3. Творческие принципы уроков с использованием дидактических игр.
  4. Подготовка и проведение урока-игры.
  5. Приложение 1. Урок-игра по химии «Строительство химического предприятия»
  6. Приложение 2. Урок-игра по географии «Путешествие за три моря».

Классификация методов активного обучения (МАО)

(по Подласому И.П.)

МАО

Имитационные неигровые      Не имитационные

проблемная лекция                       -анализ конкретных ситуаций;

  • лекция вдвоём                          - решение ситуационных проблем
  • практикум
  • групповая дискуссия

-мозговая атака

                                                        игровые

-игровое проектирование ;

-деловая игра ;

                                                                               -розыгрывание ролей;

                                                                                 -тренинг.

Методы активного обучения, способствующие активизации мышления и поведения развивают рефлексию; обеспечивают диалогичность общения; устанавливают обратную связь; обладают повышенной эмоциональностью. Дидактическая игра обеспечивает выполнение следующих функций:   обучающую,   развивающую,   воспитывающую,   побуждающую, контролирующую.

Дидактическая       игра       формирует       кругозор,       мировоззрение, теоретические знания, практические умения, умения добывать, систематизировать и применять знания, упрочнять знания, навыки и умения.

Дидактическая игра развивает мышления,  познавательный интерес, активность, память, волю, способность выражать мысли и эмоции.

Дидактическая игра побуждает к коллективному сотрудничеству, соревнованию, проявлению инициативы и самостоятельности, применению полученных знаний и умений.

     

          Особенности деловой дидактической игры

Деловая игра имитирует процессы производства и профессиональной деятельности, занятых в ней людей, осуществляемых в условных ситуациях. Признаками деловой игры являются наличие проблемы управления или моделирования профессиональной деятельности руководителей и специалистов; наличие общих целей игровых коллективов; наличие ролей и назначение на них участников; принятие и реализация последовательности решений; наличие системы стимулирования; подведение итогов.

Творческие принципы уроков с использованием дидактических игр

Цели обучения подростков с девиантным поведением отличаются от целей обучения детей в обычных школах. Психоэмоциональные особенности детей таковы, что расстроенное мышление, нарушение памяти, эмоциональная нестабильность, агрессивность, частое отсутствие коммуникативных качеств ведёт к ослаблению или потере мотивационных импульсов. Поэтому главная цель обучения заключается не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке подростка к взаимодействию с социальной средой, к адаптации его к адекватным нормам жизнедеятельности.

Задачи уроков для детей с девиантным поведением заключаются в воспитании и развитии личности, в восстановлении повреждённых мыслительных процессов, средством для решения этих задач служит познавательная активность.

Формирование познавательного интереса учащегося - главная задача урока.

Традиционная дидактическая задача предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл - требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа.

Нетрадиционная дидактика требует проблемного обучения, поисковых исследовательских методов обучения, которые представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященных реализации нетрадиционного метода, в частности уроков - игр.

Организация урока, где за основу берётся, познавательный интерес формирует познавательную активность учащихся. Реализация подобного урока вероятна с применением принципов педагогики сотрудничества: отношения взаимопонимания с учениками, учение без принуждения, принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа,    правила,    способа   решения    задачи;    принцип    оценки,    как

уважительного отношения не только к знанию, но и к незнанию; поощрение чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы и личностного подхода.

Творческие принципы уроков с использованием дидактических игр могут быть следующими:

  1. Отказ от шаблона в проведении урока, от формализма в поведении.
  1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
  2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока.
  1. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  1. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  2. Педагогически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  3. Использование оценки в качестве инструмента, формирующего познавательный интерес        (а не только результирующего инструмента).
  1. Безоценочный принцип.

Подготовка и проведение урока-игры

Уроки игровой формы отличаются большим разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, что необходимо в формировании познавательного интереса подростков с девиантным поведением. Уроки-игры без соревновательной основы особенно эффективно применяются для работы с детьми, имеющими психотравмы.

Период подготовки урока-игры имеет огромное воспитательное и коммуникативное значение. В подготовке принимают участие и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы ( команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнять до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

Собственно урок длится три основных этапа. Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап предполагает сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а растворяется в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения -эмоциональный тонус урока не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Приложение 1

Разработка урока-игры по химии « Строительство химического предприятия»

Предмет: химия

Класс: 11

Тема урока: Строительство предприятия по производству конструкций из полимерных материалов.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Деловая игра.

Цели урока: 1 .Формирование кругозора, мировоззрения, умения систематизировать и применять знания, умения и навыки.

2.        Развитие мышления, активности, познавательного интереса,
способности выражать свои мысли и эмоции.

3.        Воспитывать    умение    работать    в    коллективе,проявлять
творческую инициативу и самостоятельность.

Учебные задачи: 1. составить проект обоснования строительства предприятия по производству конструкций из полимерных материалов в п. Октябрьский.

2.    Составить    проект    решения    о    запрещении строительства химического предприятия в зоне жилой застройки.

Критерии оценки

выполнения задания : - оригинальность творческого решения;

  • коллегиальность во взаимной деятельности;
  • грамотное оформление проекта решения.

Ход урока

1.        Класс (небольшой по составу) разделяется на две команды.

Задание первой команде

Составить     проект     обоснования     строительства     предприятия     по производству конструкций из полимерных материалов в п.Октябрьский.

Задание второй команде

Составить проект решения о запрещении  строительства химического предприятия в зоне жилой застройки.

  1. Распределение профессиональных ролей, необходимых для реализации проекта (внутрикомандно).
  2. Обсуждение  основных  рабочих  позиций  для  составления  проекта (внутрикомандно).
  3. Оформление проекта в виде тезисов или в виде рабочей схемы (второй вариант считается более предпочтительным).
  4. Защита проекта.

Результативность работы команды оценивается по наиболее яркому, убедительному, аргументированному проекту, числу доказательных позиций.

Вероятно выделение независимых экспертов из числа учащихся. В группу экспертов может входить преподаватель.

Опорные понятия, профессиональная терминология

  1. Аренда земли.
  2. СЭС.
  3. Коммуникации.
  4. Регистрационная палата.
  5. Вредные выбросы.
  6. Транспортные связи.
  7. Субъект федерации.
  8. Водные ресурсы.
  9. Загрязнение воды. 10.Рабочие места.

11 .Плотность населения.

12.Суточные миграции населения.

13.Потребители продукции.

14.Обеспечение сырьём.

15. Электроэнергия.

16.Экологический фактор.

17. Ассортимент выпускаемой продукции.

18.Градообразующий объект.

19.Согласование документов.

20.Внешний рынок.

21.Внутренний рынок.

22. Адвокатура.

23.Юридическая защита.

24.Налоговые отчисления.

25.Рынок рабочей силы.

26.Развитая инфраструктура.

27.Культурный центр.

28.Продукция предприятия.

29.Шумовой фон.

30.Региональный бюджет.

31 .Поселковая администрация.

32.Городская администрация.

33.Главный архитектор города.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активного обучения АКС

В данной статье речь идет о методах активного обучения...

Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»

В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...

Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика  Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ  Участвовать - и...

Методы активного обучения

Семинар для учителей школы...

Методы активного обучения в процессе преподавания гуманитарных предметов с использованием ИКТ.

1.Общие принципы, которые наиболее характерны для всех форм урока- семинара с использованием ИКТ.2.Формы  урока-семинара с использованием ИКТ....

Игра как метод активного обучения на уроках технологии.

“Игра имеет важное значение в жизни ребенка,  каков ребенок в игре, таков во многом он   будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...

Презентация по теме "Использование ТСО и визуальных методов для активизации языковых компетенций студентов" к конференции "Методы активного обучения в практике преподавания"

Данные тезисы и презентация были представлены мною на научно-практической конференции для преподавателей "Методы активного обучения в практике преподавания", которая проводилась в медицинском колледже...