Методика проблемного обучения
статья по теме

Макаркина Марина Александровна

В работе описана методика проблемного обечения ( этапы, уровни, ресурсы, методические рекомендации к разработке проблемного урока). Рассматривается вопрос о особенности использования проблемного обучения на уроках химии с примерами организации уроков по нескольким темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.rar17.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

По способам организации учебного процесса обучение может быть традиционным ( информационным, сообщающим) и включающим активные формы и методы познания. В современном образовании,  наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления:  проблемное обучение, программированное обучение, алгоритмизированное обучение, проектное обучение и другие.

     Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.

     Проблемное обучение включает несколько этапов:

- осознание проблемной ситуации

- формулировка проблемы на основе анализа ситуации

- решение проблемы

- проверка решения.

     Проблемное обучение может быть разного уровня в зависимости от деятельности педагога и учащихся:

Уровень

Что делает учитель

Что делает ученик

       0

ставит проблему, формулирует ее, решает проблему

запоминает решение проблемы

       1

ставит проблему, формулирует ее

решает проблему

       2

ставит проблему

формулирует проблему и решает ее

       3

проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

осознает проблему, формулирует ее и решает проблему

     Ресурсы, которые необходимы для реализации проблемной технологии:

- отбор актуальных задач

- определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы

- построение оптимальной системы проблемного обучения

- подбор средств обучения

- личностный подход учителя, способный вызвать и направить активную познавательную деятельность ученика.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к разработке проблемного урока:

1. Назначение проблемного урока

- приобретение ЗУН

- активизация и развитие мыслительных действий ( анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение)

- развитие креативности ( творческого начала)

- выход на проектную, исследовательскую деятельность

2. Как возникает проблема:

- несоответствие жизненного опыта реальной ситуации, научным сведениям

- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов

- столкновение нескольких точек зрения, новых фактов

- прогноз событий, явлений, предполагаемый результат

- недостаток ( недоступность) информации.

3. Методы решения проблемной ситуации:

- исследовательский: индуктивное ( от частного к общему) и дедуктивное

( от общего  к частному) исследование

- проектирование

4. Средства решения проблемной ситуации:

- эксперимент

- работа с информацией ( текстовой, визуальной и др.)

- наблюдение

- моделирование.

5. Формы работы учащихся:

- беседа ( эвристическая, дискуссия и др.)

- лекция

- лабораторный опыт

- теоретическая работа в группе

6. Этапы урока:

- мотивация, создание проблемной ситуации

- выдвижение гипотез и их запись на доске

- исследование (теоретическое, практическое)

- обмен информацией (при работе в группах) и представление работы

- обработка информации ( выделение значимой, подтверждение или опровержение ранее высказанных гипотез)

- подведение итогов урока, вариант(ы) решения проблемы

- рефлексия

-домашнее задание.

ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ХИМИИ.

     Наиболее эффективны три способа организации проблемного обучения:

1. Проблемное ИЗЛОЖЕНИЕ

- учащиеся не обладают достаточным объемом знаний ( поиск осуществляет сам учитель, заставляет учеников думать, затем только ученики могут дать для себя ответ и сверить его с выводами учителя)

2. Поисковая (эвристическая) БЕСЕДА

- это система взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учеников,    цель – решение новой для учеников проблемы

3. Самостоятельная ПОИСКОВАЯ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся

- возможна когда учащиеся обладают хорошими знаниями, необходимыми для построения научных предположений

- сначала выполняется практическая работа по сбору фактов, затем их теоретический анализ и обобщение ( проблема возникает в ходе противоречия между выявленными фактами)

ПРИМЕРЫ:

1. Поисковая (эвристическая) беседа:

                                «Строение молекулы глюкозы».

    Проблема – если глюкоза – кислородсодержащее вещество, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

     Решение проблемы:

а) ученики выдвигают гипотезу – может есть гидроксогруппы ( проведение опыта)

б) может есть карбоксильная группа (проводят опыт)

в) может есть альдегидная группа ( проводят опыт)

     Вывод: глюкоза – альдегидоспирт.

Затем учитель записывает структурную формулу молекулы глюкозы.

«Реакции ионного обмена»

     На доске записаны опорные понятия: обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот-оснований-солей в свете ТЭД.

1.СОЗДАНИЕ  проблемной ситуации

а) на доске запись    AgNO₃  +  HCl =  AgCl↓  +  HNO₃

Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.  

Запись на доске:  Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  Ag⁺  +  Cl⁻  + H⁺  + NO₃⁻

Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?

Ученики – одинаковые ионы.

Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?

Ученики – она обратима.

б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка

в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия

Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?

Ученики – выпадение осадка.

Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?

Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl

Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

Ученики – реакция необратима

Учитель – А мы думали, что реакция обратима

Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:

                Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  AgCl↓  + H⁺  + NO₃⁻

Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным. Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции:                              Ag⁺   +  Cl⁻  →  AgCl↓  

Учитель – это сокращенное ионное уравнение.

г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  знаний

Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?

Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция

Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

Запись на доске:

ГИПОТЕЗЫ               -      выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла

ПРОВЕРКА  ГИПОТЕЗ   - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОДУКТА -  отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)

Подводится итог работы.

3. ПРОБЛЕМНОЕ изложение.

Серная кислота взаимодействует с металлами

Учитель – показывает опыт цинка с раствором серной кислоты

Ученики – делают вывод по результату опыта и записывают уравнение реакции:    Zn  +  H₂SO₄ = H₂↑  + ZnSO₄

Учитель – проводит опыт взаимодействие меди с раствором серной кислоты

Ученики- делают вывод – реакции нет.

Учитель – проводит опыт- медь с концентрированной серной кислотой при нагревании и без нагревания.

Ученики – делают выводы – только при нагревании медь реагирует с концентрированной серной кислотой.

Учитель – А какие продукты образуются в ходе реакции?

Этот вопрос вызывает выдвижение разных гипотез. И обычно здесь возникает затруднение на ответ.

Учитель – в ответ учитель объясняет специфические свойства концентрированной серной кислоты при взаимодействии с металлами.

3. ПОИСКОВАЯ  деятельность учеников :« Гидролиз солей»

При обобщении данной темы проводится практическая работа и представляется возможность включить некоторые моменты самостоятельной поисковой деятельности учеников. После выполнения опытов по определению среды растворов солей, ученикам выдается задание – проведите реакцию между растворами карбоната натрия и хлорида железа (III), укажите признаки реакции. Какие вещества образуются в ходе реакции?

Ученики ожидают получение двух солей, одна из которых выпадет в осадок:                       FeCl₃   +  Na₂CO₃  →  Fe₂(CO₃)₃↓  +  NaCl

Но карбоната железа (III) не существует! Осадок образуется и выделяется газ?

В ходе обсуждения ученики приходят к выводу: взаимодействуют «гидролизованные» ионы веществ. Осадок – основание железа (III), газ – оксид углерода (IV):

Fe⁺³  + H₂O → (FeOH)⁺²  + H⁺                     CO₃⁻²  + H₂O → (HCO₃)⁻  +  OH⁻

    2FeCl₃  +  3Na₂CO₃  + 3H₂O =  2Fe(OH)₃↓  + 3CO₂↑  + 6NaCl

     Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда.

     Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.

 

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика проблемного обучения в английском языке»

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эт...

МЕТОДИКА. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Дополнительные материалы для уроков....

Методика проблемного обучения на уроках физики

Проблемное обучение – это один из современных и актуальных способов взаимодействия ученик-учитель, где ученик учится мыслить, творчески усваивать и добывать собственным образом знания....

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...