Методика проблемного обучения
статья по теме

Макаркина Марина Александровна

В работе описана методика проблемного обечения ( этапы, уровни, ресурсы, методические рекомендации к разработке проблемного урока). Рассматривается вопрос о особенности использования проблемного обучения на уроках химии с примерами организации уроков по нескольким темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.rar17.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

По способам организации учебного процесса обучение может быть традиционным ( информационным, сообщающим) и включающим активные формы и методы познания. В современном образовании,  наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления:  проблемное обучение, программированное обучение, алгоритмизированное обучение, проектное обучение и другие.

     Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.

     Проблемное обучение включает несколько этапов:

- осознание проблемной ситуации

- формулировка проблемы на основе анализа ситуации

- решение проблемы

- проверка решения.

     Проблемное обучение может быть разного уровня в зависимости от деятельности педагога и учащихся:

Уровень

Что делает учитель

Что делает ученик

       0

ставит проблему, формулирует ее, решает проблему

запоминает решение проблемы

       1

ставит проблему, формулирует ее

решает проблему

       2

ставит проблему

формулирует проблему и решает ее

       3

проводит общую организацию, контроль и умелое руководство

осознает проблему, формулирует ее и решает проблему

     Ресурсы, которые необходимы для реализации проблемной технологии:

- отбор актуальных задач

- определение особенностей проблемного обучения в разных видах учебной работы

- построение оптимальной системы проблемного обучения

- подбор средств обучения

- личностный подход учителя, способный вызвать и направить активную познавательную деятельность ученика.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к разработке проблемного урока:

1. Назначение проблемного урока

- приобретение ЗУН

- активизация и развитие мыслительных действий ( анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение)

- развитие креативности ( творческого начала)

- выход на проектную, исследовательскую деятельность

2. Как возникает проблема:

- несоответствие жизненного опыта реальной ситуации, научным сведениям

- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов

- столкновение нескольких точек зрения, новых фактов

- прогноз событий, явлений, предполагаемый результат

- недостаток ( недоступность) информации.

3. Методы решения проблемной ситуации:

- исследовательский: индуктивное ( от частного к общему) и дедуктивное

( от общего  к частному) исследование

- проектирование

4. Средства решения проблемной ситуации:

- эксперимент

- работа с информацией ( текстовой, визуальной и др.)

- наблюдение

- моделирование.

5. Формы работы учащихся:

- беседа ( эвристическая, дискуссия и др.)

- лекция

- лабораторный опыт

- теоретическая работа в группе

6. Этапы урока:

- мотивация, создание проблемной ситуации

- выдвижение гипотез и их запись на доске

- исследование (теоретическое, практическое)

- обмен информацией (при работе в группах) и представление работы

- обработка информации ( выделение значимой, подтверждение или опровержение ранее высказанных гипотез)

- подведение итогов урока, вариант(ы) решения проблемы

- рефлексия

-домашнее задание.

ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ХИМИИ.

     Наиболее эффективны три способа организации проблемного обучения:

1. Проблемное ИЗЛОЖЕНИЕ

- учащиеся не обладают достаточным объемом знаний ( поиск осуществляет сам учитель, заставляет учеников думать, затем только ученики могут дать для себя ответ и сверить его с выводами учителя)

2. Поисковая (эвристическая) БЕСЕДА

- это система взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учеников,    цель – решение новой для учеников проблемы

3. Самостоятельная ПОИСКОВАЯ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся

- возможна когда учащиеся обладают хорошими знаниями, необходимыми для построения научных предположений

- сначала выполняется практическая работа по сбору фактов, затем их теоретический анализ и обобщение ( проблема возникает в ходе противоречия между выявленными фактами)

ПРИМЕРЫ:

1. Поисковая (эвристическая) беседа:

                                «Строение молекулы глюкозы».

    Проблема – если глюкоза – кислородсодержащее вещество, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

     Решение проблемы:

а) ученики выдвигают гипотезу – может есть гидроксогруппы ( проведение опыта)

б) может есть карбоксильная группа (проводят опыт)

в) может есть альдегидная группа ( проводят опыт)

     Вывод: глюкоза – альдегидоспирт.

Затем учитель записывает структурную формулу молекулы глюкозы.

«Реакции ионного обмена»

     На доске записаны опорные понятия: обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот-оснований-солей в свете ТЭД.

1.СОЗДАНИЕ  проблемной ситуации

а) на доске запись    AgNO₃  +  HCl =  AgCl↓  +  HNO₃

Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.  

Запись на доске:  Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  Ag⁺  +  Cl⁻  + H⁺  + NO₃⁻

Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?

Ученики – одинаковые ионы.

Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?

Ученики – она обратима.

б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка

в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия

Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?

Ученики – выпадение осадка.

Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?

Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl

Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

Ученики – реакция необратима

Учитель – А мы думали, что реакция обратима

Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:

                Ag⁺  +  NO₃⁻  +  H⁺  +  Cl⁻  →  AgCl↓  + H⁺  + NO₃⁻

Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным. Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции:                              Ag⁺   +  Cl⁻  →  AgCl↓  

Учитель – это сокращенное ионное уравнение.

г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ  знаний

Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?

Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция

Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

Запись на доске:

ГИПОТЕЗЫ               -      выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла

ПРОВЕРКА  ГИПОТЕЗ   - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОДУКТА -  отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)

Подводится итог работы.

3. ПРОБЛЕМНОЕ изложение.

Серная кислота взаимодействует с металлами

Учитель – показывает опыт цинка с раствором серной кислоты

Ученики – делают вывод по результату опыта и записывают уравнение реакции:    Zn  +  H₂SO₄ = H₂↑  + ZnSO₄

Учитель – проводит опыт взаимодействие меди с раствором серной кислоты

Ученики- делают вывод – реакции нет.

Учитель – проводит опыт- медь с концентрированной серной кислотой при нагревании и без нагревания.

Ученики – делают выводы – только при нагревании медь реагирует с концентрированной серной кислотой.

Учитель – А какие продукты образуются в ходе реакции?

Этот вопрос вызывает выдвижение разных гипотез. И обычно здесь возникает затруднение на ответ.

Учитель – в ответ учитель объясняет специфические свойства концентрированной серной кислоты при взаимодействии с металлами.

3. ПОИСКОВАЯ  деятельность учеников :« Гидролиз солей»

При обобщении данной темы проводится практическая работа и представляется возможность включить некоторые моменты самостоятельной поисковой деятельности учеников. После выполнения опытов по определению среды растворов солей, ученикам выдается задание – проведите реакцию между растворами карбоната натрия и хлорида железа (III), укажите признаки реакции. Какие вещества образуются в ходе реакции?

Ученики ожидают получение двух солей, одна из которых выпадет в осадок:                       FeCl₃   +  Na₂CO₃  →  Fe₂(CO₃)₃↓  +  NaCl

Но карбоната железа (III) не существует! Осадок образуется и выделяется газ?

В ходе обсуждения ученики приходят к выводу: взаимодействуют «гидролизованные» ионы веществ. Осадок – основание железа (III), газ – оксид углерода (IV):

Fe⁺³  + H₂O → (FeOH)⁺²  + H⁺                     CO₃⁻²  + H₂O → (HCO₃)⁻  +  OH⁻

    2FeCl₃  +  3Na₂CO₃  + 3H₂O =  2Fe(OH)₃↓  + 3CO₂↑  + 6NaCl

     Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда.

     Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.

 

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика проблемного обучения в английском языке»

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эт...

МЕТОДИКА. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Дополнительные материалы для уроков....

Методика проблемного обучения на уроках физики

Проблемное обучение – это один из современных и актуальных способов взаимодействия ученик-учитель, где ученик учится мыслить, творчески усваивать и добывать собственным образом знания....