Статья "Личностно-ориентированный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности".
статья по теме

Васильева Ольга Павловна

В статье систематизированы материалы о личностно-ориентированном подходе. Особое внимание уделено характеристике основных положений личностно-ориентированного образования, личностно-ориентированного урока и его важнейших элементов - актуализации субъектного опыта и ситуации выбора. Прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности. Докладчик - Васильева О.П.

Слайд 2

Значение и актуальность “ Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская) Вывод из анализа Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) : Развитие личности учащегося, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни в настоящее время является приоритетной задачей школьного образования.

Слайд 3

Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность ). Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач. Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:

Слайд 4

Одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная направленность общего образования. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения (Якиманская, 1994). Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Слайд 5

Основоположники личностно-ориентированного обучения Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Слайд 6

В современной российской педагогике имеется большое количество концепций и теорий, определяемых авторами как личностно-ориентированные : Культурологическая концепция ЛОО Е.В. Бондаревской Психолого-дидактическая концепция ЛОО И.С. Якиманской Аксилогическая концепция личностного воспитания И.Б.Котовой, А.В.Петровского, Е.И.Шиянова Дидактическая модель ЛОО В.В.Серикова Проективная модель ЛОО Н.И.Алексеева

Слайд 7

Позиции педагогов и психологов на систему личностно-ориентированного развивающего обучения А.В.Петровский : развитие волевых, познавательных и эмоциональных стремлений ученика ; культивирование его уникального опыта ; признание ценности опыта ; признание ценности опыта, полученного в контакте “ учитель-ученик ” . В.В.Сериков : личностно-ориентированное образование – целостная система, которая должна сформировать такие качества, как умение выбрать цель, способ самореализации и осознания своего “ Я ” .

Слайд 8

Е.В.Бондаревская : Цели воспитания личности не менее важны, чем цели формирования интеллекта. И.С.Якиманская : Личностно-ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъективный опыт каждого ученика : его содержание, структуру, источники приобретения. Позиции педагогов и психологов на систему личностно-ориентированного развивающего обучения

Слайд 9

Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного обучения Траектория развития личности Индивидуальность совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность Субъект Личность Я - концепция Самовыражение носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта) выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой

Слайд 10

Обучающий стиль учителя интегративная характеристика профессиональной деятельности педагога, проявляющаяся в проекции его собственных когнитивных и личностных предпочтений в реализации учебно-воспитательного процесса (обучающей деятельности). Познавательный стиль учащихся индивидуальный способ протекания учебной деятельности школьника: особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки.

Слайд 11

Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся Принцип индивидуализации Индивидуальная работа характеризуется выполнением заданий отдельными учащимися, что позволяет дифференцировать цель, мотивацию, содержание, характер и степень трудности заданий, способы действий, степень самостоятельности, творческой активности, меру помощи и др. Важный способ индивидуализации педагогического воздействия – это помочь ученику найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям. 2. Организация учебной деятельности Целостность (учебная деятельность регулируется и организуется самими учащимися) Моделирование (построение учебной деятельности как модели трудовой, практической деятельности) Единство предметной и учебной деятельности Рефлексия, осознание учащимися своих действий Согласованность действий.

Слайд 12

Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся 3. Сотрудничество в обучении Совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями, внешней средой (осознание общей цели, положительная мотивация деятельности ; высокая организация совместного учебного труда ; доброжелательность ; методика обучения, стимулирующая интересы учащихся, их самостоятельность, творчество ; взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда ; сотрудничество учащихся с другими объектами социальной среды в процессе выполнения учебных заданий). 4. Актуализация субъектного опыта ученика Невозможно представить себе личностно-ориентированный урок без опоры на уже сформированные знания и умения учащихся, без проявления ими субъектной позиции в учебной деятельности. 5. Создание ситуации выбора Выявление избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности, а также формирование у школьников умения делать правильный выбор, принимать самостоятельное решение.

Слайд 13

Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся 6. Использование диалога в обучении Совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями, внешней средой (осознание общей цели, положительная мотивация деятельности ; высокая организация совместного учебного труда ; доброжелательность ; методика обучения, стимулирующая интересы учащихся, их самостоятельность, творчество ; взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда ; сотрудничество учащихся с другими объектами социальной среды в процессе выполнения учебных заданий). 7. Использование рефлексии в обучении Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают “ рефлексирующего ” , его личные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Слайд 14

8. Применение диагностики учебного процесса Диагностика учебно-воспитательного процесса является необходимым компонентом деятельности каждого учителя и педагогического коллектива для анализа результативности и эффективности работы, ее дальнейшей коррекции. Принципами педагогической диагностики являются : педагогическая диагностика развития того или иного ученика проводится не только путем сравнения результатов с какими-либо нормами, а главным образом путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии ; основа диагностики – личностно-ориентированный подход, опирающийся на учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся ; Диагностика должна выявить не только личностный, актуальный уровень той или иной индивидуальной способности, но и учесть зоны “ ближайшего развития ” , то есть определение перспективы, который ученик может достичь. Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся

Слайд 15

Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся 9. Создание на уроке ситуации успеха Ученик не должен бояться сделать ошибку. Важно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов процесса обучения. Факторы успешности : Четкая постановка целей и задач Продуманная система занятий Набор соответствующих средств обучения и контроля Проверенные принципы, положенные в основу обучения и воспитания : справедливости и обоснованности требований, компетентности, равных возможностей Формирование познавательных действий осуществляется в соответствии с намеченными целями и задачами при помощи методов, приемов и средств обучения и воспитания 10. Личность самого учителя Основной принцип в работе учителя – хорошо знать и понимать каждого своего ученика. Необходимо разглядеть их способности, и, опираясь на них, развивать личность школьника.

Слайд 16

Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И.С.Якиманской Сущность личностно- ориентированного урока Постоянное обращение к субъектному опыту школьников Признание самобытности и уникальности каждого ученика Создание благожелательной творческой атмосферы Опора на субъектный опыт Знание психофизиологических особенностей Быть в роли равноправных партнеров Пересмотр ряда профессиональных позиций

Слайд 17

Основными особенностями личностно-ориентированного урока, считают И.С..Якиманская и О. Якунина, являются следующие : 1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке 2. Продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников 3. Проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера) 4. Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы 5. Поощрение высказанных учащимися идей и гипотез 6. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками

Слайд 18

Основными особенностями личностно-ориентированного урока, считают И.С..Якиманская и О. Якунина, являются следующие : 7. Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов одноклассников (рецензирование ответа) 8. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника 9. Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку 10. Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика 11. Применение трудных ситуаций, возникающих как область приложения знаний 12. Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся (Якиманская, 1998)

Слайд 19

При подготовке личностно-ориентированного урока важное место отводится разработке гибкого плана, который включает : 1. определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока ; 2. подбор и организацию дидактического материала, который позволит выявить индивидуальную избирательность учеников (к содержанию, виду и форме учебных задач) ; 3. планирование разных форм организации учебной деятельности (доминирование индивидуальной, самостоятельной работы по отношению к фронтальной) ; 4. выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий (дословное воспроизведение, воспроизведение с преобразованием, использование планов, алгоритмов, инструкций, выполнение творческих, проблемных заданий) ; 5. планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока 6. планирование результативности урока, которое предусматривает : обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности ; Анализ результатов индивидуальной и групповой работы ; Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.

Слайд 20

Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения Признаки традиционных технологий обучения: - трансляция готового учебного содержания. изложение нового материала – монолог учителя - диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся - основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая - единообразие в содержании и формах ученической деятельности - ориентация на формирование личности с заданными свойствами - надзор вместо управления Особенности личностно-ориентированных технологий ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учеников. СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Слайд 21

Основные компоненты урока Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Целевой Участие в целеполагании не всех субъектов обучения. Цели урока формулируются учителем без участия учащихся. Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. Образовательные цели формулируются с учетом ученических целей. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъективности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности. Содержательный Содержание урока составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами и является инвариантным. Содержание урока является личностно-значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. Содержание урока включает в себя две части : инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками, и вариативную – создаваемую каждым учеником в ходе обучения. Организационно-деятельностный Главным и единственным организатором совместной деятельности и общения выступает педагог. Взаимодействие между учителем и учащимися строится на основе репродуктивных методов обучения, монолога, фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений. Учащиеся – полноправные организаторы индивидуальной и коллективной деятельности. Акцент делается на активном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта. Учитель заботится о создании на уроке ситуации выбора и успеха. Преобладают субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения, продуктивные методы обучения, индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности. Оценочно-аналитический Внимание обращается на выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения. Критерии результативности урока – проявление и обогащение субъектного опыта ребенка, сформированность учебной деятельности и индивидуального стиля познания, личностное значение усваиваемой информации, проявление самостоятельности, инициативы и творческих способностей.

Слайд 22

Основные подходы личностно-ориентированного образования Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Слайд 23

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. ); педагогика сотрудничества («проникающая технология»); адаптивная система обучения; гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.; технология полного усвоения знаний; игровые технологии; технологии развивающего обучения; проблемное обучение; технологии разноуровневого обучения; технология исследовательского обучения; технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения; технологии модульного обучения.

Слайд 24

Литература Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики / Н.И.Алексеев. – Тюмень : Изд. ТюмГУ, 1997. – 95 с. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская, Г.А. Бермус // Педагогика, 1996. - №5. – С.72-80. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока / И.Ф.Горелик, Е.Н.Степанов // Завуч. – 2000. - №6. – С.130-131. Каган М.С. Мир общения : Проблема межсубъектных отношений / М.С.Каган. – М. : Политиздат, 1988. – 315 с. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001. Личностно-ориентированный подход в работе педагога : разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. Машарова Т.В. Педагогическая технология : личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие / Т.В.Машарова. – М. : Педагогика – Пресс, 1999. – 144 с. Немцева Т.И. Личностно-ориентированный подход при изучении географии родного края : Учебно-методическое пособие / Т.И.Немцева. – Псков : Изд-во ПГПУ, 2006. – 216 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие / Г.К.Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"

Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....

Функционально-операционный подход к выбору методов воспитания в педагогической деятельности

статья и презентация подробно расскажет о выборе методов воспитания в работе педагога...

Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности

В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Национальная   образовательная  инициатива   «Наша новая школа», целью которой является модернизация и развитие системы общего образования страны, предусматривает ...

Выступление на ШМО по теме: "Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности при обучении математике."

Личностно ориентированный подход стремительно распространяется в образовательном пространстве России. Популярность этого подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: динамичное раз...

Диплом за профессионализм и успешное использование современных информационных технологий в педагогической деятельности

Диплом за профессионализм и успешное использование современных информационных технологий в педагогической деятельности...