Создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке
статья по теме

Мищенко Алла Владимировна

Текст статьи, подготовленной для методического журнала "Управление современной школлой. ЗАВУЧ" о применении на практике  технологии развивающего обучения,  строящейся на принципе вариативности, то есть признании разнообразных содержания и форм учебного процесса, выбор последних осуществляется в соответствии с технологиями сотрудничества на основе демократизма, равенства, партнерства в субъективных отношениях учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zavuch.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в методический журнал

Создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке.

 (название статьи)

«Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка».

 Е.В Бондаревская

        На протяжении последних восьми лет в с своей практической деятельности я осваиваю технологии развивающего обучения, которые строятся на принципе вариативности, то есть признании разнообразных содержания и форм учебного процесса, выбор последних осуществляется в соответствии с технологиями сотрудничества на основе демократизма, равенства, партнерства в субъективных отношениях учителя и ученика.

         Основным дидактическим элементом образовательного процесса является личностно-ориентированный урок. Деятельность на уроке является основной как для учителя, так и для ученика, поэтому так важно обеспечить реализацию принципа гуманистической психологии в ходе каждого конкретного урока (оказание ученику необходимой психологической поддержки, исповедование идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы, отвергая принуждение).

        Замечу, что обучить можно в принципе всему и любого, а вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личным отношением к ним.

        В отличие от традиционного урока, на котором учитель видит свое назначение в том, чтобы передать учащимся знания и способы действия, на личностно-ориентированном уроке стратегическими целями следует считать следующие:

  • развитие индивидуальных способностей и познавательной активности ученика;
  • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей для выявления и структурирования субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения;
  • обеспечение чувства психологической защищенности, доверия, радости существования (психологического здоровья);
  • обеспечение развития личности учащегося.

      При этом следует выделять основные психолого-педагогические средства, с помощью которых эти цели достигаются:

  • позитивное сотрудничество;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • опора на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся.

Эти средства основаны на правиле трех П: понимание, признание, принятие.

        Следует подчеркнуть, что технологической основой практически любого образовательного процесса является учебная ситуация как средство достижения педагогических целей, акта взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебная ситуация может планироваться и целенаправленно создаваться учителем. Её содержание и внешнее проявление определяются характером поставленных педагогических задач. Обобщая технологии в личностно-ориентированном образовании, отмечу общие характеристики и признаки:

  1. опора на субъектный опыт ученика, раскрытие его содержания, как личностно значимого, согласование этого опыта с научным содержанием знаний, подлежащих усвоению;
  2. изучение психолого-педагогических особенностей учащихся;
  3. предоставление ученику возможности выбора различного содержания, формы подачи учебного материала и работы с ним;
  4. оценка учебной деятельности не только по конечному результату, но по процессу достижений, способам учебной работы каждого конкретного ученика.

Учитывая все выше сказанное, рассмотрим методический прием «создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке», который позволяет учителю в единстве реализовать все тактические позиции в реальном образовательном процессе. В основе этого приема лежат признание всех детей талантливыми, стремление обучить всех учеников с любыми индивидуальными данными и, как следствие, оказание учащемуся необходимой психологической поддержки (по О.С. Газману: совместно с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления, препятствий, проблем, мешающих достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни), создание таких условий, в которых ребенок чувствует себя комфортно: отсутствие неудовлетворительной оценки, бесконфликтность, открытие перспективы для исправления оценки, роста, возможность заранее предупредить о невыученном уроке, накопительная система балов, гласность результатов.

Следует различать понятия успех и успешность. Под успехом понимают позитивное эмоциональное переживание, а успешность является одной из качественных характеристик результатов учебной деятельности конкретного ребенка.  Термины имеют разный смысл.

Создать ситуацию успеха – значит создать ситуацию эмоционального подъема, яркого, позитивного переживания, когда ученик испытывает радость и вдохновение, удовлетворение выполненной работой, что мотивирует его дальнейшую деятельность, способствует проявлению активной позиции в учении. А привести к успешности – это значит помочь ученику добиться высоких результатов в учебной деятельности. Следует учитывать, что, когда учитель создает ситуацию успеха для ученика, в данный момент ученик может и не быть успешным. Но намеренное обеспечение сочетаний определенных условий позволяет достичь собственной успешности.

Взаимосвязь основных компонентов целевой ориентации на успех выглядит следующим образом:

        Ситуация успеха обычно выстраивается на трех этапах. Первый является мотивационным, на этом этапе необходимо сформировать мотивацию на достижение успеха, а именно вызвать желание, сформировать стремление, повысить интерес к выполняемому учебному заданию. На втором, организационном, этапе содержание заданий должно быть такого уровня, который ученик способен выполнить самостоятельно, степень трудности, как субъективная характеристика, должна быть посильна для ученика. Необходимо выбирать такие способы выполнения задания, которые будут соответствовать индивидуальным возможностям учеников; нужно создать настрой на работу (подбодрить, поощрить и т.д.). На третьем, результативном, этапе ученик обязательно должен испытать успех, радость от выполненного задания, узнать, что с заданием он справился. Источником информации может быть учитель, одноклассники, обнародование правильных результатов. Необходимо публично оценить значимость достигнутого результата, это ведет к самоутверждению, к повышению социального статуса. Главная задача – создать уверенность в себе, поверить в возможность своего успеха, дать понять ученику, что он может самостоятельно справиться с заданием. При создании ситуации успеха может быть завышена оценка.

        Оценивать нужно итог деятельности, усилия, которые приложил ученик. Это важно как стимул к дальнейшей деятельности, оказывает сильное эмоциональное воздействие, является своеобразным «отметочным авансом» ученику. Для создания фактической мотивации успеха не достаточно разовой, единичной ситуации успеха, необходима система последовательных ситуаций, каждая из которых должна закреплять ощущение положительных эмоций, а учителю следует постепенно повышать уровень сложности заданий, предлагаемых ученику, до установленных требований при постоянной непосредственной поддержке учителя.

Для внедрения ситуации успеха в образовательном процессе очень эффективно использовать контрольно-измерительные приемы, снимающие страх перед низкой оценкой:

Карта оценок (экран успеваемости)

Оценки, месяц, число

ФИО

Оценки

Январь

Февраль

26  27  28  30  31  

1  2  3  4  5  6  7  8  

Лукъянов А. И.

Морозов Ю. П.

Смирнова Н. М.

Оценки   5  4  3

Неудовлетворительно

Лист учёта самоучёта

Тема

Обязательные знания

Дополнительные знания

Форма контроля

Срок

Сотрудничество

Число

22 . 12

24 . 12

Индивидуальные навыки и умения

Источники информации

Самооценка результатов

Оценка учителя

   

Планируемый  результат для каждого ребенка (Гузеев).

№ п/п

ФИО

1

2

       Гр.1- выставляется оценка, на которую ученик может ответить;

       Гр.2- результат.

        Положительное воздействие на учащихся наряду с перечисленными выше приемами оказывает создание во время урока эмоционального комфорта:

  1. систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений;
  2. доброжелательность, шутка, юмор, улыбка;
  3. создание обстановки доверия, уверенности в себе;
  4. замечания отдельных учащихся;
  5. косвенное изменение поведения;
  6. организация деятельности, а не поведения;
  7. смена видов деятельности;
  8. соблюдение перерыва в работе.

Это ведет к самоутверждению, повышению социального статуса, большему доверию к учителю.

        Главное: создать уверенность в себе, поверить в возможность своего успеха, дать понять ученику, что он способен справиться с занятием самостоятельно.

Мищенко Алла Владимировна          ________________

                                                                                        подпись


Мищенко Алла Владимировна МБОУ «СОШ №1» г. Бологое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории.

Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории....

Педсовет. "Моделирование ситуации успеха в личностно - ориентированном обучении"

Рождественская ёлка для учителей. Такую форму я выбрала для выступления на педсовете....

«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства...

тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"

В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....

Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении

Данная презентация является визуальным сопровождением к докладу по теме "Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении" и отражает все ключевые моменты этого доклада....

Статья «Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого»

Современное дополнительное образование — это многоуровневая система, гибкая, динамичная, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому....