"Эффективность обучения" урок к курсу "Учись учиться"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Малашук Людмила Владимировна

Конспект урока включает в себя беседу " Качества, помогающие хорошо учиться", просмотр и обсуждение мультфильма "Вовка в тридевятом царстве", тест "Самооценка психических состояний". Конспект урока разработан на основе учебно-методического пособия к курсу "Учись учиться"/ А.А. Плигин, Е.Э. Гаврилова, Е.М. Тишкина. -М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_obucheniya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Эффективность обучения.

Цель: помочь понять, что кроме мотивации на успешность в учебе влияют определенные качества и умения, которые нужно развивать в себе.

Беседа «Качества, помогающие хорошо учиться». (5 мин)

Учитель. Какие качества необходимы ученику для успешной учебы в школе?

(ученики называют качества, учитель записывает их на доске)

Учитель. Вы назвали много качеств, которые помогают хорошо учиться. Я предлагаю вам познакомиться с таблицей, в которой перечисляются названные вами качества и качества, которые вы не успели назвать и проранжировать их.

Учитель. Какие качества заняли первые пять мест?  Отметьте в таблице те качества, которые у вас уже есть и те, которые вы хотели бы в себе развить.

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»  (19 мин)

Вопросы к мультфильму: (5 мин)

1. Чего хотел главный герой мультфильма?

2. А что ему сказал на это царь, когда он попал в тридевятое царство?

3. Как Вовка отнесся к тому, что Василисы предложили ему учиться?

4. Как Вовка отнесся к братьям из ларца?

5. Почему Вовка сделал для старухи корыто?

6. Что стало с Вовкой в конце мультфильма?

7. Когда ты сам что-то делаешь, и у тебя получается, какие чувства ты испытываешь?

8. А бывают ли ситуации, когда у тебя не получается и ты расстраиваешься?

Заключительная беседа.  (3 мин)

1. Каких качеств не хватало Вовке, чтобы быть успешным в жизни?

(трудолюбия, самостоятельности, желания учиться, умения правильно объяснять, терпения)

2. Удалось ли главному герою мультфильма приобрести такие качества? Назовите их.

(Вовка научился самостоятельно трудиться, у него появилось желание учиться, он захотел читать умные книги, захотел решать незнакомые ему задачи)

Тест «Самооценка психических состояний» (7 мин)

Эффективность обучения.

Ф. И. ученика_________________________________ Класс ____________

Вопросник № 1. По мультфильму « Вовка в тридевятом царстве»

1.

Чего хотел главный герой мультфильма?

2.

А что ему сказал на это царь, когда он попал в тридевятое царство?

3.

Как Вовка отнесся к тому, что Василисы предложили ему учиться?

4.

Как Вовка отнесся к братьям из ларца?

5.

Почему Вовка сделал для старухи корыто?

6.

Что стало с Вовкой в конце мультфильма?

7.

Когда ты сам что-то делаешь, и у тебя получается, какие чувства ты испытываешь?

8.

А бывают ли ситуации, когда у тебя не получается и ты расстраиваешься?

Работа с таблицей «Качества, необходимые для успешного обучения»

Качества

Проранжируй данные качества, расставь их в порядке значимости

Какие качества, необходимые для успешного обучения, у тебя уже есть?

Какие качества, необходимые для успешного обучения, ты хотел бы в себе развить?

1.

самостоятельность

2.

внимательность

3.

усидчивость

4.

трудолюбие

5.

хорошая память

6.

умение понимать суть текста

7.

способность быстро схватывать материал

8.

самоанализ

9.

умение находить нестандартные решения

10.

умение быстро находить и исправлять свои ошибки

11.

ставить цель и добиваться ее

12.

желание учиться

13.

умение сохранять положительный настрой, если что-то не получается

14.

аккуратность

15.

красноречие

Ф.И. ученика_______________________________________

Тест «Самооценка психических состояний»

Инструкция. Вам предлагаются предложения, в которых описываются состояния. Если вы часто испытываете это состояние, то поставьте рядом 2 балла, если это состояние бывает у вас изредка, то поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.

1.

1) Не чувствую в себе уверенности. –

2) Часто из-за пустяков краснею. –

3) Мой сон беспокоен. –

4) Легко впадаю в уныние. –

5) Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях. –

6) Меня пугают трудности. –

7) Люблю копаться в своих недостатках. –

8) Меня легко убедить. –

9) Я мнительный. –

10) Я с трудом переношу время ожидания. –

2.

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход. –

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. –

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований, винить себя. –

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат. –

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. –

16) Я нередко чувствую себя беззащитным. –

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния. –

18) Я чувствую растерянность перед трудностями. –

19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели. –

20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми. –

3.

21) Оставляю за собой последнее слово. –

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника. –

23) Меня легко рассердить. –

24) Люблю делать замечания другим. –

25) Хочу быть авторитетом для других. –

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. –

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. –

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. –

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция. –

30) Я мстителен. –

4.

31) Мне трудно менять привычки. –

32) Нелегко переключать внимание. –

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому. –

34) Меня трудно переубедить. –

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться. –

36) Нелегко сближаюсь с людьми. –

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. –

38) Нередко я проявляю упрямство. –

39) Неохотно иду на риск. –

40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня. –

Обработка результатов.

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

А) 1 – 10 вопросы – тревожность

Б) 11 – 20 вопросы – фрустрация (психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния)

В) 21 – 30 вопросы – агрессивность

Г) 31 – 40 вопросы – ригидность (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации)

Оценка и интерпретация баллов.

А) 0…7 – не тревожны; 8…14 – тревожность средняя, допустимого уровня; 15…20 – очень тревожный.

Б) 0…7 – устойчив к неудачам, не боится трудностей; 8…14 – средний уровень, фрустрация имеет место; 15…20 – низкая самооценка, избегает трудностей, боится неудач, фрустрирован.

В) 0…7 – спокоен, выдержан; 8…14 – средний уровень агрессивности; 15…20 – агрессивен, не выдержан, есть трудности в общении и работе с людьми.

Г) 0…7 – ригидности нет, легкая переключаемость; 8…14 – средний уровень; 15…20 – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить английские слова: эффективные методики

Ниже представлены способы запоминания английских слов.1. Метод ассоциаций. Пример: to sleep - спать. Когда ты хочешь спать - глаза слипаются.2. Пассивное восприятие. Часто слушаем новые слова или песн...

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Учимся общаться. Эффективные методы общения.

Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, фор...