Рабочая программа "Моделирование и конструирование" (для работы с одареными обучающимися)
учебно-методический материал по технологии (8 класс) на тему

Притуловская Ольга Викторовна

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" разработана для поддержки и работы с одаренными обучающимися. Цель данной программы - подготовка учащихся к этапам олимпиады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_modelirovanie.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №21»

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«Моделирование и конструирование»

(работа в группе с одаренными обучающимися)

 

 

Программу составил учитель   технологии

Притуловская Ольга Викторовна  

 

 

 

Нижневартовск 2012

Пояснительная записка

        Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности

 Олимпиадное движение через кружковую работу  — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Чем раньше обнаружатся приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута. 

В связи с этим актуальной становится организация кружка «Моделирование и конструирование одежды» в рамках дополнительного образования. В процессе освоения программы кружка учащиеся получают базовые и современные знания, которые необходимы при подборе тканей, раскрое и пошиве одежды, приобретают навыки и опыт изготовления простых, а затем и сложных изделий. На основе ясных и чётких эталонов действий по разработке моделей одежды, знакомства с брендами современной моды, развития своей фантазии и креативности у учащихся формируется нестандартный взгляд на одежду, вырабатывается свой индивидуальный стиль. И как конечный результат – появляется умение создавать собственные авторские работы.

Программа «Конструирование и моделирование одежды» составлена для учащихся в возрасте от 13 до 16 лет,  рассчитана на  три месяца в год.

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 часа. Общее количество часов 156 часов.

Цель программы:

  • поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;  
  • индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю ссылки в сети Интернет).
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей и творческой самореализации подростков и молодёжи в области моделирования, конструирования и дизайна одежды;
  • воспитание художественного вкуса.
  • учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и маши, необходимыми в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении разделов программы.

Задачи программы:

  • - расширить, углубить теоретические знания и развить их в практической работе;
  • - побуждать учащихся к творческому самовыражению, активному поиску творческих подходов к моделированию и конструированию одежды;
  • - способствовать развитию профессиональных качеств, необходимых специальностям дизайнера, модельера и конструктора;
  • - воспитывать художественную фантазию и творческое воображение, аккуратность, культуру труда и умение работать в коллективе.

Как показывает практика, содержание программы постигается учащимися более эффективно, если обучение строится по принципам систематичности, последовательности и доступности. Работа организована  так, чтобы создавалась творческая обстановка и учащиеся имели возможность усваивать последовательную логику выполнения заданий на основе ранее приобретенных знаний и умений, при этом анализировать и оценивать свою работу, увидеть её недостатки, посоветоваться друг с другом и с педагогом.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами кройки и шитья и дизайна креативного костюма, что даёт в будущем наибольшее раскрепощение в создании одежды. Ребята учатся работать по технологической карте, анализируя критерии оценки своей работы. Знакомятся со свойствами разнообразных тканей , с методами конструирования модели, осваивают операции работы на современном швейном оборудовании. В целях расширения кругозора, своего профессионального роста принимают участие в выставках, конкурсах, показах моды.

Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным особенностям каждого обучающегося.

Программа служит выработке необходимых навыков для профессиональной деятельности, социальной адаптации, помогает раскрыться творческим способностям учащихся.

В процессе обучения учащиеся познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;

Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение

Занятия должны проводится при хорошем освещении в светлом, хорошо проветриваемом просторном помещении. У каждого учащегося должно быть своё рабочее место, оборудованное необходимыми инструментами и материалами.

Техническое оснащение кабинета:

- швейные универсальные машины для выполнения стачивающих и других операций: обработки петель, настрачивания отделочных строчек, вышивания аппликаций;

- трёхниточный оверлок

  - электрический утюг с терморегулятором;

- гладильная доска;

- столы, на которых изготавливаются чертежи выкроек, кроят изделия и выполняют ручные работы: смётывание деталей изделия, подшивание низа и т.д.;

- манекены (42-48 р-р).

В учебном кабинете должно быть достаточное количество подсобного материала: сантиметровая лента, линейки, портновский мелок, булавки, ножницы, машинные и ручные иглы, швейные нитки разных цветов, напёрстки.

Ткани, инструменты и дополнительные материалы должны находиться в специально отведённом месте.

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Материаловедение

3

2

Стили и направления в моде

6

3.

Ручные швы и их применение

6

4.

Основные машинные швы

6

5.

Обработка овальных срезов косой бейкой

6

6.

Обработка фигурной горловины подкройной обтачкой

6

7.

Обработка складок

6

8.

Обработка кокеток

6

9.

Обработка хлястика, погона

6

10

Обработка накладных карман

9

11.

Конструирование 1:4

9

12.

Конструирование 1:4

9

13

Конструирование 1:4

12

14.

Моделирование 1:4

9

15.

Моделирование 1:4

9

16

Моделирование 1:4

9

17

Обработка петель

3

18.

Изготовление блузы, рубашки

33

19

Выставка творческих работ

3

итого

156 часов

 

Содержание программы

 

Тема 1 Материаловедение (3 ч.).

Десять основных принципов шитья. Знакомство с материалами, приспособлениями для шитья.

Тема 2. Стилистические направления в моде (6ч)

Презентация .Стилистические направления и модные силуэты. Ведущие модельеры и дизайнеры. Обсуждение, выбор модели. Выбор прибавок, расчёт конструкций.

Практическая работа

Эскизы моделей.

Тема 3. Ручные швы и их применение (6 ч.)

Знакомство с основными ручными швами, их применением. Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных швов

Практическая работа

Выполнение швов

Тема 4. Основные машинные швы (6 ч.)

Правила техники безопасности при работе на швейном оборудовании. Правила работы на швейном оборудовании (швейная машина, краеобмёточная). Терминология машинных работ

Группа соединительные швы: стачные, накладные, Их применение и назначение.

Группа краевые швы: вподгибку, обтачной, окантовочный,

 Практическая работа

Подготовка швейной машины к работе: наматывание нити на шпульку, заправка нижней и верхней нитей. Регулировка величины стежка. Правила окончания работы (отключить, почистить, убрать). Выполнение швов на образцах тканей.

Тема 5. Обработка овальных срезов (6ч.)

Подготовка косой бейки. Обработка вогнутого и выпуклого края.

Практическая работа

Выполнение машинных швов на образцах тканей.

Тема 6. Обработка фигурной горловины подкройной обтачкой ( 6ч.)

Работа с инструкционной картой. Самооценка.

Практическая работа.

Раскрой по шаблону выреза горловины, обтачки. Обработка горловины на образце

Тема 7. Обработка складок (6 ч.)

 Встречная, односторонняя, бантовая складки. Работа с инструкционной картой.  Самооценка.

Практическая работа 

Раскрой, обработка на образцах

Тема 8. Обработка кокеток (6 ч.)

Прямая, овальная, треугольная, фигурная кокетки. Работа с инструкционной картой.  Самооценка.

Практическая работа 

Раскрой, обработка на образцах

Тема 9Обработка хлястика, погона (6ч.)

Работа с инструкционной картой.  Самооценка.

Практическая работа .

Раскрой, обработка на образце

Тема 10Обработка накладных карманов ( 9 ч.)

Виды накладных карманов. Способы обработки

Практическая работа.

Обработка накладных карманов овальной формы, фигурным верхним срезом, с клапаном

Тема 11Конструирование 1:4 (9ч.)

Виды воротников –отложной, полуотложной, на стойке, плосколежащий

Практическая работа. Построение

Тема 12Конструирование 1:4 (9ч.)

Виды рукавов – втачной прямой, крылышко, фонарик

Практическая работа. Построение

Тема 13Конструирование 1:4 (12 ч.)

Построение основы плечевого изделия  с нагрудной вытачкой

Практическая работа. Построение

Тема 14. Моделирование 1:4 (9 ч.)

Виды моделирования юбки - Радиальное, прямоугольное

Практическая работа 

Моделирование юбки

Тема 15. Моделирование 1:4 (9 ч.)

Виды рукавов- Радиальное, прямоугольное

Практическая работа 

Моделирование рукавов.

Тема 16. Моделирование 1:4 (9 ч.)

Конструктивные, фасонные линии переда, спинки

Практическая работа 

Моделирование рельефов, перенос вытачки

Тема 17 Обработка петель (3ч.)

Прорезные петли

Практическая работа обработка петель строчкой зигзаг

Тема 18Изготовление блузы, рубашки (33ч.)

Изготовление моделей из журналов мод. Правила пользования пакетом готовых выкроек.

Практическая работа

Измерение фигуры, посторенние выкройки на свой размер. Раскрой, на себя блузки рубашечного покроя. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке.  Изготовление в соответствии с технологическими условиями.

Тема 19 Посещение выставки творческих работ. Подведение итогов (2 ч.)

Ожидаемые результаты

К концу учебного курса учащиеся должны знать:

  • швейное оборудование, технику безопасности работы на нём;
  • основы материаловедения;
  • технологию обработки изделия;
  • особенности построения и изготовления прямой юбки, брюк, платья без рукавов, блузы-рубашки, жилета;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

уметь:

  • выполнять ручные  и машинные швы, знать их применение;
  • работать на швейной машине;
  • измерять фигуру, снимать мерки;
  • моделировать и декорировать на манекене;
  • устранять дефекты изделия;
  • конструировать поясные изделия.

Результат освоения программы предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося, расширение кругозора, пробуждение фантазии, развитие умения совместной деятельности.

 

Формы и методы реализации программы

Обучение построено на овладении учащимися всевозможных технических приёмов с использованием различных технологий. На этом этапе учащийся старается найти себя в определённых возможностях художественного творчества.

Занятия в группе проходят по принципам наглядности, активности и сознательности обучения, по принципу системности и последовательности обучения, с использованием различных методов: смыслового, образного и символического видения, сравнения, эвристического наблюдения, придумывания. Такой подход к деятельности позволяет педагогу вместе с учащимися выполнять оригинальные проекты по совмещению техник и материалов, расширяя границы их возможностей.

Программа рассчитана на последовательное освоение материала через сочетание теоретических и практических занятий, учитывающих разнообразные интересы учащихся. Целесообразно строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретическое освоение темы предшествовало практической деятельности. Необходимо поощрять индивидуальность манеры, независимость суждений, разнообразие техник  выполнения изделий. В дизайн-папки учащиеся собирают собственные образцы практической работы На всех этапах освоения программы используется индивидуальная форма организации образовательного процесса.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, её анализ и оценка. Наиболее эффективной формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения учащимися усвоенных умений в создании изделия.

Развитию творческой и познавательной активности учащихся способствует их участие в международных и республиканских выставках по дизайну одежды.

Воспитательная работа в кружке направлена на социализацию личностного образовательно-воспитательного процесса, на формирование творческого отношения к труду, на создание условий для развития гармоничной личности, способной к творческой самоактуализации и самореализации во всех сферах деятельности.

 

Литература для педагога

 

  1. Захаржевская, Р.В. История костюма: от античности до современности / Р.В.Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2007.
  2. Тэтхем, К. Дизайн в моде. Моделирование одежды / К. Тэтхем. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
  3. Фарр, К. Ваш персональный стилист: секреты профессионального стилиста. Как создать свою неповторимую внешность / К.Фарр. – М.: Астрель АСТ, 2010.
  4. Я сама делаю выкройки. – М.: Астрель АСТ, 2005.

 

Литература для учащихся

 

  1. Уиллс, Л. Шитьё / Л.Уиллс. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  2. Шрейдер, В. Декоративная отделка одежды: практическое руководство / В.Шрейдер. –М.: «Ниола-Пресс», 2008.

3. Журналы: «Ателье», «Burda», «ELLE», «Collezioni» и др.

4. Фотоматериалы.

5. Видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».

Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры ...

Организация работы с одаренными обучающимися на уроках математики и внеклассных мероприятиях

В статье идет речь о работе с одаренными детьми на уроках математики...

Сценарий педсовета" Условия успешной работы с одаренными обучающими"

Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить спос...

Авторская программа по работе с одаренными обучающимися по дисциплине "Менеджмент"

В работе представлены: пояснительная записка,  цель и задачи программы. Кроме того раскрыты основные принципы работы с одаренными студентами, их выявление,  основные формы работы на уроке...

Программа по русскому языку для работы с одаренными обучающимися "Великое русское слово..."

    Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки ...

План работы с одаренными обучающимися.

План работы с одаренными обучающимися....

Работа с одаренными обучающимися

Система работы учителя математики с одаренными детьми включает в себя следующие направления:развитие творческих способностей учащихся на уроках;развитие творческих способностей учащихся на факуль...