Положение о школьном ученическом самоуправлении
методическая разработка по теме

Никитина Елена Владимировна

Данный документ является локальным актом, в котором прописаны цель и задачи ученического самоуправления (УС), принципы построения и развития УС, функции и документальное обеспечение УС,   система УС, права и обязанности всех органов самоуправления, а также педагогов. В Положении такжепрописано  содержание деятельности УС, ожидаемые результаты, основные формы УС и управленческий блок.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

о школьном ученическом самоуправлении

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

1. Общие положения

  1. В демократической  школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.
  2. Ученическое самоуправление —  это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. 
  3. Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
  4. Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МБОУ «Дрезненская СОШ №1» и настоящего Положения.
  5. Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления в МБОУ «Дрезненская СОШ №1». Названные Положения утверждаются  на Заседании Совета школы.
  6. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.

 

2. Цели и задачи

Цель:

организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.  

Задачи:

  • реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
  • формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;
  • усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;
  • развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
  • определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • организация деятельности органов УС;
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
  • Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • подведение итогов работы, анализ ее результатов;

3. Принципы  построения и развития ученического самоуправления Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

  • Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
  • Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
  • Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
  • Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  • Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  • Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  • Ответственность -  регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.

4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления

Документы,  регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  • Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3;
  • Положение о Совете класса;
  • Положение о Совете учащихся;
  • Положение о Совете дела;
  • План работы Совета школы;
  • План работы Совета класса.
  • Устав МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1».

5. Функции ученического самоуправления:

  • Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
  • Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
  • Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
  • Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
  • Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

6.  Система ученического самоуправления

1. Система ученического самоуправления школы имеет  4  уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.

2. 1 уровень – индивидуальный.

3. 2 уровень – классное самоуправление.

Исполительный  орган классного самоуправления  - собрание класса.

Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.

Управляющий орган  самоуправления - Совет класса. но не реже одного раза в месяц.

В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.

Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.

Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций  Совета учащихся.

4. 3 уровень – школьное самоуправление.

Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.  

В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).

Председатель Совета учащихся входит в состав Совета лидеров ДШО «ЮП» и представляет интересы учащихся в Совете школы.

Высший орган школьного самоуправления –  Заседание Совета учащихся.

5. 4 уровень – общешкольное управление.

Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.

В состав Управляющего Совета школы входят администрация школы, педагоги, родительский комитет и председатель Совета учащихся и Совета ДШО «ЮП».

Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание  Управляющего Совета школы.

7.  Структура ученического самоуправления

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Данная модель   самоуправления опирается  на:

  • реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
  • основные нормативные документы школы, не противореча им;
  • сохранение и приумножение школьных традиций;
  • простоту внедрения проекта в жизнь;
  • вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.

8. Права и обязанности органов ученического самоуправления

1. Права и обязанности учащихся:

  • избирать и быть избранным в  органы    ученического     самоуправления      с  учетом    личного    желания     и  рекомендации  классного  коллектива;
  • проявление  инициативы  при  проведении любого дела, как школьного, так и классного;
  • внесение предложений по развитию ученического самоуправления
  • проявление свободу слова;
  • выборы  сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
  • отстаивание своих прав и интересов.

2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:

  • обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;
  • обсуждение участия в общешкольных делах;
  • выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;
  • заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;
  • утверждение планов деятельности;
  • обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).

 3. Права и обязанности Совет класса:

  • выборы Председателя (лидера) Совета класса;
  • организация   выполнения   решений   классного   собрания   и   органов ученического самоуправления школы;
  • формирует соответствующие микрогруппы  по направлениям деятельности;
  • выборы ответственных за каждый участок деятельности;
  • организация самообслуживания учащихся;
  • обеспечение дисциплину и порядок в классе;
  • организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
  • подготовка и проведение   классных   собраний   и   других   классных мероприятий.

4. Права и обязанности Совета учащихся:

  • организация контроля за работой органов классного самоуправления;
  • организация работы по плану деятельности по направлениям;
  • обеспечение дисциплины и порядка в школе;
  • информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).

5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:

  • выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;
  • выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.
  • выборы ответственных за каждый участок деятельности;
  • выработка предложений в адрес ДШО «ЮП» и школы;
  • формирование соответствующие микрогруппы  по направлениям деятельности
  • обсуждение и  поиски путей решения злободневных проблем школы;
  • защита прав учащихся школы;
  • встреча с администрацией школы;
  • обмен опытом;
  • отчет о проделанной работе;
  • ведение документации Совета (протоколы заседаний).

Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.

9. Содержание деятельности   УС.

1. Вся деятельность планируется самими учащимися.

В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов учащихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольного воспитательного плана и плана ДШО «ЮП».

3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.

 

4. Ведущие  виды деятельности:

  • познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
  • экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
  • спортивно-оздоровительная деятельность -  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;
  • художественно-эстетическая деятельность  - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
  • шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
  • профилактическая деятельность - организация дежурства по школе,  контроль за посещаемостью и порядком;
  • краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.

        Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.

5. Примерные названия рабочих органов  - центры (сектора, штабы и т.п.)

  • дисциплины и порядка,
  • учебный,
  • досуговый,
  • трудовой,
  • экологический,
  • спортивный,
  • творческих дел

6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).

7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

10. Ученическое самоуправление и педагоги.

1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.

2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:

  • Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
  • Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
  • Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
  • Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
  • Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
  • Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.

Педагоги не могут  отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в  вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);

4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.

Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.

5. Учителя начальных классов с помощью  шефов  осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.

11. Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

12. Основные формы ученического самоуправления.

1. Основные формы:

  • Заседания Совета  ученического  самоуправления;
  • Участие в работе собрания;
  • Участие в работе ученических и родительских собраний;
  • Проведение благотворительных и иных акций;
  • Проведение социологических опросов;
  • Участие в работе творческих групп;
  • Проведение круглых столов;
  • Организация и проведение досуговых мероприятий;
  • Организация и проведение спортивных соревнований;

2. Другие формы работы.

  • Анкетирование;
  • Тренинги;
  • Деловые и ролевые игры;
  • Дебаты.
  • Организация обучения актива.

3. Обучение  состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).  

Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.

Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).

4. Темы блоков:

  • Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детскогосамоуправления. Соуправление в нашей школе.
  • Цели и задачи школьного соуправления, место учащихся в нем. Принципы    различия самоуправления и соуправления. Структуры и модели. Актуальные проблемы и вопросы.
  • Основы лидерства.
  • Кто такой лидер? Лидерство в Ученическом Соуправлении. Качества и функции лидерства. Основы самопрезентации.
  • Организация «КТД». Основы PR.
  • Как организовать дело? Цели и задачи КТД. Типы КТД. Алгоритм создания. Практикум “Конструируем КТД». Основы грамотной презентации и рекламы мероприятий.
  • Социальное проектирование.  
  • Обучение технологиям социального и социально-образовательного проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.

5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:

  • дать определение лидерства и вести себя как лидер;
  • показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;
  • разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;
  • ставить себе цели и достигать их;
  • публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;
  • проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;
  • использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;
  • использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.

 

13.  Управленческий блок

1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

2. Основными функциями социального управления являются  

  • сбор информации и её анализ (производится участниками УС,

          председателем УС и педагогом-организатором).

  • планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).
  • организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).
  • контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).
  • регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).

3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью  формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...

Детская общественная организация школьного ученического самоуправления "Наш дом"

Здесь вы найдете план работы, учетную карточку и Положение...

Круглый стол "ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО ПРАВО"

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется...

Положение о школьном ученическом самоуправлении

Деятельность школьного ученического самоуправления способствует  формированию демократических отношений между педагогами и обучающимися, защите прав школьников, приобретению обучающимися умений, ...

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ...