Главные вкладки

    Статья по теме:
    Методика проблемного обучения

    Макаркина Марина Александровна

    В работе описана методика проблемного обечения ( этапы, уровни, ресурсы, методические рекомендации к разработке проблемного урока). Рассматривается вопрос о особенности использования проблемного обучения на уроках химии с примерами организации уроков по нескольким темам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problemnoe_obuchenie.rar17.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    По способам организации учебного процесса обучение может быть традиционным ( информационным, сообщающим) и включающим активные формы и методы познания. В современном образовании,  наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления:  проблемное обучение, программированное обучение, алгоритмизированное обучение, проектное обучение и другие.

         Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.

         Проблемное обучение включает несколько этапов:

    - осознание проблемной ситуации

    - формулировка проблемы на основе анализа ситуации

    - решение проблемы

    - проверка решения.

         Проблемное обучение может быть разного уровня в зависимости от деятельности педагога и учащихся:

    Уровень

    Что делает учитель

    Что делает ученик

           0

    ставит проблему, формулирует ее, решает проблему

    запоминает решение проблемы

           1

    ставит проблему, формулирует ее

    решает проблему

           2

    ставит проблему

    формулирует проблему и решает ее

           3

    проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

    осознает проблему, формулирует ее и решает проблему

         Ресурсы, которые необходимы для реализации проблемной технологии:

    - отбор актуальных задач

    - определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы

    - построение оптимальной системы проблемного обучения

    - подбор средств обучения

    - личностный подход учителя, способный вызвать и направить активную познавательную деятельность ученика.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    к разработке проблемного урока:

    1. Назначение проблемного урока

    - приобретение ЗУН

    - активизация и развитие мыслительных действий ( анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение)

    - развитие креативности ( творческого начала)

    - выход на проектную, исследовательскую деятельность

    2. Как возникает проблема:

    - несоответствие жизненного опыта реальной ситуации, научным сведениям

    - несоответствие имеющихся знаний и новых фактов

    - столкновение нескольких точек зрения, новых фактов

    - прогноз событий, явлений, предполагаемый результат

    - недостаток ( недоступность) информации.

    3. Методы решения проблемной ситуации:

    - исследовательский: индуктивное ( от частного к общему) и дедуктивное

    ( от общего  к частному) исследование

    - проектирование

    4. Средства решения проблемной ситуации:

    - эксперимент

    - работа с информацией ( текстовой, визуальной и др.)

    - наблюдение

    - моделирование.

    5. Формы работы учащихся:

    - беседа ( эвристическая, дискуссия и др.)

    - лекция

    - лабораторный опыт

    - теоретическая работа в группе

    6. Этапы урока:

    - мотивация, создание проблемной ситуации

    - выдвижение гипотез и их запись на доске

    - исследование (теоретическое, практическое)

    - обмен информацией (при работе в группах) и представление работы

    - обработка информации ( выделение значимой, подтверждение или опровержение ранее высказанных гипотез)

    - подведение итогов урока, вариант(ы) решения проблемы

    - рефлексия

    -домашнее задание.

    ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ХИМИИ.

         Наиболее эффективны три способа организации проблемного обучения:

    1. Проблемное ИЗЛОЖЕНИЕ

    - учащиеся не обладают достаточным объемом знаний ( поиск осуществляет сам учитель, заставляет учеников думать, затем только ученики могут дать для себя ответ и сверить его с выводами учителя)

    2. Поисковая (эвристическая) БЕСЕДА

    - это система взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учеников,    цель – решение новой для учеников проблемы

    3. Самостоятельная ПОИСКОВАЯ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся

    - возможна когда учащиеся обладают хорошими знаниями, необходимыми для построения научных предположений

    - сначала выполняется практическая работа по сбору фактов, затем их теоретический анализ и обобщение ( проблема возникает в ходе противоречия между выявленными фактами)

    ПРИМЕРЫ:

    1. Поисковая (эвристическая) беседа:

                                    «Строение молекулы глюкозы».

        Проблема – если глюкоза – кислородсодержащее вещество, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

         Решение проблемы:

    а) ученики выдвигают гипотезу – может есть гидроксогруппы ( проведение опыта)

    б) может есть карбоксильная группа (проводят опыт)

    в) может есть альдегидная группа ( проводят опыт)

         Вывод: глюкоза – альдегидоспирт.

    Затем учитель записывает структурную формулу молекулы глюкозы.

    «Реакции ионного обмена»

         На доске записаны опорные понятия: обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот-оснований-солей в свете ТЭД.

    1.СОЗДАНИЕ  проблемной ситуации

    а) на доске запись    AgNO₃  +  HCl =  AgCl↓  +  HNO₃

    Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.  

    Запись на доске:  Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  Ag⁺  +  Cl⁻  + H⁺  + NO₃⁻

    Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?

    Ученики – одинаковые ионы.

    Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?

    Ученики – она обратима.

    б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка

    в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия

    Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?

    Ученики – выпадение осадка.

    Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?

    Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl

    Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

    Ученики – реакция необратима

    Учитель – А мы думали, что реакция обратима

    Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:

                    Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  AgCl↓  + H⁺  + NO₃⁻

    Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным. Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции:                              Ag⁺   +  Cl⁻  →  AgCl↓  

    Учитель – это сокращенное ионное уравнение.

    г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  знаний

    Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?

    Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция

    Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

    Запись на доске:

    ГИПОТЕЗЫ               -      выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла

    ПРОВЕРКА  ГИПОТЕЗ   - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.

    РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОДУКТА -  отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)

    Подводится итог работы.

    3. ПРОБЛЕМНОЕ изложение.

    Серная кислота взаимодействует с металлами

    Учитель – показывает опыт цинка с раствором серной кислоты

    Ученики – делают вывод по результату опыта и записывают уравнение реакции:    Zn  +  H₂SO₄ = H₂↑  + ZnSO₄

    Учитель – проводит опыт взаимодействие меди с раствором серной кислоты

    Ученики- делают вывод – реакции нет.

    Учитель – проводит опыт- медь с концентрированной серной кислотой при нагревании и без нагревания.

    Ученики – делают выводы – только при нагревании медь реагирует с концентрированной серной кислотой.

    Учитель – А какие продукты образуются в ходе реакции?

    Этот вопрос вызывает выдвижение разных гипотез. И обычно здесь возникает затруднение на ответ.

    Учитель – в ответ учитель объясняет специфические свойства концентрированной серной кислоты при взаимодействии с металлами.

    3. ПОИСКОВАЯ  деятельность учеников :« Гидролиз солей»

    При обобщении данной темы проводится практическая работа и представляется возможность включить некоторые моменты самостоятельной поисковой деятельности учеников. После выполнения опытов по определению среды растворов солей, ученикам выдается задание – проведите реакцию между растворами карбоната натрия и хлорида железа (III), укажите признаки реакции. Какие вещества образуются в ходе реакции?

    Ученики ожидают получение двух солей, одна из которых выпадет в осадок:                       FeCl₃   +  Na₂CO₃  →  Fe₂(CO₃)₃↓  +  NaCl

    Но карбоната железа (III) не существует! Осадок образуется и выделяется газ?

    В ходе обсуждения ученики приходят к выводу: взаимодействуют «гидролизованные» ионы веществ. Осадок – основание железа (III), газ – оксид углерода (IV):

    Fe⁺³  + H₂O → (FeOH)⁺²  + H⁺                     CO₃⁻²  + H₂O → (HCO₃)⁻  +  OH⁻

        2FeCl₃  +  3Na₂CO₃  + 3H₂O =  2Fe(OH)₃↓  + 3CO₂↑  + 6NaCl

         Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда.

         Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.

     

                                                                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

        Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

    Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

        Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

    методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

        Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

    методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

        Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

    методика преподования физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения

        Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

    Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

    Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика проблемного обучения в английском языке»

    Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эт...