Перспективный план воспитательной работы образовательного учреждения
методическая разработка по теме

Иванова Ирина Николаевна

В перспективном плане воспитательной работы образовательного учреждения дано понятие о системе воспитательной работы, выделена общая воспитательная проблема, поставлена стратегическая воспитательная задача, сформулирована концепция и обозначены основные направления воспитательной деятельности. План содержит разработку новой модели личности выпускника, программу развития воспитательной деятельности образовательного учреждения до 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_vospitatelnoy_raboty.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  воспитательной работы образовательного учреждения

В современных экономических условиях развития образования Московской области программа воспитательной работы с обучающимися – это программа формирования личности выпускника, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.

Система воспитательной работы – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение учащимися и педагогами в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения.

Общая воспитательная проблема – асоциальное поведение подростков, размытость нравственных ориентиров, их  правовая безграмотность, отсутствие гражданской позиции, низкий уровень социального интеллекта, профессионального самосознания, коммуникативных навыков.

Стратегическая воспитательная задача – формирование личностных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, ориентированного на здоровый образ жизни, саморазвитие и профессиональную самореализацию.

Концепция воспитательной работы заключается в том, чтобы создать условия в образовательном учреждении для полноценного развития личности подростка, его социального интеллекта,  познавательной сферы, коммуникативных навыков, способствующих  профессиональному самоопределению и  адаптации на рынке труда.

Система воспитания содержит целевой, содержательный, деятельностный и аналитико-результативный компоненты, охватывающие ряд основных направлений воспитательной работы:

1. Учебно-познавательная деятельность.

2. Научно-методическая деятельность.

3. Социально-психолого-педагогическая.

4. Общественно-патриотическая деятельность.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. Нравственно-правовая деятельность.

7. Нравственно-эстетическая деятельность.

8. Трудовая деятельность.

9. Взаимодействие с семьей, работа с родителями.

Работа педагогического коллектива в данном направлении предполагает создание единого информационного пространства, дальнейшее развитие студенческого самоуправления, активное взаимодействие со всеми субъектами профилактики, привлечение к проблеме воспитания социальных партнеров.

Организация воспитательной работы представлена на рисунке 1.

        Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих воспитательных задач:

1. Создание  условий мотивации подростков к познавательной деятельности, получению образования и профессии.

2. Расширение  научно-методического обеспечения воспитательной работы, разработка модели личности выпускника.

3. Создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности подростков.

4. Совершенствование работы студенческого самоуправления, содействие проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности подростков.

5. Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

7. Формирование  правового сознания подростков, нравственной и правовой культуры.

8. Повышение эффективности работы  по воспитанию гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных идеалов.

9. Своевременное информирование подростков по всем социальным вопросам.

10. Совершенствование работы с трудными подростками, организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения.

11. Дальнейшее развитие программы социальной поддержки обучающихся.

12. Разработка и внедрение профилактических программ, социальных проектов.

13. Организация активного взаимодействия со всеми субъектами профилактики асоциального поведения подростков.

14. Привлечение социальных партнеров к решению воспитательных задач социальной адаптации подростков.

Смыслом педагогической  деятельности  в данном направлении является организация совместного поиска социальных целей воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного профессионального образования. С этой целью необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть различными технологиями воспитательной работы, которые будут способствовать формированию у подростков умений анализировать социальную действительность, делать обоснованный выбор, нести ответственность за собственные решения, социально адаптироваться к современной жизни.

Стратегия развития воспитательной работы определяет модель личности выпускника, обладающей набором жизненно-значимых и профессиональных качеств – компетенций. Проблема отбора ключевых компетенций является одной из важнейших для модернизации содержания профессионального  образования.

Мировой образовательной практикой обозначен  набор ключевых компетенций:

  • компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения;
  • компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива);
  • компетенции в сфере трудовой деятельности (навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);
  • компетенции в сфере бытовой деятельности (аспекты семейной жизни, укрепление собственного здоровья);
  • компетенции в сфере культурной деятельности (набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Модель личности выпускника образовательного учреждения, реорганизованного из ГБОУ НПО профессиональный лицей №100  МО в ГБОУ СПО «Агропромышленный техникум» Московской области, включает в себя 5 основных компетенций:

1. Профессиональные компетенции – способность эффективно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.

2. Компетенция осознанного выбора – готовность делать осознанный и ответственный выбор, выявлять проблему на основе анализа ситуации и принимать решения.

3. Коммуникативная компетенция – умение работать в команде, влиять на принятие совместных решений на основе толерантности.

4. Социальная компетенция – социальная адаптация, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации.

5. Информационная компетенция – способность выбирать необходимую информацию на основе критического анализа.

Модель личности выпускника  образовательного учреждения в период реорганизации представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Модель личности выпускника

Программа развития воспитательной деятельности

п/п

Содержание  деятельности

Сроки

Ответственный

1

Учебно-познавательная деятельность

1.1

Развитие познавательной сферы, мотивации к учебному труду  через проведение учебных занятий, производственного обучения.

В течение учебного года

Педагогичес-кий коллектив

1.2

Организация досуга через проведение кружков в образовательном учреждении и по месту жительства.

Системати-чески

Кл. руководители, руководители кружков

1.3

Проведение тематических классных часов.

2 раза

в месяц ежегодно

Кл. руководители

1.4

Организация и проведение Урока знаний 1 сентября.

1 сентября ежегодно

Кл. руководители

1.5

Организация предметных недель и олимпиад.

1 раз в год

Преподаватели-предметники

1.6

Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства.

1 раз в год

Старший мастер, мастера п/о

1.7

Организация продуктивной работы библиотеки (выставки литературы; викторины; конкурсы эрудитов; библиотечный час; работа с фондом)

В течение учебного года

Заведующая библиотекой

1.8

Проведение воспитательных, этических и правовых бесед.

2 раза

в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники ОДН, КДНиЗП

1.9

Взаимопосещение открытых мероприятий.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

1.10

Введение факультативного курса «Как стать успешным».

1 раз в месяц с 2014 г.

Рук. волонтерской организации «Молодая гвардия»

1.11

Организация систематической лекционной работы  по пропаганде здорового образа жизни.

1 раз в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, представители ФСКН, ЦРБ, Центра «Жизнь», Центра«Ариадна»

1.12

Проведение круглого стола по глобальным проблемам современности

1 раз в год

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

1.13

Создание единого информационного пространства (информирование через СМИ, газету образовательного учреждения «Профессионал», радиопередачи, молодежный листок «Информационный вестник», Памятки для учащихся и родителей, стенды по воспитательной работе, информационные линейки).

Системати-чески

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

2

Научно-методическая деятельность

2.1

Создание банка данных методического обеспечения и нормативно-правовой базы воспитательной работы.

Сентябрь –декабрь

2013 г.

Зам. директора по УВР.

2.2

Систематизация сборников сценариев внеклассных мероприятий

Октябрь

2013 г.

Методист.

2.3

Доработка Положений по деятельности Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, Совета общежития.

Сентябрь 2014 г.

Зам. директора по УВР, методист.

2.4.

Доработка Положения о стипендиальном фонде.

Сентябрь 2013 г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по УПР

2.5.

Разработка порядка реализации долгосрочной профилактической программы «Мой выбор».

Январь

2013 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, экономист.

2.6

Разработка долгосрочной профилактической  программы патриотического воспитания молодежи «Служу Отечеству».

Сентябрь 2014 г.

Преподаватель – организатор ОБЖ.

2.7

Разработка долгосрочной профилактической  программы по духовно-нравственному воспитанию.

Октябрь 2015 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, методист.

2.8

Разработка социального проекта  по социальной адаптации детей-сирот.

Июль 2013 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

2.9

Разработка социального проекта по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Октябрь

2015 г.

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания, преподаватель – организатор ОБЖ.

2.10

Разработка социального проекта по правовому воспитанию подростков.

Июнь 2016г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, методист.

3

Социально-психолого-педагогическая деятельность

3.1

Организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения учащихся (диагностика, анкетирование, тестирование, тренинги, индивидуально-коррекционная работа, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций).

Системати-чески

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

3.2

Внедрение и совершенствование программы социального сопровождения учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (защита личных и имущественных прав, правовые беседы, обучающие семинары, круглые столы).

2013 –

2016 гг.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

3.3

Взаимодействие с субъектами профилактики – КДНиЗП, ОДН, отдел опеки и попечительства (совместная работа с детьми «группы риска», детьми-сиротами).

2013 –

2016 гг.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители, мастера п/о.

3.4

Развитие постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2013 –

2016 гг.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

3.5

Трудоустройство и оздоровительный отдых в летний период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Июль-август 2013 –

2016 гг.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

3.6

Составление социальных карт и социальных паспортов учебных групп.

Сентябрь

2013 –

2016 гг.

Кл. руководители.

3.7

Организация внеклассных мероприятий, привлечение к ним трудных подростков.

В течение учебного года

Зам директора по УВР, педагог-организатор.

3.8

Проведение политчасов в учебных группах.

1 раз в месяц

2014 -2016 гг.

Кл. руководители

3.9

Организация встречи выпускных групп с работодателями.

Апрель, май

2013-2016 гг.

Администрация.

4

Общественно-патриотическая деятельность

4.1

Организация работы Совета профилактики,  Совета студенческого самоуправления, Совета общежития.

Сентябрь-июнь

2013 –

2016 гг.

Администрация, воспитатель общежития.

4.2

Организация и проведение Дня открытых дверей.

Апрель  

2013 –

2016 гг.

Администрация.

4.3

Участие в региональных ярмарках вакансий учебных мест, ярмарках труда.

По графику проведения ярмарок

2013 –

2014 гг.

Администрация.

4.4

Расширение экспозиции Уголка боевой славы.

Май 2014-2016 гг.

Преподаватель истории.

4.5

Создание экспозиции историко-краеведческого музея «Истоки», паспортизация музея.

2013 –

2014 гг.

Зам. директора по УВР, Зав. читальным залом.

4.6

Организация продуктивной музейной работы (подготовка экскурсоводов, участие в областном конкурсе музеев, проведение на базе музея  лекций, экскурсий, бесед, круглых столов).

2015 –

2016 гг.

Зав. читальным залом.

4.7

Проведение Уроков Памяти, посвященных событиям ВОВ.

Май

2013 –

2016 гг.

Классные руководители.

4.8

Участие в митингах и молодежной патриотической Акции «Свеча Памяти», посвященных  Дню Победы.

Май

2013 –

2016 гг.

Зам. директора по УВР.

4.9

Проведение военно-патриотического праздника «Служу Отечеству».

Февраль

2013 –

2016 гг.

Рук. физвоспитания, преподаватель -организатор ОБЖ.

4.10

Проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

4.11

Участие в районном мероприятии «День призывника», военно-полевых сборах.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

4.12

Участие в мероприятиях, посвященных  праздникам «День народного единства», «День России», «День Конституции», «День студента», «День Защитника Отечества».

В соответствии с календарем памятных дат.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

4.13

Приобщение студентов к волонтерскому общественному движению «Молодая гвардия» партии Единая Россия.

2013 –

2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

5

Физкультурно-оздоровительная деятельность

5.1

Проведение Единых Дней здоровья

Сентябрь 2013 –

2016 гг.

Рук. физвоспитания.

5.2

Участие в областной Спартакиаде по 10-ти видам спорта.

2013 –

2016 гг.

Рук. физвоспитания.

5.3

Проведение спортивных соревнований, легкоатлетических кроссов, лыжных гонок.

По плану спортивных соревнований2013 –

2016 гг.

Рук. физвоспитания, преподаватели физической культуры.

5.3

Проведение олимпийского и параолимпийского уроков.

1 раз в год

2013-2016 гг.

Преподаватели

физической культуры.

5.4

Организация продуктивного проведения Дней профилактики (выступления агитбригады, демонстрация видеороликов, просветительские беседы).

Октябрь, январь, апрель

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН, представители ФСКН.

5.5

Участие во Всероссийской Акции «Здоровье –твое богатство».

3 раза в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания.

5.6

Внедрение профилактической программы «Твое здоровье» через предмет ОБЖ, классные часы.

С 2014 г.

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители.

5.7

Организация профилактического осмотра специалистами ЦРБ.

1 раз в год

2013-2016 гг.

Медицинская сестра.

5.8

Организация полноценного горячего питания.

3-4 раза в день, постоянно.

Зав. столовой.

5.9

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь».

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР.

5.10

Участие в районном профилактическом  лектории

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР.

5.11

Взаимодействие с медико-просветительским Центром «Жизнь» и медико-реабилитационным Центром «Ариадна».

2 раза в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР.

6

Нравственно-правовая деятельность

6.1

Деятельность по выявлению трудных подростков, диагностика эмоционально-волевой сферы.

Сентябрь-октябрь

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-психолог.

6.2

Организация систематической индивидуальной работы с трудными подростками (профилактические беседы с администрацией, взаимодействие с семьей, беседы на уровне учебной группы, работа с инспектором ОДН, вызов на Совет профилактики, диагностирование педагога-психолога и др.)

Систематически в течение года

2013-2016 гг.

Администрация, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог.

6.3

Лекторий, викторины  по безопасному движению на дорогах.

4 раза в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по безопасности, инспектор ПДД.

6.4

Правовые беседы с подростками, беседы по профилактике правонарушений, соблюдению единых требований для обучающихся.

1 раз в месяц

2013-2016 гг.

Кл. руководители, зам. директора по УВР.

6.5

Проведение круглого стола «Подросток и закон»

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН.

6.6

Проведение рейдов совместно с инспектором ОДН в места массового отдыха молодежи.

2 раза в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, Зам. директора по безопасности,  инспектор ОДН.

6.6

Проведение тематических классных часов по проблемам толерантности, взаимодействия, коммуникабельности.

1 раз в месяц

2013-2016 гг.

Кл. руководители.

6.7

Организация продуктивного информирования подростков о деятельности службы доверия.

Постоянно.

Зам. директора по УВР.

7

Нравственно-эстетическая деятельность

7.1

Организация цикла этических бесед «Вежливость открывает все двери», «Разговор о правде и лжи», «Что значит быть взрослым?», «Главные ценности жизни», «Все мы разные» и др.

1 раз в месяц

2013-2016 гг.

Кл.  руководители,

патронатные воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

7.2

Проведение цикла классных часов в рамках профилактической программы «Твой выбор» о ценности жизни, умении сделать правильный выбор.

1 раз в месяц

2013-2016 гг.

Кл. руководители.

7.3

Организация экскурсий к памятникам христианской культуры.

1 раз в 3 месяца

2013-2016 гг.

Социальный педагог.

7.4

Проведение конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет к памятным датам и праздникам.

В течение года

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

7.5

Проведение фотоконкурса по нравственно-эстетической тематике: «Все прелести погоды», «Зодчество Подмосковья», «Мои друзья», Портрет ветерана», «Человек труда» и др.

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

7.6

Проведение конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации и др.)

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

7.7

Организация конкурсов чтецов «Осенний перезвон», вокальной песни «Мелодия весны».

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

7.8

Организация круглого стола для выпускников «Спасибо, вам – учителя»

1 раз в год

2014-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

7.9

Организация часов общения на базе библиотеки «Мир наших увлечений».

1 раз в месяц

2013-2016 гг.

Зв. библиотекой.

7.10

Организация лектория в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом.

1 раз в год

2014-2016 гг.

Зам. директора по УВР, специалисты ЦРБ.

7.11

Организация и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню студента, Дню матери, а также «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Мисс очарование», «Татьянин день», «День Святого Валентина».

По графику внеклассных мероприятий

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

7.12

Участие в областных конкурсах «Студенческая весна», «Зажги свою звезду», «Юные таланты Московии».

По графику областных  мероприятий

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор

8

Трудовая деятельность

8.1

Организация систематической и продуктивной работы на территории учебного хозяйства.

Весна, осень

2013-2016 гг.

Зам. директора по УПР, старший мастер.

8.2

Организация и проведение областной  экологической Акции «Студенческий лес».

Весна, осень

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, старший мастер, организатор ОБЖ.

8.3

Организация трудовых субботников по уборке территории, кабинетов, лабораторий, субботников на мемориале.

В течение года

2013-2016 гг.

Зам. директора по УПР, старший мастер.

8.4

Организация трудовых десантов «Сделаем вместе».

2 раза в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, организатор ОБЖ.

8.5

Организация и проведение Акции «Милосердие».

В течение года

2013-2016 гг.

Педагог-организатор, кл. руководители

8.6

Проведение педагогического всеобуча «Качество знаний»

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зам. директора по УПР.

8.7

Организация помощи библиотеке по ремонту книг и учебников.

1 раз в год

2013-2016 гг.

Зв. библиотекой.

8.8

9

Взаимодействие с семьей, работа с родителями

9.1

Организация и проведение родительских собраний  образовательного учреждения.

Сентябрь, январь

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, Кл. руководители.

9.2

Организация и проведение родительских собраний  в учебных группах.

1 раз в полугодие

2013-2016 гг.

Кл. руководители.

9.3

Работа с родителями по профессиональной ориентации абитуриентов.

В течение года

2013-2016 гг.

Администрация, Кл. руководители, мастера п/о.

9.4

Проведение родительских дней.

2 раза в месяц 2013-2016 гг.

Администрация, Кл. руководители, мастера п/о.

9.5

Проведение диагностики  особенностей учащихся, составление рекомендаций и Памяток для  родителей.

Первое полугодие

2013-2016 гг.

Педагог-психолог. Зам. директора по УВР.

9.6

Организация работы с родителями неуспевающих и нарушителями единых требований для обучающихся.

В течение года

2013-2016 гг.

Администрация.

9.10

Организация продуктивной  работы по взаимодействию с семьями «группы риска».

В течение года

2013-2016 гг.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательной работы школы

Перспективный план воспитательной работы школы на 2007-2010 учебные года....

Перспективный план воспитательной работы. 5 класс. 2011-2012 уч.г.

Перспективное планирование включает психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, классное самоуправление, работу с родителями, традиции класса и пр....

Перспективный план воспитательной работы

Данный план включает в себя следующие разделы:коллективные традиции, работу по изучению личности, работу с родителями, работу с органами самоуправления, перспективы радости.План составлен на год....

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя

Этот материал может служить основой для составления собственного плана воспитательной работы учителя...

Перспективный план воспитательной работы на 20112-2013 уч.год

расширенное планирование воспитательной работы в коррекционной школе-интернате с детьми 14-18лет....

Перспективный план воспитательной работы

План воспитательной работы на 2013-2014 год в школе-интернате...

Перспективный план воспитательной работы в 8 классе

Перспективный план включает в себя воспитательную работу с классным коллективом, работу  с активом класса, работу с малым педсоветом, работу с общественностью и родителями, индивидуальную работу ...