Сценарий педсовета" Условия успешной работы с одаренными обучающими"
статья по теме

Гусейнова Валентина Геннадьевна

Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Существует стереотип, что одаренный ребенок такой же, как и все другие, только лучше. Многие  педагоги  убеждены, что обучать одаренных детей – одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Однако, педагоги часто сталкиваются с определенными трудностями при обучении и воспитании детей с неординарными способностями. Педагог должен быть готов к преодолению таких трудностей, а для этого необходима большая подготовка, владение теоретической информацией и практическими навыками работы с одаренными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_kozlova_v.g.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр детского творчества «Светлячок»

г. Ртищево Саратовской области»

                           

(Педагогический совет в форме семинара-практикума)

Подготовила и провела

методист МОУДОД –

ЦДТ «Светлячок»

   Козлова В.Г..

2013-2014 учебный год

ТЕМА : Условия успешной работы с одаренными обучающимися

ФОРМА ПРОВЕДЕНЯ: семинар-практикум

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:   Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Существует стереотип, что одаренный ребенок такой же, как и все другие, только лучше. Многие  педагоги  убеждены, что обучать одаренных детей – одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Однако, педагоги часто сталкиваются с определенными трудностями при обучении и воспитании детей с неординарными способностями. Педагог должен быть готов к преодолению таких трудностей, а для этого необходима большая подготовка, владение теоретической информацией и практическими навыками работы с одаренными детьми.  

ЦЕЛИ:

1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности.

2. Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива  Центра  в работе с одаренными детьми.

3. Выработать систему  успешной работы с одаренными детьми.

4. Привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости.

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ ПОГОТОВКА:

  1. Провести опрос (анкетирование) среди педагогов по выявлению одарённых детей, определить направленность их одарённости.
  2. Провести неделю открытых занятий

   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:

-место проведения: ЦДТ « Светлячок»

-продолжительность ПС: 1 час

- мультимедийное сопровождение

Ход педсовета

1.Объявление темы заседания и повестки дня

Тема одаренности, на мой взгляд, очень интересна. И хотя она начала волновать ученые умы достаточно давно, однозначного ответа на данный вопрос не найдено.Разные ученые по разному смотрят на этот вопрос, а сегодня мы постараемся выяснить ваше мнение по данной теме.

2.Упражнение « Точка зрения»

Возьмите в руки желтую и красную карточку

  1. Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, поднимите красную карточку, те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, поднимите желтой карточку.
  2. Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, поднимите красную карточку, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, поднимите желтой карточку
  3. Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте поднимите красную карточку, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, поднимите желтой карточку.

       В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

   Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач дополнительного образования. Так что же такое детская одаренность? Какой должна быть система работы с одаренными детьми? На эти вопросы мы постараемся ответить, работая в группах.

3. Работа в группах

Работа длится 5-10 минут. Каждая группа получает карточку с заданием

1 группа

Что такое одарённость? Виды одарённости. Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность?

Методист. Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Свой взгляд на эту проблему выскажет представитель 2 группы.

2  группа

Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися.  Нужно ли помогать одаренным детям? Может ли талант пробиться в жизни сам?

Методист. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.

3 группаМожет ли с обучением и воспитанием одаренного ребенка справиться любой учитель? Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?

4.Выступление методиста на тему: Виды одаренности. Особенности одаренных детей

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Целями работы педагогов с одаренными детьми являются: 

  • выявление одаренных детей; 
  • создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: 
1.возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
2.с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Используются следующие методики выявления одаренности: 

  • МЭДИС - методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (КПП, 1 класс). Авторы: И.С.Аверина, Е.И.Щелбанова, Е.Н.Задорнова
  • Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (3-4 класс). Автор: А.А. Лосев
  • Диагностика одаренности детей. Автор Жексенбаева У.Б. Методическое пособие, Астана, 2005 год:

- Карта интересов для младших школьников

- Методика "Карта интересов" (А.А.Савенков) на основе методики Хаана и Каффа

  • Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Анкета для родителей по выявлению интересов и склонностей воспитанников

    «Одаренные дети» — это особые дети.  Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.  Работая с такими детьми педагог самом должен стремиться к неординарности.  А сейчас проведем небольшой эксперимент

5.Эксперемент

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. ( у всех на столах)

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся. 
1.Дисциплинированный.
2.Неровно успевающий.
3.Организованный.
4.Выбивающийся из общего темпа.
5.Эрудированный.
6.Странный в поведении, непонятный.
7.Умеющий поддержать общее дело.
8.Выскакивающий на занятиях с нелепыми замечаниями.
9.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10.Занятый своими делами (индивидуалист).
11.Быстро, “на лету” схватывающий.
12.Не умеющий общаться, конфликтный.
13.Общающийся легко, приятный в общении.
14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

6.Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 
А сейчас давайте с вами определим степень склонности каждого из нас к работе с одаренными детьми, ответив на вопросы анкеты ( у всех на столах)
1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) да,
б) нет, они и так хороши,
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.
2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) да,
б) нет,
в) в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) да,
б) да при благоприятных обстоятельствах,
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?
а) да, наверняка,
б) это маловероятно,
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?
а) да,
б) часто думаю, что сумею,
в) да, часто.
6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) да, это меня привлекает,
б) нет, меня это не привлекает,
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?
а) да,
б) удовлетворяюсь тем, что есть,
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?
а) да,
б) нет, достаточно знаний передового опыта,
в) нет.
9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,
б) махнете рукой на затею,
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) да,
б) не совсем легко,
в) болезненно.
11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?
а) не всегда,
б) при хорошем настроении,
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?
а) да, конечно,
б) запоминаю только то, что интересно,
в) всегда вспомнить не могу.
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
а) да, без затруднений,
б) в некоторых случаях,
в) нет.
14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?
а) уклоняетесь от ответа,
б) тактично переносите ответ на другое время,
в) пытаетесь отвечать.
15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,
в) измените свое мнение, если давление будет мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы
а) средний,
б) достаточный,
в) оригинальный.
17. Во время отдыха Вы предпочитаете….
а) решать проблемы связанные с работой,
б) прочитать интересную книгу по проблеме,
в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,
б) Вы более или менее довольны,
в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Обработка результатов.
Ответы:
а) 3 балла,
б) 1 балл,
в) 2 балла.
Подсчитайте количество набранных баллов:
49 и более баллов.
Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.
24 - 48 баллов.
У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов.
Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

7.Из опыта работы

А сейчас опытом работы с нами поделятся наши коллеги

Выступление педагогов на тему « Педагогические технологии в работе с одаренными детьми»

8. Итог.

Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый из нас соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего:

- желание работать нестандартно

- увлеченность своим делом

- поисковая активность

- любознательность

- интеллектуальность

- нравственность

- эрудированность

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».

Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры ...

Организация работы с одаренными обучающимися на уроках математики и внеклассных мероприятиях

В статье идет речь о работе с одаренными детьми на уроках математики...

Авторская программа по работе с одаренными обучающимися по дисциплине "Менеджмент"

В работе представлены: пояснительная записка,  цель и задачи программы. Кроме того раскрыты основные принципы работы с одаренными студентами, их выявление,  основные формы работы на уроке...

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" (для работы с одареными обучающимися)

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" разработана для поддержки и работы с одаренными обучающимися. Цель данной программы - подготовка учащихся к этапам олимпиады...

Программа по русскому языку для работы с одаренными обучающимися "Великое русское слово..."

    Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки ...

План работы с одаренными обучающимися.

План работы с одаренными обучающимися....

Статья "Условия успешной работы с одаренными учащимися"

В статье даны рекомендации по работе с одаренными детьми....