Педсовет. "Моделирование ситуации успеха в личностно - ориентированном обучении"
методическая разработка

Заседко Светлана Анатольевна

Рождественская ёлка для учителей. Такую форму я выбрала для выступления на педсовете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsiya_uspekha_-_kopiya.doc125.86 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении

Слайд 1.

Здравствуйте, дорогие коллеги, позвольте пригласить вас на учительскую Рождественскую ёлку. Вот уже 2 тысячи лет этот символ Нового года и Рождества, пользуется среди людей неизменным успехом. Так давайте, размышляя о ситуации успеха в обучении, вместе украсим нашу ёлку, а помогут нам в этом – учительское мастерство, опыт и  творчество.

Слайд 2.

Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и при помощи чего? Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Не случайно, основной стратегией современного образования является совершенствование учебной деятельности, причём так, чтобы каждый ученик научился:

- ставить перед собой цель при выполнении задания,

- осознавать, чему он научился,

- определить способы, выделить трудности, выбрать способы их преодоления.

Слайд 3.

Становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей – это те задачи личностно – ориентированного обучения, в решении которых помогает умение учителя создать ситуацию успеха, тем самым дать детям радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний, показать пути к новым достижениям.

Безусловно, моделирование ситуации успеха начинается с активизации познавательной деятельности учащихся, которая была и остаётся одной из актуальнейших проблем педагогики.

Слайд 4

Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально - психологическая атмосфера урока. Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло.    Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности.

А подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика - это благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Слайд 5

Таким образом, как позитивные моменты влияния успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее:

- переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;

- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность осознать свои возможности, поверить в себя.

Слайд 6

Современный учитель обычно использует комплекс оптимальных приёмов, которые включают ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей. Ища пути эмоционального контакта с детьми, воздействуя на их эмоциональную, интеллектуальную и духовно-нравственную сферу, я пользуюсь разными приёмами: «Следуй за нами», «Эмоциональная зарядка», «Ролевые ситуации», «Игры – системы», «Линия горизонта», «Зеркальная импровизация», «Эмоциональный всплеск». Каждый из вас может продолжить эту «гирлянду» приёмов, относительно своего опыта и особенностей преподаваемого предмета. Выбирая тот или иной приём, мы должны помнить: колоссальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Слайд 7

Создание ситуации успеха на уроке имеет свой алгоритм. Вспомним известные технологические операции:

1.Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2.Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в своих силах и возможностях.

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания.

4.Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных деталей.

7.Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Слайд 8

Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача.

Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чём-то и уметь их показать и классу, и ученику.

Для себя учитель выделяет главные функции оценки - информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную.  Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

• доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

• перевес положительной оценки над отрицательной;

• понимание душевного состояния ребенка;

• не наказание оценкой, а побуждение к действию;

Ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует педагогической корректности и такта.

Слайд 9

Я считаю, что нельзя скупиться на добрые слова в адрес ученика. Достижения важно подкреплять словами: «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично», «Ты сделаешь это не хуже других».

Слайд 10

Для себя эволюцию эффективности моделирования ситуации успеха я представляю так:

- положительные эмоции в деятельности,

- чувство успеха,

- эмоции радости, интеллектуального подъёма,

- удовлетворение, вызванное преодолением трудностей

Слайд 11

Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.

Дети в общении между собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения; процесс обучения приближается к реальной жизни; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.

Слайд 12

Ещё одна задача учителя - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом.

Чтобы воспитывать ребят успехом, пробуждать в них старание к достижениям надо опираться на их потенциальные возможности.

Слайд 13

Стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:

- организуется на всех этапах учебного процесса,

- усложняет учебные и воспитательные задачи,

- реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приёмов и средств.

Слайд 14

Таким образом, моделирование ситуации успеха, основанное на личностно - ориентированном подходе к ученику, даёт возможность:

- добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать её практически значимой;

- обеспечить индивидуальный подход к учащимся;

-способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;

- создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.

На нашей учительской ёлке пришло время подарков и поздравлений. От Деда Мороза всем нам простые, добрые советы, как завоевать успех у ваших учеников.

Слайд 15

Уважаемые коллеги, каждый из нас, ежедневно, в сущности, занимается творчеством. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё отношение к миру.

Детское творчество можно рассматривать:

- как процесс развлечения, игры;

- как компенсацию за неудачи в других видах деятельности;

- как особую форму коммуникации.

Слайд 16

Современная школа даёт широкие возможности для творческой деятельности. На мой взгляд, легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности» в творческих проектах, но при условии, что каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя ощущение успеха и гордости за полученный результат.

Моим личным успехом считаю разработку и реализацию в течение прошлого учебного года межшкольного социально – педагогического проекта «Русь Святая», в котором принимали участие ребята и учителя нескольких школ, родители, православная церковь, представители казачества.

В этом году мы с ребятами 4-х классов участвуем в районном музыкальном проекте «Игра в классики», готовимся к районному фестивалю «Белая акация» и «Битве школьных хоров». Вчера наши ребята пели в галла – концерте  «Рождественская звезда». Сегодня они пришли в школу, чтобы поздравить всех вас, дорогие учителя, с Рождеством!

Слайд 17, 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке

Текст статьи, подготовленной для методического журнала "Управление современной школлой. ЗАВУЧ" о применении на практике  технологии развивающего обучения,  строящейся на принципе вариат...

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении

Данная презентация является визуальным сопровождением к докладу по теме "Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении" и отражает все ключевые моменты этого доклада....