Психические процессы. Урок к курсу "Учись учиться"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Малашук Людмила Владимировна

Урок состоит из беседы " Как человек познает мир?", упражнения на запоминание слов, просмотра и обсуждения мультфильма "На задней парте", таблиц для учащихся. Конспект урока составлен на основе учебно-методического пособия к курсу "Учись учиться" / А.А. Плигин, Е.Э. Гаврилова, Е.М. Тишкина. - М.: 11-й ФОРМАТ, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhicheskie_protsessy.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Психические процессы.

Цель: помочь понять, что важную роль в учебе играют хорошо сформированные психические процессы: внимание, мышление, память.

Беседа «Как человек познает мир?»

Учитель: С помощью чего человек познает мир? Как он понимает, что находится вокруг него?

( С помощью органов чувств. Человек видит предметы, может к ним прикоснуться, попробовать на вкус, он слышит звуки, чувствует запахи)

Учитель: Назовите, известные вам органы чувств.

( зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)

Учитель: Давайте более подробно разберем вопрос «Как человек познает окружающий мир?»

Существует два уровня познания мира.

  Первый уровень – это уровень нашего чувственного опыта, который лежит в основе нашего восприятия и ощущения внешнего мира. Внешний мир мы воспринимаем через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Второй уровень – это логическое мышление. Оно помогает нам  раскрыть такие свойства предметов и явлений, которые мы не можем раскрыть с помощью органов чувств. К логическому мышлению относятся такие операции, как умение классифицировать, выделять существенный признак, подводить под понятие, строить умозаключение, делать вывод и т.д.

Посредником между 1 и 2 уровнем являются универсальные интеллектуальные операции (аналитико-синтетические): анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

Учитель: Такие операции как восприятие, представление, мышление, фантазия функционируют в познавательных процессах, а зафиксировать результат познания помогает память.

Память – это сложный психический процесс, который помогает сохранять и воспроизводить познавательный опыт человека.

Важную роль в познании играет внимание. Внимание – это сосредоточенность человека на предмете или явлении окружающего мира, который значим для него. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, а произвольное внимание возникает тогда, когда человек сознательно ставит цель увидеть, услышать, пронаблюдать и прикладывает волевые усилия для достижения цели.

Упражнение на запоминание слов.

Учитель четко и не спеша  читает один из выбранных  рядов слов.

1.  Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень.

3. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Затем предлагает записать их в любом порядке, сколько запомнили.

Упражнение повторяется 3 раза. Каждый раз ученики записывают слова, которые запомнили и в первый раз и в последующие. К третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Просмотр мультфильма «На задней парте»

Вопросы к мультфильму:

1. О чем мультфильм?

2. Чем главные герои похожи между собой и в чем их отличие?

3. Что в этом мультфильме особенного?

4. Почему именно так заканчивается мультфильм?

Заключительная беседа.

1. Какие психические процессы были хорошо развиты у Оли Знайкиной и меньше  были развиты у Бари Лейкина?

2. Как сказывалось это на успешности их учебы в школе?

3. Понял ли герой мультфильма, в чем причина его неуспешности? Как он решил с этим справиться?

Психические процессы.

Ф. имя ученика _____________________________________________класс ________________

Упражнение на запоминание слов

Какие способы можно использовать, чтобы запоминать слова более эффективно?

Как ты запоминал слова?

Может, ты используешь способ запоминания, который придумал сам? Укажи его.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к мультфильму «На задней парте»

Вопросы

Ответы

1.

О чем мультфильм?

2.

Чем главные герои похожи между собой и в чем их отличие?

3.

Что в этом мультфильме особенного?

4.

Почему именно так заканчивается мультфильм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция основных психических процессов через улучшение памяти.

      Почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции (преломление световых лучей в оптической системе глаза). Для устранения подобных нарушений зрения...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.

Нейропсихология как наука  появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать  в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...