Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным
презентация к уроку на тему

Просвиркина Ирина Викторовна

Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odarennost.zip2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Просвиркина Ирина Викторовна                                МБОУ «Сытоминская СОШ»   2013-2014 учебный год

МБОУ Сытоминская СОШ

ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕННОСТЬ И КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ ОДАРЕННЫМ

Учитель математики и информатики:

Просвиркина Ирина Викторовна

                                              Сытомино 2013г.

В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.

Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?


Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Какого ребенка можно назвать одаренным?

На данный момент одаренными детьми считаются дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории.
Однако, одаренными можно считать и тех детей, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляющие способности, не свойственные возрасту.

В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
дети со «специальными способностями» (экстрасенсорнык способности);
дети одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры).

Современная наука различает  следующие Степени одаренности  детей.

  • Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
  • Третья собственно одаренные (15-25 %).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Также следует помнить, что одаренность, талант, и гениальность, не являются нормой развития ребенка, современная наука определяет одаренность, высокий уровень развития интеллекта и таланта, гениальность как патологию нормы.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Итак:одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

  • интеллектуальной;
  • творческо-продуктивного мышления;
  • академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);
  • общения и лидерства;
  • художественной деятельности.


К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

Всего насчитывают шесть ступеней выраженности способностей у детей:

Задатки

Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что задатки. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора (рисование, проектирование, образное мышление), а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями (актерское мастерство, журналистика, иностранные языки), и т. п.

В качестве таких задатков принято выделять:

1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок;
2. Анатомические особенности строения анализаторов — и отдельных областей коры головного мозга.

Склонности

Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. Это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности

Это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Одаренность

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Талант

Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гениальность

Практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

 Показатели одаренности ребенка.

Существует ряд признаков, характеристик, которые наблюдаются практически у всех одаренных детей. Одаренность ребенок определяется следующими качествами:

1. Ребенок начал рано говорить и ходить.

2. Значительно раньше сверстников начал проявлять интерес к цифрам, буквам, рисованию, музыке, пению и т.д. Некоторые вундеркинды уже в два года интересуются географией, иностранными языками, математикой и другими науками.

3. Хорошее развитие речи, ребенок не по годам четко и ясно излагает свои мысли, используя слова, которые у большинства детей еще отсутствуют в лексиконе.

4. Память ребенка заставляет удивляться, он с легкостью запоминает стихии, способен рассказывать наизусть сказки.

5. При возникновении какой-либо проблемы, задачи, одаренный ребенок пытается найти нестандартные способы решения.

6. Одаренный ребенок очень любознателен, он проявляет живой интерес ко всему новому.

7. Одаренный ребенок, как только научился читать, буквально не выпускает книги из рук. Именно чтение он предпочитает просмотру телевизора и компьютерным играм.

8. От познавательной, интеллектуальной деятельности одаренный ребенок получает большое удовольствие. Он не может оторваться от складывания пазла, решения головоломки и т. д.

9. Одаренный ребенок предпочитает больше общаться со взрослыми людьми, а не со сверстниками, потому что именно старшие товарищи могут ему дать ценные и интересные знания.

10. Такие дети в своем большинстве очень эмоциональны и порой очень резко проявляют свои чувства. Это создает некоторые проблемы в коммуникации с окружающими детьми и взрослыми. Порой повышенная эмоциональность одаренного ребенка путается с избалованностью и капризностью.

11. У одаренных детей повышенное чувство справедливости. Они всегда соблюдают установленные правила и нормы.

12. У многих одаренных детей отмечается отставание в социальном развитии, что во многом обусловлено с проблемами в общении вследствие повышенной эмоциональности.

13. Благодаря своему богатому воображению, одаренные дети ко всему подходят творчески, проявляя свой изобретательский талант. Но нередко воображение порождает у таких детей необоснованные страхи, в своем мозгу они могут нарисовать самые невероятные картины.

14. Стремление во всем докопаться до истины толкает их на настоящие подвиги. В поиске правильного решения они будут докапываться до взрослых, перечитывать массу литературы, ставить опыты и т. д.

15. Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше времени для сна, чем сверстникам. Это далеко не весь список показателей детской одаренности. Их насчитывается около тридцати. Сюда еще можно добавить, что у многих одаренных детей отмечается хорошее чувство юмора, интерес к религии, Богу, происхождению человечества.

СЛАЙДЫ-ПРИМЕРЫ ОДАРЕННЫХ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Одаренный педагог. Какой он?"

Размышления о портрете одаренного педагога в современном обществе......

Разговор с учениками "Какого человека можно назвать красивым"

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа с описанием презентации....

Кого можно назвать добрым человеком?

Пример итогового сочинения по литературе по напрвлению "Доброта и жестокость"...

Каким образом можно уберечь ребенка от вредных привычек?

Как можно уберечь ребенка от вредных привычек...

«Какого педагога можно назвать мастером своего дела?»

Эссе на тему: «Какого педагога можно назвать мастером своего дела?»...

Статья"Какого ребенка можно считать трудным".

03.04.2022"Какого дошкольника можно считать трудным?"Воспитатель ЦССВ 14Турсунова Рано МирзоалиевнаК важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие небл...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...