МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНФЕРЕНЦИИ по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров»
план-конспект урока по теме

Гурьяшова Диана вячеславовна

Конференция является одним из активных методов обучения студентов профессиональной деятельности при помощи более глубокого изучения дисциплин профессионального цикла. Конференция не мыслима без информационных технологий. Поэтому ее лучше проводить в виде презентаций в программе Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konferentsiya_po_tovarovedeniyu_2.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

       За последние годы одним из эффективных методов, реализующим взаимосвязь содержания образования и формирующихся знаний и умений, становятся студенческие конференции. Анализ методической литературы позволяет сделать вывод о том, что этот метод приобретает популярность при подготовке специалистов.        
      Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что до настоящего времени исследовались только отдельные аспекты использования метода конференций как средства профессиональной подготовки студентов.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованным оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать,  делать выводы, а также практически решать возникающее перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Меняющийся мир предъявляет новые требования к выпускнику  техникума.

Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям, на мой взгляд, полностью отвечают студенческие конференции по различной тематике.  Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой образовательного учреждения обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу – перевод обучающегося в режим саморазвития.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: ведь обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию конференции, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «само» в конкретной деятельности: осуществляет самостоятельно целеполагание, организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса как субъекта учебного процесса.

Данная форма организации обучения позволяет значительно повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке конференций. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Используя конференции как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над конференциями,  а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения и самореализоваться как личность.

Методика проведения конференций предоставляет  собой возможность оперативно решать вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, разрабатывать новые программы профессиональной деятельности, анализировать работу предприятий.

Конференция  предполагает:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • при подготовке к занятию  учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • становление новых отношений между преподавателем и обучающимися.

Конференция является одним из активных методов обучения студентов профессиональной деятельности при помощи более глубокого изучения дисциплин профессионального цикла. Конференция не мыслима без информационных технологий. Поэтому ее лучше проводить в виде презентаций в программе Power Point.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНФЕРЕНЦИИ

По дисциплине «Товароведения продовольственных товаров»

 Тема: «Плодоовощные товары»

Тема конференции: «Значение плодов и овощей в питании человека»

Группа: Т-27

По специальности: 260502 «Технология продукции общественного питания»

Преподаватель Гурьяшова Д.В.

Цель урока: Исследовать значимость плодов и овощей в питании человека.

 Задачи:

•        Обучающие   - уяснение отличительных особенностей видов плодов и овощей

                                    -  определение значимости плодов и овощей в питании человека

                                   - сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с литературой и ресурсами Интернета;

•        Развивающие

                           -  развитие интереса учащихся к научным знаниям;

                           -  развитие активности, самостоятельности учащихся;

                           -  развитие устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал;

                           -  развитие умений изучать новый материал;

                           -  сравнивать и обобщать новый материал;

                           -  делать выводы;

•        Воспитательные 

                            -  воспитание учебно-познавательных мотивов

                            -  формирование мировоззрения;

                            -  воспитание у студентов чувства ответственности перед студенческим коллективом.

                    Тип урока: по основной дидактической цели -  комбинированный;

                    по способу проведения – сочетание различных форм знаний;

                    по форме проведения – урок- конференция при  изучении нового материала, но с элементами ранее изученного

                    Дидактическая задача: проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом

 

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Дидактическая задача урока

Содержание этапа

хронометраж

1. Организационный момент

Подготовить студентов к работе на уроке

Взаимные приветствия, отметка в журнале присутствующих, организация

внимания

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности

Организовать и направить к цели подготовительную деятельность студентов

Сообщение темы, целей и задач урока,

постановка перед студентами учебной проблемы

2 мин

3. Активизация знаний

Подготовить студентов к изучению нового материала

Проверка домашнего задания и повторение опорных знаний

6 мин

4. Этап усвоения новых знаний

Исследование значимости плодов и овощей в питании человека

Показ презентаций

28 мин

  5. Этап проверки понимания студентами нового материала

Установить усвоение студентами отличительных особенностей плодов и овощей и их различную значимость в питании человека

Проверка глубины понимания студентами учебного материала

5 мин

  7. Домашнее задание

на дом

Сообщить студентам о домашнем задании

Информация о домашнем задании

1 мин

8. Подведение итогов

Подвести итоги урока

Подведение итогов урока, итоги работы отдельных студентов и группы в целом

2 мин

Теоретический урок-конференция по дисциплине: «Товароведения продовольственных товаров»

Тема: «Плодоовощные товары»

Тема конференции: «Значение плодов и овощей в питании человека»

Группа: Т-27

По специальности: 260502 «Технология продукции общественного питания»

Преподаватель Гурьяшова Д.В.

Цель урока: Исследовать значимость плодов и овощей в питании человека.

 Задачи:

Обучающие  

Развивающие

Воспитательные  

Тип урока: по основной дидактической цели -  комбинированный;

 по способу проведения - сочетание различных форм знаний;

  по форме проведения – урок- конференция при  изучении нового материала, но с элементами ранее изученного

  дидактическая задача: проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом

План урока:

Ознакомление с темой урока-конференции, постановка цели урока    

Проверка домашнего задания

Повторение классификации плодоовощных товаров (Приложение  1)

Изучение нового материала – исследование значимости плодов и овощей в питании человека

Презентация «Луковые овощи»

Презентация  «Салатно-шпинатные овощи»

Презентация «Ягоды»

Презентация  «Десертные овощи»

Презентация «Пряные овощи»

Первичное закрепление изученного и исследуемого (вопросы слушателей к участникам конференций)

Подведение итогов урока-конференции и постановка домашнего задания

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА- КОНФЕРЕНЦИИ

Теоретический урок-конференция по дисциплине: «Товароведения продовольственных товаров»

Тема: «Плодоовощные товары»

Тема конференции: «Овощи и плоды на нашем столе»

Группа: Т-24

По специальности: 260502 «Технология продукции общественного питания»

Преподаватель Гурьяшова Д.В.

Цель урока: Исследовать использование плодов и овощей на нашем столе и рационе

 Задачи:

•        Обучающие   - уяснение отличительных особенностей видов плодов и овощей

                                    -  определение значимости плодов и овощей в питании человека

                                   - сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с литературой и ресурсами Интернета;

•        Развивающие

                           -  развитие интереса учащихся к научным знаниям;

                           -  развитие активности, самостоятельности учащихся;

                           -  развитие устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал;

                           -  развитие умений изучать новый материал;

                           -  сравнивать и обобщать новый материал;

                           -  делать выводы;

•        Воспитательные 

                            -  воспитание учебно-познавательных мотивов

                            -  формирование мировоззрения;

                            -  воспитание у студентов чувства ответственности перед студенческим коллективом.

                    Тип урока: по основной дидактической цели -  комбинированный;

                    по способу проведения – сочетание различных форм знаний;

                    по форме проведения – урок- конференция при  изучении нового материала, но с элементами ранее изученного

                    Дидактическая задача: проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом

 

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Дидактическая задача урока

Содержание этапа

хронометраж

1. Организационный момент

Подготовить студентов к работе на уроке

Взаимные приветствия, отметка в журнале присутствующих, организация

внимания

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности

Организовать и направить к цели подготовительную деятельность студентов

Сообщение темы, целей и задач урока,

постановка перед студентами учебной проблемы

2 мин

3. Активизация знаний

Подготовить студентов к изучению нового материала

Проверка домашнего задания и повторение опорных знаний

6 мин

4. Этап усвоения новых знаний

Исследование использование плодов и овощей на нашем столе и рационе

Показ презентаций

28 мин

  5. Этап проверки понимания студентами нового материала

Установить усвоение студентами отличительных особенностей плодов и овощей и их использованность в питании человека

Проверка глубины понимания студентами учебного материала

5 мин

  7. Домашнее задание

на дом

Сообщить студентам о домашнем задании

Информация о домашнем задании

1 мин

8. Подведение итогов

Подвести итоги урока

Подведение итогов урока, итоги работы отдельных студентов и группы в целом

2 мин

Теоретический урок-конференция по дисциплине: «Товароведения продовольственных товаров»

Тема: «Плодоовощные товары»

Тема конференции: «Овощи и плоды на нашем столе»

Группа: Т-24

По специальности: 260502 «Технология продукции общественного питания»

Преподаватель Гурьяшова Д.В.

Цель урока: Исследовать использование плодов и овощей на нашем столе и рационе.

 Задачи:

Обучающие  

Развивающие

Воспитательные  

Тип урока: по основной дидактической цели -  комбинированный;

 по способу проведения - сочетание различных форм знаний;

  по форме проведения – урок- конференция при  изучении нового материала, но с элементами ранее изученного

  дидактическая задача: проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом

План урока:

Ознакомление с темой урока-конференции, постановка цели урока    

Проверка домашнего задания

Повторение классификации плодоовощных товаров (Приложение  2)

Изучение нового материала – исследование ь использования плодов и овощей на нашем столе и рационе

Презентация «Ягоды»

Презентация «Корнеплоды»

Презентация «Косточковые плоды»

Презентация «Бобовые овощи»

Презентация «Продукты переработки плодов и овощей»

Презентация «Десертные овощи»

Презентация «Способы консервирования плодов и овощей»

Презентация «Семечковые плоды»

Презентация «Тропические и субторические плоды»

Презентация «Тыквенные овощи»

Презентация  «Салатно-шпинатные овощи»

Презентация «Экзотические плоды»

Первичное закрепление изученного и исследуемого (вопросы слушателей к участникам конференций)

Подведение итогов урока-конференции и постановка домашнего задания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса студентов к изучению предметов профессионального цикла. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет педагогу вернуть утраченный интерес к изучению специальных дисциплин. Преподавателю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Поэтому  помимо своих уроков я провожу внеурочные мероприятия – конференции, которые направлены на заинтересованность изучения дисциплин профессионального цикла, изучение и дискуссию тем, которые актуальны по этим предметам, но не входят в программу. Проведениями  конференций можно заинтересовать студентов и  более глубоко проникнуть в дисциплину и сдружиться с ней и понять.

       В настоящее время в нашей Борском технолого-экономическом техникуме появляется все больше интересных и познавательных мероприятий, которые свою деятельность не представляют без применения информационных технологий, такими и являются конференции.

Конференции проводятся по различным дисциплинам и темам. Мною были проведены конференции с использованием компьютерных презентаций и докладов, в которых отражалась основная суть предоставленной проблемы темы конференции.

В подготовке конференции участвуют преподаватели и студенты. Материалы для конференций готовят студенты самостоятельно, а затем обсуждают их на конференциях. Перед проведением конференций составляется сценарий и вводный материал, который проводится  в виде презентации, в нем рассказывается о сути и значимости проблемы, стоящей перед аудиторией, ее обобщающих целях, основных видах материала, который будет представлен на конференции и подведением итога изложения конференции.

Цели и задачи конференций:

  1. Расширение кругозора учащихся и студентов в области профессиональных знаний;
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся и студентов в разных областях  и развитие их творческих способностей;
  3. Активное включение учащихся и студентов в процесс самообразования и саморазвития;
  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся и студентов, повышения уровня знаний и эрудиции;
  5. Вовлечение учащихся и студентов в научный поиск, стимулирования  активного участия;
  6. Развитие кругозора в различных областях знаний, привития навыков к самостоятельной работе;
  7.  Повышения профессионального самосовершенствования.

Участники конференции

К участию в конференции допускаются учащиеся и студенты всех групп техникума, активно участвующие в конференциях по определенной тематике. В данной работе использованы материалы двух групп Т-27 и т-24 по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания»

Общие требования к работам

На конференцию могут быть представлены работы как конкретного учащегося, или студента, так и групповые работы, но с раскрытием основной темы проекта. Эти работы представлены в форме презентации.

Требования к содержанию работы предоставленной на конференцию

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит: наименование учебного заведения, тема, дисциплина, фамилию, имя и отчество автора работы, фамилию, имя и отчество руководителя работы, город и год

Содержание

Включает: наименование всех разделов

Цели и задачи

Содержат: основные направления, для чего создана эта работа, задачи - обоснование необходимости проведения работы

Введение

 Содержит: историческую справку, актуальность выбранной проблемы

Основная часть

Состоит: из слайдов или глав, в которых содержится основной материал по раскрытию темы конференции

Выводы и предложения

Подводиться итог выбранной темы, актуальность, значимость и выдвигаются предложения по решению этой темы конференции

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при создании этой работы.

Конференция проходит в открытой форме, в ней участвуют все желающие. После выступления участников, задаются слушателями интересующиеся вопросы по теме конференции.  Конференции проходят виде уроков. Мною были проведены конференции по следующим темам:

  1. тема: «Овощи и плоды на нашем столе»   (группа Т-24)
  2.   тема:   «Значение плодов и овощей в питании человека»  (группа Т-27)
  3. тема:  «Зерномучные товары в нашем рационе» (Т-24 и Т-27)
  4. тема:  «Значение продуктов питания для человека»  (Т-24 и Т-27)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, представленные материалы для проведения конференций, подтверждают актуальность выбранной темы.

             Положительные стороны данной работы:

1. Демонстрация красочных материалов с использованием анимации: графиков, таблиц, диаграмм, таблиц и рисунков, для более легкого восприятия сложной информации

2.Психологический комфорт участников конференции, так как каждый находится в привычной обстановке на своем рабочем месте

3.Простота использования программы позволяет создавать конференции не только профессиональным пользователем, но и новичкам

Итак, в заключение следует сказать, что использование конференций изучения дополнительного материала профессионального цикла  доступно каждому преподавателю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого вне урока, чтобы заинтересовало бы обучающихся, заставило их задуматься о том, что  дополнительные материалы по специальностям нужны им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто показать свои знания по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания». А использование конференций как раз и служит для повышения мотивации, интереса к дисциплинам профессиональной подготовки. Студентам  нравятся конференции, так как они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. После конференций, как правило, студенты  делятся  впечатлениями, определяют, что удалось, а что не очень, планируют, по какой теме можно провести следующую конференцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

методическая разработка урока-конференции в 11 классе по теме"Как прекрасен этот мир"

В преддверии Олимпийских Игр 2014 года в Сочи я разработала серию олимпийских уроков. Этот урок-конференция в 11 классе "Как прекрасен этот мир!"  очень хорошо подходит для заключительных уроков ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА:ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»ТЕМА:    ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…...

Методическая разработка урока-конференции

Урок-конференция Тема «Железные дороги мира. Трансконтинентальный мост  АКТОБЕ - ЛОС-АНДЖЕЛЕС»...

Методическая разработка Урок-конференция "Экологические проблемы производства, передачи и потребления электрической энергии"

Открытый урок-конференция  посвящен проблемам электроэнергетики, проведен в группе студентов, обучающихся по специальности "Технология машиностроения"...

"Бараночные изделия" (презентация к занятию по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров»).

Презентация предназначена для студентов, обучающихся по специальности Товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров, 2 курс. Рассматриваемые вопросы: ассортимент барночных изделий, тех...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....