«Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Информатика» в рамках внедрения ФГОС нового поколения»
материал по теме

Фришина Наталья Александровна

Представлена информация по проектной деятельности и реализация проектной деятельности на экзамене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Информатика» в рамках внедрения ФГОС нового поколения»

   Какие бы нововведения, реформы, эксперименты не переживало образование, какие бы задачи ни ставились перед педагогом как в общем смысле его деятельности, так и содержанием той конкретной дисциплины, которую он преподает, и системы по которой он работает, проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся, были, есть и будут одним из важных компонентов его профессиональной деятельности. Что бы не менялось в современных подходах как к образованию вообще, так и в конкретной области знаний, учебный процесс невозможно представить иначе как взаимосвязь трех частей:

  • предъявление нового материала;
  • тренинг;
  • контроль знаний, умений и навыков.

Казалось бы, в чем проблема? Контрольно-оценочная деятельность основной компонент деятельности педагога, причем компонент традиционный (используемая нами балльная система оценки ученической работы зародилась в немецких схоластических школах), ему обучают при получении специальности - преподаватель. Но, тем не менее, эта проблема является на сегодняшний день актуальной для всех преподавателей, в том числе и преподавателей информатики, что связано в первую очередь с переходом на новые ФГОС.

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

   На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала.

Для меня такими формами стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Таким примером могут служить Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для промежуточной аттестации, дисциплина: «Информатика и ИКТ» основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО 151902.03 «Станочник (металлообработка)».

Назначение: КИМы  предназначены для контроля и оценки результатов освоения дисциплины «Информатика и ИКТ» по  профессии НПО 151902.03 «Станочник (металлообработка)» технический профиль.

Объем изучаемого материала по учебному плану составляет 94 часа из них 76 часов - практические занятия, сроки изучения
I курс, I, II семестр.

Результатами освоения дисциплины, подлежащие проверке на промежуточной аттестации являются: знания, умения, общие компетенции и их функции.

Условия проведения: Экзамен предполагает проведение индивидуальной аттестации студентов по дисциплине «Информатика и ИКТ». Проводится экзамен в форме защиты проекта.

На выбор предполагается несколько тем проектов, взятых из курса «Информатика и ИКТ», но не исключается возможность предложения студентом собственной темы из области информатики, вычислительной техники и информационных технологий.

Также разработаны методические рекомендации по разработке проекта по информатике.

Критерии оценки проекта: Соответствие содержания теме:

  • Глубина проработки теоретического материала.
  • Использование графики, диаграмм, таблиц, звука и видео.
  • Использование эффектов анимации и эффектов смены слайдов.
  • Единый стиль и качество оформления.
  • Слайды представлены в логической последовательности.
  • Текст изложен ясно и структурирован, в тексте отсутствуют ошибки и опечатки.
  • Соответствие оформления проекта настоящим требованиям.

На экзамене студенты проводят демонстрацию созданных продуктов, сопровождая ее пояснениями, представленными в описании. Оценивание работ проводится по Листу оценки компетенций студентов.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено: проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью; неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности обучающихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения

Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения

                      Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку ...

Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС нового поколения

презентация на тему "Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС второго поколения"...

«Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»

laquo;Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»...