Авторская программа по работе с одаренными обучающимися по дисциплине "Менеджмент"
рабочая программа по теме

В работе представлены: пояснительная записка,  цель и задачи программы. Кроме того раскрыты основные принципы работы с одаренными студентами, их выявление,  основные формы работы на уроке  и  внеурочные формы работы с одаренными студентами и другие  аспекты работы с одаренными студентами при изучении дисциплины «Менеджмент».                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnevasheva_t.v._programma_po_odarennym.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Коркинский горно-строительный техникум»

                                 

 

Утверждена

                                   Зам.  директора КГСТ по УМР:                                                                                                                

____________ Горячева Г.П.

« ___» _________________ 2013г.

.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Автор-составитель:

Гневашева Татьяна Викторовна, преподаватель высшей категории

Коркино

 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                

3

Цель программы. Задачи программы. Основные принципы работы с одаренными студентами

5

Выявление одаренных студентов: содержание, принципы, методика

6

Объем учебной дисциплины «Менеджмент» и виды учебной работы.

7

Критерии оценивания внеаудиторных самостоятельных работ.

Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными студентами

8

Основные формы работы на уроке

9

Внеурочные формы работы с одаренными студентами:

10

Обеспечение работы с одаренными студентами

11

Предполагаемые результаты и  показатели эффективности реализации программы работы с одаренными студентами

12

Список использованных источников

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития
Г.В. Плеханов

Модернизация российской системы образования, введение ФГОС СПО нового поколения, требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений в условиях компетентностного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которые под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

В соответствии с важнейшими документами в области образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2015года, Концепция государственной молодежной политики в РФ, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”) работа с одаренной молодежью является одним из главных направлений в формировании стабильного контингента обучающихся, повышении качества подготовки специалиста, реализации инновационных проектов.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.), проанализирована сложность феномена одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности [2].

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

Одаренный  обучающийся – это особенный подросток, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Такие  ребята зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории обучающихся возникает ряд проблем: неприязнь к учебе при программах несоответствующих их способностям; низкая конфортность. В силу личностных особенностей одаренные обучающиеся наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Они достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения.

Система возникновения одарённости студентов — это организованная, управляемая деятельность, направленная на вовлечение молодёжи в различные творческие и научно — исследовательские работы по решению конкретных проблемных задач; планирование и совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения студентов в интересах личности и общества в целом.

Одаренными могут считаться студенты:

- имевшие высокий уровень развития еще до поступления в техникум (или доказавшие свои способности), то есть, выпускники специальных классов, победители математических олимпиад и других соревнований и медалисты и т. п.;

- показывающие высокие интеллектуальные способности (определяется легкостью и быстротой выполнения учебных заданий);

- наиболее активно участвующие в учебных занятиях, например задающие интересные, глубокие вопросы, высказывающие собственные мысли, имеющие результаты в своей работе, отмечающие нерешённые проблемы;

- которые рано начали принимать участие в исследованиях, в дополнительных учебных занятиях по другим дисциплинам, поставившие перед собой высокие цели, выбравшие важные темы для курсовых работ и проектов, активно участвующие в общественной работе и т. д.

У студентов, выявленных как особенно способных, должно быть целенаправленное развитие в трёх аспектах: Одарённость, желание трудиться и общее, прежде всего, духовное и нравственное развитие личности.

В условиях стандартизации среднего профессионального образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. В связи с отсутствием  точной диагностики одаренности студента, работа начинается со всей группой. Методика выявления одаренных студентов  реализуется:

- в рамках урочных занятий;

-  во внеурочных формах работы (здесь появляется возможность у студента проявить себя  в полную силу, раскрыть свои таланты);

- работа с узким кругом студентов, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете (формами работы являются проектная и исследовательская деятельность в НОУ, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня, заседаниях «ЭКО-клуба). 


Цель программы:

создать условия, в которых одаренные студенты могут реализовать свои интеллектуальные способности, овладеть общими и профессиональными компетенциями.

Задачи программы:

  1. Создать условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных студентов.
  2. Совершенствовать научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение одарённых студентов.
  3. Развивать механизмы реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей талантливых студентов.

В том числе:

- организовать проведение занятий с учетом одаренных студентов;

-  разработать систему заданий для самостоятельной работы повышенной сложности;

- привлекать талантливых студентов к разработке УМК, к внедрению инновационных технологий (проективных, рефлексивных, позитивно-исследовательских); ИКТ; 

- обучать студентов методике использования учебных средств нового поколения (цифровые образовательные ресурсы, информационные УМК и др.);

- эффективно организовать внеаудиторные занятия с одаренными студентами;

- разработать систему заданий для ВСР, усилив в них аспекты актуальности материалов, исследовательских задач и практической значимости;

- готовить студентов к олимпиадам, конкурсам, викторинам;

- мотивировать одаренных студентов на результат;

- проводить мониторинг результативности работы с одаренными студентами.

Основные принципы работы с одаренными студентами:           

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  3.  Принцип учета возрастных возможностей.
  4. Принцип выбора.
  5. Принцип творчества.
  6. Принцип специализации учебной программы применительно к одаренным студентам.
  7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  8. Принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя.

Выявление одаренных студентов: 

Выявление одаренных студентов  – сложный процесс. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных студентов  преподаватель  направляет свои  усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных студентов в процессе их обучения в условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Принципы выявления одаренных студентов:

- опора на методы психодиагностики;

- комплексность, системность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного студента. 

Методика выявления одаренных студентов: 

I этап:

- формирование  интереса студентов к изучаемой дисциплине в рамках урочных занятий;

- психологическое тестирование («Ваш уровень самооценки», «Тест на соответствие качеств профессии менеджера», «Ваш творческий потенциал» и др.);

- написание мини-исследования в качестве внеаудиторной самостоятельной работы;

- применение метода  наблюдения в стандартной ситуации;

- мониторинг результатов и выявление студентов с академической одаренностью.

П этап:

-  мотивация на дисциплину «Менеджмент»;

- выдача на аудиторных занятий по дисциплине дополнительных заданий на углубленное изучение темы для студентов с академической одаренностью и большим интересом на изучение дисциплины;

              - организация проведения занятий с учетом одаренных студентов;

- передача информации о студентах с академической одаренностью,   выразившему больший интерес  к другим дисциплинам, преподавателю выбранной дисциплины.

- и т.д.

Ш этап:

- научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение одарённых студентов с учетом основных подходов к разработке содержания учебной программы: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.


Объем учебной дисциплины «Менеджмент» и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

практические занятия

56

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

Особенности внешней и внутренней среды предприятий торговли Челябинской области.

* Подготовка презентации или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point

* Проведение СВОТ – анализа внешней и внутренней среды предприятия торговли в г.Коркино

5

Использование теорий мотивации в менеджменте. Значение знаний различных теорий мотиваций в работе коммерсанта

* Подготовка презентации или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point

*Мини исследование по роли знаний о теориях мотивации в работе менеджера по продажам предприятия торговли в г.Коркино

4

Основные методы социальной психологии, используемой в управлении: опрос, интервью, беседа, анкетирование, тестирование

* Подбор тестов, разработка анкет, вопросов для проведения интервью по теме

6

Особенности процесса коммуникаций в предприятиях торговли.

* Подготовка презентации или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point

* Мини исследование процесса коммуникаций на конкретном предприятии торговли в г.Коркино

4

Подбор психологических тестов и проведение тестирования на степень подверженности стрессу

* Подбор психологических тестов и проведение тестирования на степень подверженности стрессу студентов группы

4

Подготовка сообщения по материалам периодической печати о способах научной организации труда

* Подготовка сообщения по материалам периодической печати о способах научной организации труда в виде презентации или «слайд-фильма» в  в Power Point

6

Подготовка и проведение совещания: составить текст доклада и провести организацию делового совещания

*Подготовить публичное выступление и выступить с ним перед студентами группы

4

Итоговая аттестация                                              дифференцированный зачет

Примечание: виды самостоятельной работы отмеченные (*) предназначены для работы с одаренными студентами.

Критерии оценивания внеаудиторных самостоятельных работ: 

1. Полнота содержания.

2. Правильность содержания.

3. Соответствие заданной структуре.

4. Соблюдение требования по оформлению.

5. Владение информационными и коммуникационными технологиями

6. Своевременность сдачи задания. 

Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными студентами:

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На консультациях, индивидуальных занятиях, на занятиях секции НОУ, «ЭКО-клуба»

Через индивидуальные беседы, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к дисциплине, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов студента, его склонностей и возможностей.

Что?

Выход за рамки программы. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Секция НОУ, «ЭКО-клуб», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.


Основные формы работы на уроке

1) Уроки-семинары - выступление студентов  с самостоятельными сообщениями.

2) Уроки самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий - углубленное изучение избранной области, дополнительное или углубленное изучение в специальной области или в смежных дисциплинах, междисциплинарных курсах.

 3) Уроки-практикумы - работа с законодательными, нормативными и иными документами, интернет – ресурсами. 

4) Уроки - игры (ролевые, деловые) - тренировки решения комплексных задач, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций

               5) Уроки самоуправления (работа в качестве ассистента) (углубленное изучение избранной области, дополнительное или углубленное изучение в специальной области или в смежных дисциплинах, междисциплинарных курсах).

            6) Уроки-экскурсии  (реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на улицах города, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира). 

           7) Уроки-исследования - приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции студента  в образовательном процессе.

           8) Уроки взаимообучения студентов – студенты , освободившиеся от работы, могут получить заранее подготовленные  преподавателем карточки с индивидуальным дополнительным заданием (задачей) и выполнить их. 

            9) Уроки-соревнования (викторины, конкурсы).

            10) Уроки-дискуссии (лекции-дискуссии) - дискутирование, отстаивание своих суждений.

 11)  Урок с традиционными формами работы -  одаренные студенты получают индивидуальные задания  для более углубленного изучения темы.


Внеурочные формы работы с одаренными студентами:

  1. занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  2. НОУ (научное общество учащихся) секция «Психология. Социология. Экономика»;
  3. научно-практические конференции;
  4. участие в олимпиадах;
  5. конкурсы;
  6.  декада комиссии социально-экономических дисциплин;
  7. «Эко – клуб»;
  8. работа по индивидуальным планам;
  9. сотрудничество со студентами других групп.


Обеспечение работы с одаренными студентами

 Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Положение о НОУ.
  2. О проведении внутритехникумовских олимпиад.
  3. О проведении декады социально-экономических дисциплин.

т.п.

2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

3. Публикации в СМИ, информация на сайте, оформление иллюстрированных отчетов.

         

            Информационное обеспечение

– создание банка данных работ студентов;

– информирование родителей студентов о целях, задачах, содержании и планах;

– публикации в СМИ;

– информация на  сайт.

Материально-технические условия

– ТСО – телевизор,  магнитофон, персональный компьютер, учебные фильмы;

– Интернет;

– Наглядность: книги (энциклопедии, справочники и др.).


Предполагаемые результаты: 

1. Формирование системы работы с одаренными студентами.

2. Подготовка инициативных, особо способных студентов.

 

 

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными студентами:

  1. Удовлетворенность одаренных студентов своей деятельностью.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений одаренных студентов в данной  области знаний.
  3. Повышение уровня владения студентами общими и профессиональными компетенциями.
  4. Создание условий для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны.
  5. Создание возможности для проявления одарённости и таланта.
  6. Адаптация одаренных студентов к социуму в настоящем времени и в будущем.


Список использованных источников

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года

N 273-ФЗ

  1. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. перераб. – М., 2003. – 90 с.
  2.  Концепция Федеральной целевой программы развития образования
    на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
     
  3.   Концепция государственной молодежной политики в РФ. Москва 2002г.
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена приказом Президента  РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271).
  5.  Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007. 
  6. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
  7. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская //Alma matter. – 2010. - № 7. – С. 40-45.
  8. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
  9. Доровской, А. И. В классе – одаренные дети: как с ними работать [Текст] /А. И. Дубовской // Народное образование. – 2010. - № 5. – С. 202- 211.
  10. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. (Перевод с немецкого Голубева А.П.). Науч. Ред. Рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 144с.
  11. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006. 
  12. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000.
  13. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
  14. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.
  15.  http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905 
  16. http://www.odardeti.ru/static.php?mode
  17. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».

Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры ...

Организация работы с одаренными обучающимися на уроках математики и внеклассных мероприятиях

В статье идет речь о работе с одаренными детьми на уроках математики...

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" (для работы с одареными обучающимися)

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" разработана для поддержки и работы с одаренными обучающимися. Цель данной программы - подготовка учащихся к этапам олимпиады...

Авторская программа по математике для одаренных детей по теме избранные вопросы математики “ Уравнения высших степеней” 9 класс

·                         Цель программы:  познакомить учащихся с основными и нетрадиционными приемами и методами решения ура...

Программа по русскому языку для работы с одаренными обучающимися "Великое русское слово..."

    Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки ...

Программа работы с одаренными обучающимися по ОУД.02.Иностранный язык

Программа работы с одаренными обучающимися общеобразовательной учебной ОУД.02. «Иностранный язык» предназначен для содействия в обеспечении образовательных достижений обучающихся, освоивши...

Программа для работы с одаренными обучающимися

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренный ребенок - ребенок, кот...