Основной подход к формированию самообразования компетенции обучающихся
статья по теме

Семибратов Николай Николаевич

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года отражена основная цель профессионального образования – «подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно-способного на рынке труда, компетентного,  ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту  социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

         На многих с/х предприятиях Белгородской области в последние годы произошли значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства с перевооружением производственных мощностей и внедрением новых технологий, расширение объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции.

         Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные кадры. Зоотехники и ветеринарные фельдшера необходимы, как практикоориентированные специалисты, и, как правило, востребованы на должностях так называемого среднего звена, т.е. на всех уровнях  интеллектуальной деятельности, где требуется хорошая  теоретическая подготовка для принятия важных решений, а так же сбора информации и ее систематизации.

         Тесное взаимодействие с работодателем определяет новые требования к содержанию и уровню профессионального образования: в современных социально-экономических условиях акцент сменился с понятия «высококвалифицированный специалист» на понятие «компетентный специалист»- готовый зафиксировать проблему и найти адекватные способы ее практического решения.

         Проблем формирования профессионально – важных качеств специалиста привлекает внимание, как преподавателей, так и  работодателей. Возникает необходимость создания такой модели обучения, которая позволила бы усилить практическую подготовку специалистов в учебном заведении и сократить период его предметной и социальной адаптации к условиям производства.

         Компетентностный подход в образовании столь успешно заявивший себя в последние годы, дает основание организаторам педагогического процесс разрабатывать компетентностные технологии обучения.

         Компетентность представляет собой полную категорию, дающую возможность выстраивать альтернативные критерии качества выпускника в сфере профессиональной деятельности и количественно оценивать это качество.  Понятие и «компетентность» близко к понятию «профессионализм».

         Компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он не умаляет традиционного значения приобретаемых в процессе обучения знаний,  умений и навыков,  смещает акцент со знаниевого на компетентностный подход, что открывает перспективы для улучшения качества подготовки на основе идеи самооценки будущего специалиста и личностно-ориентированных подходов путем установления обратной связи техникума с рынком труда, конкретизации учебных целей, альтернативной организации, активизации учебного процесса.

         Развитие личностных компетенций хорошо отслеживается при преподавании ветеринарных дисциплин через результат самостоятельной работы студента на уроке. Самостоятельная работа и ранее рассматривалась как определенный уровень повышения качества знаний. В настоящее время она приобретает более широкий смысл, требует другие формы ее ведения на уроках для развития личностных компетенций. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть построен на использовании таких методов и технологий обучения, которые предполагают высокую долю активности и самостоятельности студентов, систематическое вовлечение их у учебно - исследовательскую деятельность, создают возможности для осуществления обратной связи, обеспечивают прозрачность текущих результатов обучения.

         В структуре занятия самостоятельную работу можно разделить на несколько этапов: подготовительный, самостоятельная работа студентов, этап проверки, заключительный этап.

         Рассмотрим работу преподавателя и студентов на этих этапах.

         Подготовительный этап.

         Преподаватель разрабатывает план работы, готовит раздаточные материалы, презентацию, наглядности. Разрабатывает критерии оценивания результатов работы студентов, вопросы для повторения. Студенты повторяют пройденный материал по вопросам.

         Самостоятельная работа студентов.

         Преподаватель формирует цели или корректирует цели, поставленные студентами, создает проблемную ситуацию, раздает задания для самостоятельной работы, проводит инструктаж (ЛПЗ), наблюдает за деятельностью студентов, побуждает их к самоконтролю, осуществляет коррекцию знаний. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно выполняют работу, задания, контролируют свои действия, проводят обсуждения в парах или группах.

         Этап проверки.

         Преподаватель осуществляет анализ, организует взаимную проверку и самопроверку, производит оценку достижений студентов согласно предъявленной шкале оценивания.

         Студенты осуществляют взаимопроверку и самопроверку, производят исправления, дополнения, участвуют в оценке собственных достижений.

         Проверка должна быть направлена на анализ результатов в соответствии с целью, поставленной преподавателем, выявлять успехи и недостатки, подсказывать пути исправления ошибок, стимулировать активность интерес, самостоятельности, проверка проводится после выполнения работы различными методами и формами, иметь мотивированную оценку.

         Чаще всего применяется фронтальная проверка, взаимная проверка, самопроверка.

         Фронтальная проверка предполагает студентам контролировать свои действия, оценивать результат работы. После прослушивания студенты включаются в обсуждения, высказывают свои оценки, замечания, предложения.

         Взаимная проверка.

         Студенты обмениваются полученными  результатами, проверяют друг друга, обсуждают выявленные разногласия, находят сообща верное решение. Преподаватель контролирует работу студентов. Такая работа способствует развитию личностных компетенций.

         Самопроверка.

         Студенты сравнивают свои результаты с результатом, который запрограммировал преподаватель. Он может быть представлен на доске, на экране мультимедиаустановки и т.д. Самопроверка связана и с самоконтролем.

         Заключительный этап.

         Преподаватель подводит итоги проведенной работы, побуждает студентов к рефлексии, сообщает домашнее задание.

         Именно так реализуется личностно-ориентированный подход в обучении на ветеринарном отделении, который является современной основой профессиональной компетентности.

         Он позволяет снять стресс, определить степень усвоения изученного, четко прослеживает уровень подготовки к изучению каждого студента, дает возможность выделять студентов, наиболее способных к исследовательской работе.

Успех в образовании, повышении его качества и эффективности обеспечивается за счет таких условий, как:

  • стимулирование радости познания;
  • искоренение эгоцентризма в личности преподавателя;
  • признаки субъективной свободы, гармонии, целостности личности;
  • раскрытие резервов студента, которые заложены в его социально-культурном опыте.

Свою главную задачу видим в следующем:

  • перед началом деятельности освобождать студентов от психологического «зажима»;
  • предложенное задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (по мере успешного и уверенного выполнения предыдущего задания);
  • при организации деятельности учитывать особенности каждого студента;
  • дать возможность студенту преодолеть свои неумения и неопытность;
  • затраченные студентами усилия на занятии должны быть оценены преподавателем и прокомментированы.

Труд ветеринарного фельдшера сложен. Выполняемая работа требует от специалиста наличия не только сугубо профессиональных качеств, но и высокого уровня нравственности. В профессиональной деятельности ветеринарных работников недопустимы безразличия в отношении с больными животными и обслуживающим персоналом, отсутствия такта, незнании правил профессионально – делового этикета.  Преподаватели ПЦК ветеринарных дисциплин находятся в постоянном поиске технологий, формирующих у студентов высокие личностные и профессиональные качества.

Для выработки профессиональных компетенций мы отдаем предпочтение активным методам. На своих занятиях используем дебаты, проблемное бучение, разыгрывание ролей, решение ситуационных задач, исследовательский метод, метод критического мышления и др.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Основной подход к формированию

самообразования компетенции обучающихся

Семибратов Николай Николаевич

преподаватель

ОГАОУ СПО «Красногвардейский

 сельскохозяйственный техникум»

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года отражена основная цель профессионального образования – «подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно-способного на рынке труда, компетентного,  ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту  социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

        На многих с/х предприятиях Белгородской области в последние годы произошли значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства с перевооружением производственных мощностей и внедрением новых технологий, расширение объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции.

        Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные кадры. Зоотехники и ветеринарные фельдшера необходимы, как практикоориентированные специалисты, и, как правило, востребованы на должностях так называемого среднего звена, т.е. на всех уровнях  интеллектуальной деятельности, где требуется хорошая  теоретическая подготовка для принятия важных решений, а так же сбора информации и ее систематизации.

        Тесное взаимодействие с работодателем определяет новые требования к содержанию и уровню профессионального образования: в современных социально-экономических условиях акцент сменился с понятия «высококвалифицированный специалист» на понятие «компетентный специалист»- готовый зафиксировать проблему и найти адекватные способы ее практического решения.

        Проблем формирования профессионально – важных качеств специалиста привлекает внимание, как преподавателей, так и  работодателей. Возникает необходимость создания такой модели обучения, которая позволила бы усилить практическую подготовку специалистов в учебном заведении и сократить период его предметной и социальной адаптации к условиям производства.

        Компетентностный подход в образовании столь успешно заявивший себя в последние годы, дает основание организаторам педагогического процесс разрабатывать компетентностные технологии обучения.

        Компетентность представляет собой полную категорию, дающую возможность выстраивать альтернативные критерии качества выпускника в сфере профессиональной деятельности и количественно оценивать это качество.  Понятие и «компетентность» близко к понятию «профессионализм».

        Компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он не умаляет традиционного значения приобретаемых в процессе обучения знаний,  умений и навыков,  смещает акцент со знаниевого на компетентностный подход, что открывает перспективы для улучшения качества подготовки на основе идеи самооценки будущего специалиста и личностно-ориентированных подходов путем установления обратной связи техникума с рынком труда, конкретизации учебных целей, альтернативной организации, активизации учебного процесса.

        Развитие личностных компетенций хорошо отслеживается при преподавании ветеринарных дисциплин через результат самостоятельной работы студента на уроке. Самостоятельная работа и ранее рассматривалась как определенный уровень повышения качества знаний. В настоящее время она приобретает более широкий смысл, требует другие формы ее ведения на уроках для развития личностных компетенций. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть построен на использовании таких методов и технологий обучения, которые предполагают высокую долю активности и самостоятельности студентов, систематическое вовлечение их у учебно - исследовательскую деятельность, создают возможности для осуществления обратной связи, обеспечивают прозрачность текущих результатов обучения.

        В структуре занятия самостоятельную работу можно разделить на несколько этапов: подготовительный, самостоятельная работа студентов, этап проверки, заключительный этап.

        Рассмотрим работу преподавателя и студентов на этих этапах.

        Подготовительный этап.

        Преподаватель разрабатывает план работы, готовит раздаточные материалы, презентацию, наглядности. Разрабатывает критерии оценивания результатов работы студентов, вопросы для повторения. Студенты повторяют пройденный материал по вопросам.

        Самостоятельная работа студентов.

        Преподаватель формирует цели или корректирует цели, поставленные студентами, создает проблемную ситуацию, раздает задания для самостоятельной работы, проводит инструктаж (ЛПЗ), наблюдает за деятельностью студентов, побуждает их к самоконтролю, осуществляет коррекцию знаний. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно выполняют работу, задания, контролируют свои действия, проводят обсуждения в парах или группах.

        Этап проверки.

        Преподаватель осуществляет анализ, организует взаимную проверку и самопроверку, производит оценку достижений студентов согласно предъявленной шкале оценивания.

        Студенты осуществляют взаимопроверку и самопроверку, производят исправления, дополнения, участвуют в оценке собственных достижений.

        Проверка должна быть направлена на анализ результатов в соответствии с целью, поставленной преподавателем, выявлять успехи и недостатки, подсказывать пути исправления ошибок, стимулировать активность интерес, самостоятельности, проверка проводится после выполнения работы различными методами и формами, иметь мотивированную оценку.

        Чаще всего применяется фронтальная проверка, взаимная проверка, самопроверка.

        Фронтальная проверка предполагает студентам контролировать свои действия, оценивать результат работы. После прослушивания студенты включаются в обсуждения, высказывают свои оценки, замечания, предложения.

        Взаимная проверка.

        Студенты обмениваются полученными  результатами, проверяют друг друга, обсуждают выявленные разногласия, находят сообща верное решение. Преподаватель контролирует работу студентов. Такая работа способствует развитию личностных компетенций.

        Самопроверка.

        Студенты сравнивают свои результаты с результатом, который запрограммировал преподаватель. Он может быть представлен на доске, на экране мультимедиаустановки и т.д. Самопроверка связана и с самоконтролем.

        Заключительный этап.

        Преподаватель подводит итоги проведенной работы, побуждает студентов к рефлексии, сообщает домашнее задание.

        Именно так реализуется личностно-ориентированный подход в обучении на ветеринарном отделении, который является современной основой профессиональной компетентности.

        Он позволяет снять стресс, определить степень усвоения изученного, четко прослеживает уровень подготовки к изучению каждого студента, дает возможность выделять студентов, наиболее способных к исследовательской работе.

Успех в образовании, повышении его качества и эффективности обеспечивается за счет таких условий, как:

  • стимулирование радости познания;
  • искоренение эгоцентризма в личности преподавателя;
  • признаки субъективной свободы, гармонии, целостности личности;
  • раскрытие резервов студента, которые заложены в его социально-культурном опыте.

Свою главную задачу видим в следующем:

  • перед началом деятельности освобождать студентов от психологического «зажима»;
  • предложенное задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (по мере успешного и уверенного выполнения предыдущего задания);
  • при организации деятельности учитывать особенности каждого студента;
  • дать возможность студенту преодолеть свои неумения и неопытность;
  • затраченные студентами усилия на занятии должны быть оценены преподавателем и прокомментированы.

Труд ветеринарного фельдшера сложен. Выполняемая работа требует от специалиста наличия не только сугубо профессиональных качеств, но и высокого уровня нравственности. В профессиональной деятельности ветеринарных работников недопустимы безразличия в отношении с больными животными и обслуживающим персоналом, отсутствия такта, незнании правил профессионально – делового этикета.  Преподаватели ПЦК ветеринарных дисциплин находятся в постоянном поиске технологий, формирующих у студентов высокие личностные и профессиональные качества.

Для выработки профессиональных компетенций мы отдаем предпочтение активным методам. На своих занятиях используем дебаты, проблемное бучение, разыгрывание ролей, решение ситуационных задач, исследовательский метод, метод критического мышления и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные подходы к формированию и развитию социальных компетенций на уроках химии»

Выступление на Городском круглом столе «Формирование ключевых компетенций на уроках химии»...

План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"

Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного ...

Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО

Данный материал был представлен на Форуме педагогических идей и находок....

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Совр...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирова...