О формировании творческого и критического мышления учащихся
статья по теме

Данная статья является обобщением проведенного среди учителей математики тестирования по уровню развития мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.С. Сысоева,

учитель математики МБОУ «Гимназия №27 г. Барнаула им. В.Е. Смирнова» (г. Барнаул, Россия)

О формировании критического и творческого мышления

Изучение математики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; 
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Кроме того, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.

В связи с этим в начале 2013-2014 учебного года на базе МБОУ «Гимназия №27» г. Барнаула и ЦДО КГБОШИЛИ АКПЛ среди учителей математики нами  было проведено анкетирование по теме «Приемы развития творческого и критического мышления учеников на уроках математики», которое состояло из двух частей. Первая часть анкеты была направлена на изучение активности учащихся во время урока, а также их способности критически мыслить. В итоге получилось,  что активность учащихся в процессе обучения математике выше в младших классах (5-6 кл), по мере перехода от класса к классу  активность учащихся, интерес к предмету неуклонно падает. Вторая часть анкеты была направлена на изучение опыта работы учителей. Полученные результаты говорят о том, что все учителя признают необходимость формирования во время обучения математике критического и творческого мышления у учащихся. Практически все учителя знакомы с основными типами задач, направленными на формирование творческого и критического мышления (в анкете были указаны такие задачи и приемы , как задачи на развитие операции аналогия; задачи на развитие операции обобщения; задачи на выявление следствий; задачи типа «догадаться и доказать»; задачи типа «Вы можете сделать ошибочную догадку»; мозговой штурм; таблица «З.Х.У.»; кластер; бортовой журнал). Однако в практической деятельности эти типы задач и приемов применяют лишь 16% опрошенных.  Главная причина, по которой остальная часть учителей не используют данные приемы на уроках, состоит в том, что они не имеют четкого представления о них.

Учитывая полученные результаты, дальнейшую исследовательскую работу хотелось бы направить на разработку и внедрение указанных типов задач и приемов, а также на выявление и обоснование новых приемов формирования творческого и критического мышления учащихся.

Литература

  1. Образовательный стандарт основного общего образования по математике// http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
  2. Карпова А.С.  (Сысоева А.С.) Проблемы развития интуиции у школьников в процессе изучения математики [Текст]/А.С. Карпова//Фундаментальные науки и образование: материалы II Всероссийской научно-практической конференции.–Бийск: издательство БПГУ, 2008.–С.310–314.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...

Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции

Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На ...

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий по теме: «Развитие творческого и критического мышления учащихся средствами чтения и письм

Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологийпо теме:«Развитие творческого и ...

Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»

Тема самообразования  «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...

Реферат «Современные способы формирования критического мышления учащихся»

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который ...