Вводный урок к курсу "Учись учиться"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Малашук Людмила Владимировна

Урок включает беседу "Нужно ли ходить в школу?", просмотр и обсуждение мультфильма "Баранкин, будь человеком!", тест на определение уровня мотивации, таблицы для учащихся. Конспект урока разработан на основе учебно-методического пособия к курсу "Учись учиться" / А.А. Плигин, Е.Э. Гаврилова, Е.М. Тишкина. - М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnyy_urok.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Вводный урок к курсу «Учись учиться»

Беседа «Нужно ли ходить в школу?» (5 мин)

Цель: помочь понять, что желание ходить в школу и успешно учиться зависит от мотивации (личной заинтересованности).  

Учитель:  Зачем вы ходите в школу?

Учитель: Бывают ли у вас ситуации, когда вам не хочется идти в школу?

Учитель: С чем это связано?

Просмотр мультфильма «Баранкин,  будь человеком».( 20 мин 16 сек) + 4 мин

1. Почему мальчики не хотели ходить в школу?

( Учеба – это труд, а им не хотелось трудиться.

Не понимали как решать задачи.

Не хотели сажать деревья.

Они хотели отдыхать и ничего не делать.)

2. Почему у Баранкина и Малинина после того как они побывали воробьями, бабочками и муравьями появилось желание учиться?

( Они поняли, что и птицы и насекомые тоже должны учиться, чтобы выжить в природе.

Они поняли, что человеку легче справляться с трудностями и опасностями.

Они поняли, что их затруднения в школе можно легко преодолеть самостоятельно или с помощью одноклассников и при этом не бояться, что во время занятий на тебя кто-то будет охотится, чтобы съесть или сделать гербарий.)

Заключительная беседа. (4 мин)

 Учитель: Как бы вы поступили, если бы вам предложили самим решить ходить в школу или нет?

Учитель: Как вы думаете, от чего зависит желание ходить в школу?

Учитель: Мы с вами выяснили, что учиться в школе необходимо. Но никто не сможет вас заставить учиться, если вы этого сами не захотите. А для того, чтобы у вас возникло желание учиться, нужна мотивация, ваша личная заинтересованность.

Проведение тестирования.  (7 мин.)

Тест. Мотивация успеха и боязни неудач (опросник МУН  А.А.  Реана)

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: да или нет. Если вы затрудняетесь с ответом,  то вспомните,  что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее, да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы нужно в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно не выполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач, я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я,  как  правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику.

«Да»: 1, 2. 3, 6, 8, 10, 11. 12, 14. 16, 18, 19. 20.

«Нет»: 4. 5, 7. 9. 13, 15. 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7 , то диагностируется мотивация боязни неудач.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13 , то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.  При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудач, тогда как при количестве баллов 12-13 – мотивации успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20 , то диагностируется мотивация успеха.

Вводный урок.

Ф.И. ученика __________________________________________________ класс_____________

Вопросник № 1.

1.

Зачем ты ходишь в школу?

2.

Бывают ли у тебя ситуации, когда тебе не хочется идти в школу?

3.

С чем это связано?

Вопросник № 2.  По мультфильму «Баранкин, будь человеком».

1.

Почему мальчики не хотели ходить в школу?

2.

Почему у Баранкина и Малинина после того как они побывали воробьями, бабочками и муравьями появилось желание учиться?

Вопросник № 3.

1.

Как бы ты поступил, если бы тебе предложили самому решить ходить в школу или нет?

2.

Как ты думаешь, от чего зависит желание ходить в школу?

Тест  «Мотивация успеха и боязни неудач»

«да» или «нет»

Баллы

«0» или «1»

«да» или «нет»

Баллы

«0» или «1»

1.

11.

2.

12.

3.

13.

4.

14.

5.

15.

6.

16.

7.

17.

8.

18.

9.

19.

10.

20.

Всего баллов:_________________________________

Результат:___________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

"Эффективность обучения" урок к курсу "Учись учиться"

Конспект урока включает в себя беседу " Качества, помогающие хорошо учиться", просмотр и обсуждение мультфильма "Вовка в тридевятом царстве", тест "Самооценка психических состояний". Конспект урока ра...

Психические процессы. Урок к курсу "Учись учиться"

Урок состоит из беседы " Как человек познает мир?", упражнения на запоминание слов, просмотра и обсуждения мультфильма "На задней парте", таблиц для учащихся. Конспект урока составлен на основе учебно...

Презентация к вводному уроку во 2 классе по теме "Почему мы учим английский язык"

В данной презентации мы с детьми попытались обобщить ответы на вопрос о том, зачем нам надо изучать английский язык. Кто думает, что для того, что бы получить 5 на экзамене или контрольной, а кто-то, ...

Урок технологии в 5 классе по теме "Вводный урок. Вводный инструктаж".

Первый урок в курсе уроков по технологии в 5 классе...