Круглый стол "ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО ПРАВО"
статья (10 класс) на тему

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Участники круглого стола - учащиеся средних и старших классов, родители учащихся, социальный педагог, классные руководители, педагоги, представители администрации школы.

Для проведения круглого требуется не менее 2 часов.

Количество участников может составлять от 15 до 30 человек.

Цель круглого стола - обсуждение проблемы касающейся рассмотрения школьного самоуправления – не как «управление самими собой», а как управление школой. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr.stol_vertyankina.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка

круглого стола на тему:

«ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО ПРАВО»

Актуальность проведения круглого стола состоит в том, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса – учеников, родителей и педагогов.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление. И даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Далее закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения, и от выбора которых зависит жизнь учеников. Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления.

Это будет означать, что ученики перестанут быть в школе чужими, и перестанут считать свою школу чужой.

Сегодня многие школы имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей. Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

 «Круглый стол» это:

- публичное обсуждение или освещение каких-либо актуальных вопросов социальной работы;

- форма учебного процесса когда участники, имеют равные права, высказываться по очереди или в определенном порядке;

- один из способов проведения совещания, презентации, конференции;

- форма коллективной дискуссии, по тем или иным проблемным вопросам;

 - возможность плодотворных обсуждений, всестороннего рассмотрения различных вопросов и выработки совместных решений:

- популярный способ организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия.

Участники круглого стола - учащиеся средних и старших классов, родители учащихся, социальный педагог, классные руководители, педагоги, представители администрации школы.

Для проведения круглого требуется не менее 2 часов.

Количество участников может составлять от 15 до 30 человек.

Цель круглого стола - обсуждение проблемы касающейся рассмотрения школьного самоуправления – не как «управление самими собой», а как управление школой. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать.

Задачи круглого стола:

- обсуждения определенных вопросов и проблем;

- рассмотрение разных мнений и толкований, а также взаимных возражений, согласий участников;

- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

- участники имеют равные права, определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения;

- мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь;

- все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения, нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений;

- все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников).

         Вопросы выносимые на обсуждение:

  1. Самоуправление в школе как принцип управления образовательным учреждением;
  2. Права родителей в управлении школой;
  3. Школьное ученическое самоуправление: права и обязанности
  4. Ученическое самоуправление и защита прав учеников
  5. Формы ученического самоуправления (ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие)
  6. Формы родительского самоуправления (родительские комитеты, попечительский совет) .

После обсуждения проводится деловая игра с обучающимися  «Обязанности и защита прав учеников».

Цели игры: приобретение навыков и умений распознавания обязанностей нарушения прав человека в школьной жизни посредством ученического самоуправления.

Необходимые материалы

- тексты основных документов о правах человека;

- инструкции участникам игры.

Ход игры.  

Перед началом игры, ведущий распределяет роли между учениками: директор, учителя, ученики, родители. Придумываются и обсуждаются проблемные ситуации.

1. Ученики создали в школе добровольческую группу помощи одиноким пожилым людям. Имеют ли они на это право? Являются ли, по-вашему, данная инициатива формой ученического самоуправления?  

2. Ученики организовали в школе телефон доверия по проблемам обучающихся. Имеют ли они на это право? Являются ли, по-вашему, данная инициатива формой ученического самоуправления?  

3. Ученики организовали анкетирование обучающихся о проблемах и успехах жизни школы. Имеют ли они на это право? Являются ли, по-вашему, данная инициатива формой ученического самоуправления?  

Список использованных источников

  1. Асманкина Ю. В. «Круглый стол» как продуктивная форма проведения занятий со студентами магистратуры по направлению «Социальная работа»: тенденции и перспективы / Ю. В. Асманкина, Е. Н. Касаркина // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы  V заоч. науч.-практич. конф. с Междунар. уч. (21 ноября 2014 г., Саранск) / под. общ. ред. Л. И. Савинова. – Саранск : Изд-ль Афанасьев В. С., 2015. – С. 39–42.
  2. Балаян Л. П. Облик нового воспитания / Л. П. Балаян // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). - С. 869-871.
  3. Бочкарева Г. В. Педагогика социальной работы / Г. В. Бочкарева. – М. : Флинта, 1995. – 368 с.
  4. Винтин И. А. Преемственность действий в воспитании / И. А. Винтин // Инновационные идеи А. С. Макаренко в теории и практике воспитания : материалы конф. «А. С. Макаренко и современнось» / под общ. ред. проф. М. К. Рунковой. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – С. 168-172.
  5. Куриленко Л. В. Современные ценности воспитания / Л. В. Куриленко // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 112-116
  6. Липский И. А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития / И. А. Липский // Социальная работа. – 1995. – № 1/7. – С. 53– 58.
  7. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко / отв. сост. В. С. Хелемендик. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с.
  8. Моисеев А. М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления : пособие для руководителей образовательных учреждений / А. М. Моисеев. - Тамбов : ТОИПКРО, 2002. - 331 с.
  9. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. пособ для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : «Академия», 2005. – 200 с.
  10. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие / Никитин В. А. – М. : Флинта. – Московский психолого-социальный институт, 1998. – 72 с.
  11. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе / Л. И. Новикова // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. - 2014. - № 3. - С. 100-101.
  12. Пашков А. А. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника / А. А. Пашков // Культура и образование. - 2014. - № 3 (14). - С. 65-71.
  13. Попова М. Л. Организация школьного самоуправления как средство успешной социализации обучающихся / М. Л. Попова // Образование: традиции и инновации : материалы V международной научно-практической конференции; Отв. ред. Уварина Н.В. - Прага : World Press, 2014. - С. 371-374.
  14. Рогаткин Д. В. Службы примирения в системе школьного самоуправления / Д. В. Рогаткин // Вестник восстановительной юстиции». - 2002. - № 4. - С. 12-33.
  15. Салимова С. Ш. Педагогические условия реализации принципа культуросообразности воспитания в общеобразовательной школе / С. Ш. Салимова // Социально-гуманитарные исследования : традиции и реальность (Межвузовский сборник научных трудов). – Вып. V. – Саранск:  Ковылк. Тип., 2007. – С. 236-241.
  16. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
  17. Фомин Н. Е. Макаренко А. С.  о принципах управления образовательным процессом // Инновационные идеи А. С. Макаренко в теории и практике воспитания : материалы конф. «А. С. Макаренко и современнось» / под общ. ред. проф. М. К. Рунковой. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – С. 3 – 6.
  18. Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые / В. И. Чередниченко. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...