Сотрудничество как необходимое условие результативной реализации индивидуального маршрута развития школьника
статья по теме

Волошина Валентина Петровна

Очень важно, что образование на современном этапе даёт большие возможности для развития творческих способностей учеников, ведь чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Волошина Валентина Петровна,

Сотрудничество как необходимое условие результативной реализации

индивидуального маршрута развития школьника

ИПМ- 1. Актуальность темы

         В последние годы система образования находится в постоянном состоянии реформы и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняется и школа, и учитель, и ученик.

         Очень важно, что образование на современном этапе даёт большие возможности для развития творческих способностей учеников, ведь чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание. Любому обществу нужны творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Развитая способность к творчеству является наиболее ёмким качеством человека, так как включает в себя и умение самостоятельно познавать и обучаться, и обладание критическим мышлением, и высокие уровень коммуникабельности и толерантности, и хорошие навыки экспериментальной работы, и умение грамотно ставить цели и достигать их. Если ученик сможет реализовать свои творческие способности, то это и будет одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению. Предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно, применяя индивидуальные маршруты развития для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

 Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

         В связи с этим возникла необходимость изучить литературу и поделиться опытом по проблеме сотрудничества, т.к. “оно умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное; общение намёками улыбками, полусловами – и грубо приближённые определения; неуклюжее. Застенчивое проламывание через неурядицы – и блистательные лёгкие росчерки мастерства”. (С.Соловейчик “Школа сотрудничества”).

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

        Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения – индивидуально значимой деятельности отдельного ученика, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности. А также осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании, необходимостью формирования ключевых компетентностей. На фоне устойчивых положительных результатов возникают новые проблемы, которые предстоит решить:

  • более широкое применение модульного обучения;
  • освоение новых диагностик и способов их обработки;
  • подбор дидактического материала для индивидуальной работы;
  • формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способа приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

ИПМ-2. Теоретическая интерпретация опыта. Сущность опыта

       В данной работе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания роли учебного сотрудничества:

  • учебное сотрудничество обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
  • учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • внедрение методов и приемов, направленных на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющих учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
  • содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.

       В условиях внедрения ФГОС эти задачи решаются путём правильного сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Следовательно, в образовании и воспитании успех определяется именно сотрудничеством, сотворчеством.

Условия формирования опыта

       Обычно в классе подбираются и хорошо, и средне, и плохо усваивающие учебный материал. Здесь и дети из обеспеченных и малообеспеченных, неблагополучных семей; те, кто хочет учиться, и кому некуда пойти, дети с ослабленным здоровьем. Можно ли в таких условиях добиться, чтобы каждый ученик работал на уроке в полную силу, чтобы от урока к уроку рос его интерес к учёбе? Что и говорить, удаётся это не всегда. “ Поскольку внешних побуждений к учению нет, если способов принуждения совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету - и, если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности,- то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. Иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способности на старательность”. (“Педагогика сотрудничества”)

         Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал.

         Трудоёмкость опыта заключается в большой подготовительной работе, вовлечении всех учеников и родителей в совместный труд учения. Составление индивидуального маршрута развития ученика, его реализация, подготовка дидактического материала, подбор текстов, разработка алгоритмов и памяток требует материальных расходов и большой затраты времени, но по мере накопления опыта эти затраты уменьшаются.

Теоретическая база опыта

В работе использую элементы технологии “Поэтапного формирования умственных действий” П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Коллективный способ обучения” В.Архиповой и А.Соколова, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, “Технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” В.Ф.Шаталова, “Технологию развивающего обучения” Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, проблемное, модульное обучение, опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Л.С.Выготского, А.А.Сухомлинского, С.Соловейчика.

            Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки. “Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”.

    И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития», отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях. С одной стороны, ребенок вынужден адаптироваться к требованиям взрослых: родителей, учителей, воспитателей. А с другой стороны, на основе индивидуального опыта и способов действия он креативно подходит к решению каждой наличной ситуации.

Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал. 

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

        Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и   образования.

Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями

ИПМ-3. Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

  1. Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.
  2. Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.
  3. Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
  4. Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.
  5. Идея опережения. Опережение программы доставляет удовольствие ученикам, вызывает гордость; учитель свободнее распоряжается временем на уроке.
  6. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать её ученикам. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную, а потому интересную задачу.
    Изучение материала блоками освобождает ребёнка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена – и ученик не боится, что он не поймёт её или отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.
  7. Идея самоанализа. Трудность школьного обучения состоит в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить – он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. Именно при обучении самоанализу возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых.
  8. Без рефлексии нет учения. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии не только обдумываем будущую деятельность, но и выстраиваем ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. Рефлексия как источник новых знаний.

ИПМ-4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Формы учебного сотрудничества

Учебное сотрудничество может быть следующим:

  • ученик – ученик (в парах, в тройках; последнее более продуктивно, если включает инициатора, исполнителя и критика);
  • взаимодействие во всём учебном сотрудничестве;
  • учитель – ученик;
  • учитель – учебный коллектив.

           Сотрудничество может протекать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Для коллективного способа деятельности школьников характерно:

  • наличие общей цели;
  • разделение труда и обязанностей;
  • сотрудничество и взаимопомощь как обязательное условие достижения общей цели;
  • самоконтроль и взаимоконтроль (управление деятельности);
  • учёт интересов коллектива и каждой личности в нём.

Идеальной формой сотрудничества и взаимопомощи являются пары переменного состава.

Пары переменного состава

Создание пар учителем.

Этапы организации работы учебных пар:

  1. Создание пар учителем.
  2. Условно самостоятельный выбор партнёра учеником, направляемым в скрытой форме учителем.
  3. Выбор партнёра учащимися: совместное выполнение задания, предложенного учителем, взаимопомощь при выполнении, взаимная ответственность за совместную работу.
  4. Выбор партнёра можно осуществить на основе сочинения, в котором ученики рассказывают о своём однокласснике. Идеальная пара будет в том случае, если учащиеся обнаружат свои симпатии друг другу.
  5. Самостоятельный выбор партнёра участниками и распределение ролей:

а) “учитель” разрабатывает задания, проверяет выполнение, оценивает работу второго ученика; б) “ученик” работает над заданием, исправляет ошибки, рассказывает о том, как выполнить задание.

      6.   Обмен ролями в пределах пары.

      7.   Смена пары.

Пары однотипного и разнотипного состава.

  • Однотипные: сильный ученик – сильный ученик, средне сильный ученик – средне сильный ученик, устойчиво средний – устойчиво средний.
  • Разнотипные: сильный – средне сильный, сильный – устойчиво средний, средне сильный – устойчиво средний, успевающий лучше – успевающий слабее, а также учитель – ученик.

Главная задача в работе пары заключается в том, что каждый её участник обязан обучить другого тому, чем владеет лучше своего товарища.

Типы деятельности учеников 

  1. Планирование (определение цели и задач предстоящей деятельности).
  2. Распределение обязанности и выбор приёмов деятельности и средств.
  3. Организация самостоятельной работы.
  4. Выдвижение предложений, версий, гипотез, нахождение способов проверки.
  5. Проверка правильности решения.
  6. Анализ образцового текста, а также собственного или написанного товарищем.
  7. Ответы на вопросы по тексту учебника и постановка вопросов самими учащимися. Работа по таблице.
  8. Свёртывание и развёртывание лингвистической информации.
  9. Сочинение на лингвистическую тему.
  10.  Лингвистическое моделирование на основе правил орфографии и пунктуации.
  11.  Диалог на лингвистическую тему.
  12.  Учебная лингвистическая задача.
  13.  Подготовка самодиктантов и разработка взаимодиктантов.
  14.  Само- и взаимоконтроль.
  15.  Само- и взаимооценка.

Реализация индивидуальной траектории развития предполагает «формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию» (Из Примерной программы ООО). На данном этапе работа строится на принципе сотрудничества родители – ученик -  учитель.

Рефлексия связана с другим важным действием - целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае  не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности, научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей.

Таким  образом, сотрудничество обеспечивает успешность реализации индивидуального образовательного маршрута, который предусматривает формирование метапредметных  внеурочной, проектной и исследовательской деятельности. Для психолого-педагогической поддержки детей при реализации индивидуальных образовательных маршрутов необходимо сотрудничество классного руководителя, психолога, родителей, всех учеников и  школьных педагогов.

Использованная литература

1. Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

2. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.

 3. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.

4. Ершова А. Режиссура урока // Библиотека "Первого сентября "Педагогика сотрудничества". - 1997. - № 5.  

5. Борисов С. "Четыре крыла "Мельницы" // Библиотека "Первого сентября "Педагогика сотрудничества". - 1997. - № 48.

Электронные источники

  1. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/individualizaciya-processa-obucheniya

2. http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc

3. http://www.elitarium.ru/2011/08/03/refleksija_v_obuchenii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...

выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."

Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников....

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация    Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у у...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация    Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у у...

Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии

Разработка  и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии...