Игровое обучение (статья)
статья по теме

Керимов Рауф Фирузович

Статья по теме: "Игровое обучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_obuchenie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Братск, 2012

Керимов Рауф Фируз оглы

ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Признаки и особенности

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.

 - творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

 - эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

        - деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется    профессиональная или общественная среда жизни человека.

        - деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. (В. Кругликов, 1998).

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В. В. Бойко, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

  1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
  2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
  3. мотивационно по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
  4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
  5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
  6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
  7.  в игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
  8. в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата (В. Кругликов, 1998).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение современных образовательных технологий на примере технологии игрового обучения.

Сценарий игры по физике "Подумайте и ответьте" для учащихся 7,8 классов Цели: формировать познавательную активность учащихся; заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование и...

Игровое обучение лекcике иностранного языка

В разработке представлены теоретическое обоснование применения игр на уроке иностранного языка и разработки игр для введения и закрепления лексических единиц по темам "Farm animals" и "Travelling"...

Игровое обучение лексике иностранного языка

Теоретическое обоснование применения игр на уроке на этапах введения и закрепления лексических единиц на примере тем "Farm animals" и "Travelling"...

Статья "Проблемное и игровое обучение на уроках математики".

В материале отображены разные формы обучения. Подробнее остановилась на кейс- методе....

Приемы работы над произношением с использованием игр и игровых моментов (статья)

В статье рассматриваются приемы работы с фонетическими играми и игровыми моментами....

Статья по теме: " Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры"

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – эт...

Научная статья "Значимость игрового обучения на уроках иностранного языка"

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, признается неактуальным. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечив...