"Повышение эффективности профильного обучения в системе школо-колледж"- Методический доклад
учебно-методический материал по теме

Бельков Александр Павлович

Преиущества и проблемы прпофильного непрерывного обучения  школа-колледж-вуз рассматриваются на примере собственного учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola-kolledzh.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ФГОУ СПО  Жердевский колледж сахарной промышленности

                                      МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДОКЛАД

На тему :  «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОФИЛЬНОГО  

                    ОБУЧЕНИЯ  В  СИСТЕМЕ  «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ»

Преподаватель : Бельков А.П.

                                                           2010

                Профильное обучение – современное комплексное средство повышения качества , эффективности и доступности  общего образования,

которое позволяет  за счет изменений в структуре , содержании и организации образовательного процесса полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования  старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

                 С 2003-2004 г проводится эксперимент по введению в 9-х классах общеобразовательных школ предпрофильной подготовки  /ППП/, а  с 2004-2005 г по ведению профильного обучения  /ПО/ на старшей ступени общего  образования /10-11кл/.

                  Цель предпрофильной подготовки – создание условий для самоопределения учащихся 9-х классов  на основе выбора из множества альтернатив, а профильного обучения – подготовка  кадров массовых профессий.

                   Профильное обучение сегодня – это стратегическая линия развития старшей школы . о чем свидетельствует введение  Единого государственного экзамена при поступлении в вузы, базисного учебного плана старшей профильной школы и образовательного стандарта. В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения  сказано : « Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,  склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» /приложение 1/.

                      Реализация концепции профильной школы направлена на достижение следующих целей:

                      - более глубокое изучение учащимися отдельных предметов, входящих в программу полного общего образования;

                      - подготовка выпускников общеобразовательных школ  к освоению программ высшего профессионального образования;

                      - повышение адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям;

                      - дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построение на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ;

                      - снятие существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного , в том числе профильного  обучения.

                  Показателями реализации целей профильного обучения являются :

                      - готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению;

                      - зрелый выбор учащимися способа его получения после школы. Под зрелым понимается такой выбор , который, с одной стороны , соответствует  индивидуальным  способностям  и потребностям , а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки  учащихся. Важно, чтобы уже в школе они могли сделать правильный выбор своего будущего профессионального направления в жизни.

                  Первое, это недостаточная материально-техническая база школ, и второе  обеспечение подготовительными педагогическими кадрами. Поэтому появилась новая схема подготовки – многоуровневое профильное обучение в системе «школа – «колледж»  и «школа»-«колледж»-«вуз» на муниципальном уровне , т.е. с привлечением руководства и баз обучения  на уровне  /города, района/ муниципального образования. Сюда подключают  предприятия, заинтересованных в привлечении кадров по своей специальности.

                    В этом учебном году наш колледж тоже вошел в эту программу в составе кооперативной модели – ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности « - МОУ « Обороненская средняя школа» - Администрация Мордовского района –работодатель /центр занятости, строящийся сахарный завод/.

                    На базе 9-х классов проводится  профориентационная подготовка  на профильное обучение. Для учащихся 10-11-х классов предлагается  подготовка в профильных классах рабочих профессий механического и технологического  профиля – аппаратчик сахарного производства  сахара и слесарь –ремонтник.

                     После окончания общеобразовательной школы, учащиеся могут повышать профессиональную  квалификацию в системе начального профессионального образования . на льготной основе . продолжить образование  по соответствующей  специальности в колледже или поступить в высшее учебное заведение по выбранному профилю.

                    В результате реализации данного проекта- инновационной образовательной программы /ИОП/ предполагается:

                     - совершенствование материально-технической базы колледжа;

                     - оснащение учебным оборудованием;

                     - разработка учебных планов.

                     Повышение эффективности профильного обучения по данной программе может произойти за счет следующих факторов:

  1. переоснащения школы и колледжей новым учебным оборудованием;
  2. налаживанием более тесного социального партнерства между предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, а также развития контрактной системы подготовки молодых специалистов;
  3. эффективности кадровой политики, обеспечивающей ведение профильного обучения.

                    На первом этапе профильное обучение должны проводить специалисты высокого уровня – учителя 1 и высшей категории, закончившие курсы повышения квалификации по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования. Подготовка кадров профильного образования в вузах, что требует  отражения в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования /ГОС ВПО/ по педагогическим специальностям и направлениям тоже имеет важное значение.

                Внедрение и распространение  профильного обучения – это одно из направлений в инновационном  реформировании нашего образования, которое  должно обеспечить  улучшение и повышение  качества  образования в нашей стране. Этот процесс должен стать массовым,  постепенно охватывая все регионы , муниципальные территории и общеобразовательные  учреждения РФ.

                  Наиболее существенный вывод. Сделанный на основе  эксперимента по введению  профильного обучения является комплектность модернизационного процесса в общем образовании. Профильное  обучение нельзя рассматривать как очередную реформистскую  компанию в образовании или как универсальный  рецепт для решения большинства проблем, назревших  в средней школе. Напротив, профильное обучение  - лишь звено в цепи  модернизационных изменений в средней общеобразовательной школе. Существует еще  ряд преобразований – изменение оплаты труда; введение новых организационно-правовых форм; введение  новых Государственных стандартов и т.д., как предполагается , позволит существенным образом изменить основы образования , и существенно  повысить качество общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ...

Роль мультимедиа технологии в повышении эффективности процесса обучения

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиа-ресурсов для системы образования, является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанн...

Педагогический диалог – основной путь повышения эффективности процесса обучения.

Статья посвящена диалогическому подходу к процессу обучения в средней школе....

Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики

Применение психологической науки - важнейший фактор повышения эффективности педагогическихтехнологий обучения математики...

Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...

доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...