Методика проблемного обучения
статья по теме
В работе описана методика проблемного обечения ( этапы, уровни, ресурсы, методические рекомендации к разработке проблемного урока). Рассматривается вопрос о особенности использования проблемного обучения на уроках химии с примерами организации уроков по нескольким темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.rar | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
По способам организации учебного процесса обучение может быть традиционным ( информационным, сообщающим) и включающим активные формы и методы познания. В современном образовании, наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное обучение, алгоритмизированное обучение, проектное обучение и другие.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
- осознание проблемной ситуации
- формулировка проблемы на основе анализа ситуации
- решение проблемы
- проверка решения.
Проблемное обучение может быть разного уровня в зависимости от деятельности педагога и учащихся:
Уровень | Что делает учитель | Что делает ученик |
0 | ставит проблему, формулирует ее, решает проблему | запоминает решение проблемы |
1 | ставит проблему, формулирует ее | решает проблему |
2 | ставит проблему | формулирует проблему и решает ее |
3 | проводит общую организацию, контроль и умелое руководство | осознает проблему, формулирует ее и решает проблему |
Ресурсы, которые необходимы для реализации проблемной технологии:
- отбор актуальных задач
- определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы
- построение оптимальной системы проблемного обучения
- подбор средств обучения
- личностный подход учителя, способный вызвать и направить активную познавательную деятельность ученика.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к разработке проблемного урока:
1. Назначение проблемного урока
- приобретение ЗУН
- активизация и развитие мыслительных действий ( анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение)
- развитие креативности ( творческого начала)
- выход на проектную, исследовательскую деятельность
2. Как возникает проблема:
- несоответствие жизненного опыта реальной ситуации, научным сведениям
- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов
- столкновение нескольких точек зрения, новых фактов
- прогноз событий, явлений, предполагаемый результат
- недостаток ( недоступность) информации.
3. Методы решения проблемной ситуации:
- исследовательский: индуктивное ( от частного к общему) и дедуктивное
( от общего к частному) исследование
- проектирование
4. Средства решения проблемной ситуации:
- эксперимент
- работа с информацией ( текстовой, визуальной и др.)
- наблюдение
- моделирование.
5. Формы работы учащихся:
- беседа ( эвристическая, дискуссия и др.)
- лекция
- лабораторный опыт
- теоретическая работа в группе
6. Этапы урока:
- мотивация, создание проблемной ситуации
- выдвижение гипотез и их запись на доске
- исследование (теоретическое, практическое)
- обмен информацией (при работе в группах) и представление работы
- обработка информации ( выделение значимой, подтверждение или опровержение ранее высказанных гипотез)
- подведение итогов урока, вариант(ы) решения проблемы
- рефлексия
-домашнее задание.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ.
Наиболее эффективны три способа организации проблемного обучения:
1. Проблемное ИЗЛОЖЕНИЕ
- учащиеся не обладают достаточным объемом знаний ( поиск осуществляет сам учитель, заставляет учеников думать, затем только ученики могут дать для себя ответ и сверить его с выводами учителя)
2. Поисковая (эвристическая) БЕСЕДА
- это система взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учеников, цель – решение новой для учеников проблемы
3. Самостоятельная ПОИСКОВАЯ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся
- возможна когда учащиеся обладают хорошими знаниями, необходимыми для построения научных предположений
- сначала выполняется практическая работа по сбору фактов, затем их теоретический анализ и обобщение ( проблема возникает в ходе противоречия между выявленными фактами)
ПРИМЕРЫ:
1. Поисковая (эвристическая) беседа:
«Строение молекулы глюкозы».
Проблема – если глюкоза – кислородсодержащее вещество, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Решение проблемы:
а) ученики выдвигают гипотезу – может есть гидроксогруппы ( проведение опыта)
б) может есть карбоксильная группа (проводят опыт)
в) может есть альдегидная группа ( проводят опыт)
Вывод: глюкоза – альдегидоспирт.
Затем учитель записывает структурную формулу молекулы глюкозы.
«Реакции ионного обмена»
На доске записаны опорные понятия: обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот-оснований-солей в свете ТЭД.
1.СОЗДАНИЕ проблемной ситуации
а) на доске запись AgNO₃ + HCl = AgCl↓ + HNO₃
Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.
Запись на доске: Ag⁺ + NO₃⁻ + H⁺ + Cl⁻ → Ag⁺ + Cl⁻ + H⁺ + NO₃⁻
Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?
Ученики – одинаковые ионы.
Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?
Ученики – она обратима.
б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка
в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия
Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?
Ученики – выпадение осадка.
Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?
Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl
Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?
Ученики – реакция необратима
Учитель – А мы думали, что реакция обратима
Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:
Ag⁺ + NO₃⁻ + H⁺ + Cl⁻ → AgCl↓ + H⁺ + NO₃⁻
Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным. Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции: Ag⁺ + Cl⁻ → AgCl↓
Учитель – это сокращенное ионное уравнение.
г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ знаний
Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?
Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция
Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?
Запись на доске:
ГИПОТЕЗЫ - выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА - отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)
Подводится итог работы.
3. ПРОБЛЕМНОЕ изложение.
Серная кислота взаимодействует с металлами
Учитель – показывает опыт цинка с раствором серной кислоты
Ученики – делают вывод по результату опыта и записывают уравнение реакции: Zn + H₂SO₄ = H₂↑ + ZnSO₄
Учитель – проводит опыт взаимодействие меди с раствором серной кислоты
Ученики- делают вывод – реакции нет.
Учитель – проводит опыт- медь с концентрированной серной кислотой при нагревании и без нагревания.
Ученики – делают выводы – только при нагревании медь реагирует с концентрированной серной кислотой.
Учитель – А какие продукты образуются в ходе реакции?
Этот вопрос вызывает выдвижение разных гипотез. И обычно здесь возникает затруднение на ответ.
Учитель – в ответ учитель объясняет специфические свойства концентрированной серной кислоты при взаимодействии с металлами.
3. ПОИСКОВАЯ деятельность учеников :« Гидролиз солей»
При обобщении данной темы проводится практическая работа и представляется возможность включить некоторые моменты самостоятельной поисковой деятельности учеников. После выполнения опытов по определению среды растворов солей, ученикам выдается задание – проведите реакцию между растворами карбоната натрия и хлорида железа (III), укажите признаки реакции. Какие вещества образуются в ходе реакции?
Ученики ожидают получение двух солей, одна из которых выпадет в осадок: FeCl₃ + Na₂CO₃ → Fe₂(CO₃)₃↓ + NaCl
Но карбоната железа (III) не существует! Осадок образуется и выделяется газ?
В ходе обсуждения ученики приходят к выводу: взаимодействуют «гидролизованные» ионы веществ. Осадок – основание железа (III), газ – оксид углерода (IV):
Fe⁺³ + H₂O → (FeOH)⁺² + H⁺ CO₃⁻² + H₂O → (HCO₃)⁻ + OH⁻
2FeCl₃ + 3Na₂CO₃ + 3H₂O = 2Fe(OH)₃↓ + 3CO₂↑ + 6NaCl
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда.
Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...
Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.
Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика проблемного обучения в английском языке»
Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эт...
МЕТОДИКА. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Дополнительные материалы для уроков....
Методика проблемного обучения на уроках физики
Проблемное обучение – это один из современных и актуальных способов взаимодействия ученик-учитель, где ученик учится мыслить, творчески усваивать и добывать собственным образом знания....