План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"
опыты и эксперименты по теме
Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnyy_perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Личный перспективный план по самообразованию
Тема: Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ в образовательном процессе.
Автор: Волгина Наталья Александровна,
учитель математики и информатики
первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №4» г. Называевска
Омской области.
2010-2011г.
Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания математики учителями школы, района, региона, страны;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.
Пояснительная записка
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда
человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как
он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на
мир.
А. Дистерверг
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога. Личный перспективный план педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
- Достижение социальной компетентности обучающихся.
- Гарантия прав граждан на качественное образование.
- Формирование ключевых (базовых) компетенций.
- Обеспечение компьютерной грамотности.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.
Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В своей деятельности создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
- Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
- Информационных – владение информационными технологиями.
- Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
- Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Считаю основной задачей для себя - подготовить учащегося к жизни в современном социуме, показать необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования на всех этапах обучения. Успешность ученика определяется, прежде всего, мотивацией, т. е. тем, как велико его желание учиться. Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Данные технологии способствуют:
- Активизации познавательной деятельности учащихся.
- Развитию вариативности мышления, математической логики.
- Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся. Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности. По данным исследований, в памяти человека остается:
- 25% услышанного материала;
- 33% увиденного;
- 50% увиденного и услышанного;
- 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- Использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала.
- Деятельности учителя, управляющего этими средствами.
- Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:
- Использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала.
- Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
- Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.
- Использование диагностических и контролирующих материалов.
- Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.
- Использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
- Использование компьютера для формирования информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных электронных источников.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися. Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
План
Задачи и направления | Способы достижения, результаты | |
сентябрь | Корректировка календарно-тематического планирования | Редактирование планирования |
Работа с документацией. | Анализ документации. Оформление. | |
Изучить литературу: О. Л. Безрукова «Олимпиадные задания по математике 5-11 классы» | Изучение | |
Планирование работы со способными учениками с перспективой участия в школьной и муниципальной олимпиаде | Составление плана | |
Планирование работы со слабоуспевающими детьми. | Составление плана | |
Оформление папки классного руководителя | Пополнение папки новыми материалами. | |
Оформление работ на конкурс поздравлений учителям (муниципальный и региональный) | ||
Оформление и отправка разработки классного часа «Вместе весело шагать» с использованием ИКТ на учительский сайт pedsovet.org | Оформление и отправка работы | |
Оформление и отправка разработки КТП и урока «Компьютерная графика» с использованием ИКТ на учительский сайт zavuch.info | Оформление и отправка работы | |
Изучение электронного курса «Технология модерации» Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет, http://www.moi-universitet.ru/ | ||
Оформление классного уголка с помощью ПК | ||
октябрь | Изучить литературу: Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» | Изучение |
Продолжение в освоение компьютерных программ. | Работа с компьютером | |
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися. | Консультации для родителей и учащихся. Подбор документов, тренажёров для домашнего использования | |
Применение ИКТ на уроках. | Составление и работа с готовыми презентациями, работа с дисками «Алгебра: поурочные планы по учебникам А.Г. Мордковича 7-9 кл.», Электронное сопровождение курса «Алгебра 8» под редакцией А.Г. Мордковича | |
Изучение возможностей работы интерактивной доски SMART Board. | Изучение литературы и статей в сети Интернет | |
Продолжение освоения компьютерных программ | Работа в сети интернет | |
Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися. | Создание индивидуальных карточек-заданий | |
Участие в ТКП «Я и право» gimn26_pravo.ucoz.ru | Оформление и отправка заданий | |
Выполнение практического задания по электронному курсу «Технология модерации» Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет, http://www.moi-universitet.ru/ | Выполнение задания и отправка | |
Создание газеты к празднику осени | Подбор материала. Использование сети Интернет | |
ноябрь | Изучить литературу: М. В. Величко «Проектная деятельность учащихся» Ю. В. Богомолов «Инструменты работы современного учителя: учебные материалы нового поколения и интерактивные доски» | Изучение |
Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. | Работа в сети интернет | |
Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися. | Индивидуальные задания - карточки | |
Планирование и начало работы с исследовательскими проектами:
| Определение тем, целей, задач и начало работы по выбранным темам. | |
Проведение уроков с ИКТ (презентации, слайд-фильмы, видео, аудио записи). | Включение плейкастов на уроки с ИКТ. | |
Подготовка учащихся к участию и участие в муниципальной олимпиаде по математике | Подготовка учащихся | |
Изучение теории по созданию плейкастов | Изучение | |
Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА | ||
декабрь | Изучить литературу: Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации работы учителя» | Изучение |
Продолжение изучения темы по самообразованию. | Работа со статьями по теме в сети интернет. | |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. | Работа с компьютером | |
Запись диска с разработками уроков с ИКТ, презентаций. Оформление папки с разработками уроков с ИКТ | Запись диска, оформление папки. | |
Применение ИКТ на интегрированных уроках | Подготовить и провести интегрированный урок: | |
Работа со слабоуспевающими и способными учащимися. | Подготовка карточек и индивидуальных заданий | |
Оформление разработки внеклассного мероприятия или урока по математике (информатике) с использованием ИКТ | Оформление | |
Подготовка проекта- презентации: «История развития чисел». Выступление перед учащимися 5 класса. | Подбор материалов | |
Подготовка выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие ИКТ-компетенций учителя. Применение ИКТ учителями предметниками». | Подготовка выступления | |
Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА | ||
январь | Елизаров А.А., Цветкова М.С. (Под редакцией Л.Н. Горбуновой) Информационные технологии в практике работы учителя | Изучение |
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие ИКТ-компетенций учителя. Применение ИКТ учителями предметниками». | Выступление | |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. | Работа с компьютером и интернет | |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
Подготовка проекта - презентации: «Учёные - математики». Выступление перед учащимися 7 класса | Подбор материала | |
Посещение уроков коллег | Обмен опытом | |
Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА | ||
февраль | Изучить статью: Цветкова М.С. Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf | Изучение |
Работа со способными и слабоуспевающими учащимися. | Разработка индивидуальных заданий | |
Разработка и оформление внеклассного мероприятия по математике с использованием ИКТ | Оформление | |
Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА | ||
март | Изучить статьи. Егорова Н. В. Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики (статья) http://festival.1september.ru/articles/420057/ Алешко Н.И. Использование ИКТ на уроках математики.(статья: из опыта работы) http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-2 | Изучение |
Продолжение в освоение компьютерных программ. | Работа с компьютером | |
Обучение учащихся работе с электронными тестами. | Составление электронных тестов. | |
Проведение недели математики. Подведение итогов. Награждение. | Подбор материалов. Оформление грамот. | |
Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА | ||
апрель | Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики http://asosh2.ucoz.ru/publ/2-1-0-12 Г.А. Улыбина Использование ИКТ на уроках математики | Изучение |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы | |
Оформление и завершение проекта – презентации: «Теорема Пифагора» | ||
Проведение уроков с применением ИКТ. | ||
Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА | ||
май | Выступление на ШМО с анализом работы по теме самообразования. Практические рекомендации для педагогов | Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме. |
Защита проектов - презентаций:
| Подготовка защиты | |
Участие в региональном конкурсе «Открытый урок» | Оформление и отправка работ | |
В течение года |
Работа элективного курса «Стандартная и нестандартная математика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СУДЕЙСТВУ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Обобщение опыта...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре
Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии
ПРОЕКТ Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии...