Поддержка культурного самоопределения обучающихся в детском объединении «Шелковый путь».
статья по теме

Лыскина Наталья Александровна

Лыскина Наталья Александровна – педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, руководитель детского объединения «Шелковый путь» культурологической направленности,  Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения Центра внешкольной работы, ст.Егорлыкская.

 

В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изме­нения. С одной стороны, усложнились социально-экономические усло­вия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с дру­гой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою ин­дивидуальность, неповторимость.

       Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоя­тельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплоще­ния замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.

Культурологическое образование детей – важная задача формирования личностной культуры. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечно одухотворенного ребенка. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где ребенок живет. От того, каким было его детство, какими были первые шаги в социуме, совершалось ли все это в высококультурной и психологически комфортной среде, зависит его мировоззрение, дальнейшее мироощущение. Ребенок приобретает культурный багаж, который не остается в прошлом, а определяет его будущее, его менталитет. Из стен образовательного учреждения ребенок выходит как «посланник и носитель культуры».

В соответствии с приоритетными целями образования детей школьного возраста, такими как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка их индивидуальности, физическое, познавательное, коммуникативное развитие, я выделяю следующие важные для освоения детьми составляющие культуры:

1.     этическую – как способность любить людей, делиться с ними добротой;

2.     физическую – как приобщение детей к здоровому образу жизни, ориентированную на гармонию в пластическом, эмоциональном развитии детей;

3.     литературно-художественную – как приобщение детей к литературно-художественным формам самовыражения, включающую в себя культуру речи и изобразительной деятельности;

4.     культуру предметно-социальной среды, предполагающую приобщение ребенка к красоте рукотворного мира;

5.     коммуникативную культуру и культуру поведения, включающую в себя внешний вид, взаимодействие и общение с другими людьми, обращение с предметами и объектами внешнего мира;

6.     деятельностную культуру (культуру познавательной и игровой деятельности и учебного труда), предполагающую ориентацию на познание, овладение его средствами и способами, развитие познавательной мотивации.

Освоение детьми перечисленных составляющих культуры происходит в контексте культурологического образования в детском объединении «Шелковый путь».

Процесс культурологического образования − это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности. Иначе говоря, культурологическое образование подростков − важнейшая составляющая процесса  образования.

Цель культурологического образования подростков состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры. И здесь необходима педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка как инновационная проблема и как альтернативная категория педагогики требует иного способа проектирования действий педагога. Предмет педагогической поддержки - культивирование самоценности, интересов, собственных целей, осознание личного достоинства, препятствий на пути к целям, поиск путей их преодоление.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.                                                                                                                                             И в результате всего изученного  у меня сложилось свое видение процесса педагогической поддержки (инновации) в системе дополнительного образовании. Я думаю, что  «инноватика» должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. А цель пеагогической поддержки - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса. Наверное, многие со мной согласятся, что легче всего что-то повторить из прошлых лет, чем разработать и внедрить новое. Но как для многих творческих, «неспокойных» педагогов, моей  основной задачей стало – предложить ребятам такие дополнительные образовательные услуги, которые были бы интересны ребятам, и чтобы «будоражили кровь» и «питали голову». Инновационные технологи не должны быть односторонними. Во-первых, пришлось пересмотреть взаимоотношения «учитель – ученик». От того, что работа не терпит «застоя», повторов, я легко смогла переломить авторитарность образования в своем мышлении, сумела поставить воспитанника на равный уровень с собой и выступить на правах «равного партнерства». Именно такая организация взаимодействия   помогла предоставить ребятам максимальную инициативу.   Вместо навязчивых готовых образцов, принудительной организации свободного времени и т.д. они  погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими. Я думаю, что инновации в образовании,  в целом, и дополнительном образовании, в частности, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.                                                                                                                                                           Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.                                                                                                    В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети, которые  ко мне   приходят, имеют разный уровень школьных знаний, разную самооценку, разное мироощущение. Но это не суть важно. Важно то, что дети и подростки приходят  с горящими глазами, и, найдя дело по душе, верят в свои возможности.                                                                                
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через текстильное творчество, а именно – через куклу. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
       С помощью добрых и красивых игрушек можно с самого раннего возраста заложить в любого человека гармонию, радость и дружелюбие к игрушкам, к людям, к окружающим нас вещам. Ребята постарше работают над интерьерной куклой. Это тильда.  

Игрушки которые не оставляют никого равнодушными – смешные и чем-то даже нелепые, домашние и необычные, – они покоряют с первого взгляда. Первая кукла была сшита норвежкой Тоне Финангер (Tonne Finanger). А в 1999 году случилось два знаменательных события – выход книг «Тильда Рождество» и «Тильда Пасха», а также открытие магазина, в котором продавались мастер-классы по изготовлению этих необычных кукол и материалы для них. Начиная с этого момента, весь мир охватила «тильдомания». Каждая рукодельница осваивала технику изготовления кукол, привнося что-то свое. Создавались сообщества любителей Тильд, открывались форумы и сайты, где можно было передать свой опыт и обсудить выкройки и процесс шитья. Сейчас всеобщая любовь к Тильдам все растет, и нас продолжают радовать неуклюжие вислоухие зайцы, смешной лось, гуси и пасхальные курочки. Каждая фигурка обладает собственным - и достаточно своенравным - характером и предпочитает, чтобы ее звали по имени. Эти очаровательные фигурки служат элементами интерьера, часто выступают в роли подарков родственникам и друзьям, а иногда становятся настоящими хранителями домашнего очага.

В каждой стране «примитивная» игрушка-тильда впитывает национальный колорит. Россия - не исключение. Наши воспитанники наделяют румяных тильдиков щедрой русской душой и особой притягательностью.

Милые, душевные, каждая со своей историей – это уже член семьи, который, после «рождения» уже навсегда становится любимцем всех домочадцев. А признание в семье это самое главное к чему стремится ребенок. Вещь, прошедшая через руки ребенка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Ведь вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.  

Следующий этап работы с текстилем – это цветоделие.  Через знакомство и приобщение детей к искусству изготовления искусственных цветов из текстиля оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся. В результате  обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению искусственных цветов,  составлению композиций из них, что позволит им в будущем применять эти знания на практике как любое ремесло.

         Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию, изучаются морфологические и биологические особенности цветов, которые учитываются при изготовлении изделий, обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, правила поведения в природе во время экскурсий. В экологическом воспитании акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.

         Цветоделие требует использования специальных инструментов, поэтому большое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности при работе с электроплитой,  с горячими, острыми и режущими инструментами.

         На занятиях  даю воспитанникам представления об искусстве цветоделия, об основах составления аранжировок и композиций, формирует умения и навыки по изготовлению искусственных цветов из различных материалов, а также воспитываю стремление творчески подходить к процессу создания работ.  Подбирая по цвету и фактуре ткань, создавая из нее сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, воспитанники тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о природе, о своих чувствах и настроениях, отражают свое видение мира в целом.

И заключительный этап – вдохновение и мастерство. В студии учащиеся изучают самые разные техники: горячий батик - классический и его современные разновидности (штамповка, трафаретная техника, работа со специальными инст­рументами и другие); холодный батик - классический, свободная роспись, многослойный, разновидности узелкового батика; а также эксклюзив­ные техники, разработанные современными ху­дожниками - батикистами.

Любая вещь, сделанная вручную, несет в себе энергетику автора. Занимаясь творчеством, человек не может быть злым, равнодушным, даже некрасивым, поэтому панно и утилитарные вещи, расписанные ребятами (и не только), несут в себе добро, теплоту, любовь. Ведь без любви не может быть творчества. Сам процесс росписи, когда краски расплываются по ткани, смешиваясь, образуют необыкновенно интересные сложные цвета, а соль и воск позволяют получать фантастические фактуры, когда непредсказуем конечный результат, когда присутствует некая тайна, - все это создает радостное, творческое настроение, желание открыть нечто новое, что в результате передается работе, а следовательно, и человеку, который потом смотрит на нее или использует по назначению.

Предусматривается работа над изделием, включающем несколько техник одновременно. Например: батик в различной технике+цветоделие, текстильная кукла + батик, текстиль+кожа и т.п. В зависимости от индивидуальных способностей учащихся, объема и сложности выбранной работы, количество изделий, изготовленных одним учащимся, может быть различным. Работа выполняется воспитанниками самостоятельно от замысла до готового изделия под руководством педагога и является выпускной работой воспитанника.

      Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного развития, стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве.                                                                                                          Общее увлечение сплачивает детей разного возраста.                                                                                                                                                 А результаты не заставят себя ждать. Благодаря новым введениям   в образовательно-воспитательный процесс ребята становятся более самостоятельнее, деятельнее, осознающими свою самоценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!                                            Кому-то эти  инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для меня это очень прогрессивный шаг.  Меня очень радует, что работа с текстилем завоевывает симпатии  всё большего числа детей.

Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего ребенка. Теперь ясно, что тема «зона ближайшего развития» — это как раз то, что сегодня ребенок выполняет в сотрудничестве, а завтра будет делать самостоятельно.

Л. С. Выготский считает, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная вместе с учителем, социальная, второй раз — как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления». Такова суть генетического закона развития высших психических функций человека — фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.

  По мере получения определенных знаний и на­выков работы становятся все лучше и интереснее, тогда мы помещаем их на постоянно действующую  выставку. Таким образом, все желающие могут полюбоваться замечательными работами, а юные мастера могут гордиться своими дости­жениями.

  За время существования объединения его обучающиеся не раз участвовали в различных выставках и конкурсах, становясь дипломантами и лауреатами, занимая призовые места.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные пот...

Бланк "Список обучающихся в детском объединении с информационной картой"

В дополнительном образовании сложно проследить сохранность контингента, наполняемость групп, поэтому мною разработан бланк "Информационная карта: список обучающихся в детском объединении "...

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Статья ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ....

"Психолого – педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся". Статья

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе ка...

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....

«Методическая разработка диагностики достижений обучающихся в детском объединении»

Методика диагностики уровня развития изобразительных умений и навыков в лепке у детей дошкольного возраста. (Разработана М.С. Абаниной)...

"Детское творческое объединение в профессиональном самоопределении обучающихся на различных возрастных этапах."

Эффективность  профессионально ориентированного образованияобучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом и её культурной среды....