Главные вкладки

    Опыты и эксперименты по теме:
    План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"

    Волгина Наталья Александровна

    Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала,  для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lichnyy_perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.doc139 КБ

    Предварительный просмотр:

    Личный перспективный план по самообразованию

    Тема: Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ в образовательном процессе.

                                 Автор: Волгина Наталья Александровна,

                                                                                       учитель математики и информатики

                                                                                       первой квалификационной  категории

                                                                                       МОУ «СОШ №4» г. Называевска

                                                                                       Омской     области.

    2010-2011г.

    Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала,  для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

    Задачи:

     - изучить современную литературу по теме самообразования;

    - ознакомиться с инновационными методами преподавания  математики учителями школы, района, региона, страны;

    - повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;

    - обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;

    -  диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;

    -  создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в    процессе обучения    математике;

    - создать условия для  интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.

    Предполагаемые результаты:

    -  совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;

    -  усиление  положительной мотивации обучения;

    -  активизация самостоятельности;

    -  активизация познавательной деятельности учащихся.

    По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.

    Пояснительная записка

         Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда

            человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя

                                      образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как      

                                      он это может         осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на

                                      мир.                                                                                    

    А. Дистерверг

    Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога. Личный перспективный план педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

    Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

    • Достижение социальной компетентности обучающихся.
    • Гарантия прав граждан на качественное образование.
    • Формирование ключевых (базовых) компетенций.
    • Обеспечение компьютерной грамотности.

    Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

    Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

    Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    В своей деятельности создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

    • Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
    • Информационных – владение информационными технологиями.
    • Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
    • Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

    Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Считаю основной задачей для себя - подготовить учащегося к жизни в современном социуме, показать необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования на всех этапах обучения. Успешность ученика определяется, прежде всего, мотивацией, т. е. тем, как велико его желание учиться. Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Данные технологии способствуют:

    • Активизации познавательной деятельности учащихся.
    • Развитию вариативности мышления, математической логики.
    • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

    Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся. Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.                                                                                                                          По данным исследований, в памяти человека остается:

    • 25% услышанного материала;
    • 33% увиденного;
    • 50% увиденного и услышанного;
    • 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в   процессе обучения.
      Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
    • Использовании возможностей компьютера для создания условий   доступности и наглядности изложения материала.
    • Деятельности учителя, управляющего этими средствами.
    • Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой  интерактивными свойствами компьютера.

    Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.                                                   Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:

    • Использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала.
    • Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
    • Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.
    • Использование диагностических и контролирующих материалов.
    • Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.
    • Использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
    • Использование компьютера для формирования информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных электронных источников.

    Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися. Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

    Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -  слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со  своим неповторимым мироощущением в другом человеке.

    План

    Задачи и направления

    Способы достижения, результаты

    сентябрь

    Корректировка календарно-тематического планирования

    Редактирование планирования

    Работа с документацией.

    Анализ документации. Оформление.

    Изучить литературу: 

    О. Л. Безрукова «Олимпиадные задания по математике 5-11 классы»

    Изучение

    Планирование работы со способными учениками с перспективой участия в школьной и муниципальной олимпиаде

    Составление плана

    Планирование работы со слабоуспевающими детьми.

    Составление плана

    Оформление папки классного руководителя

    Пополнение папки новыми материалами.

    Оформление работ на конкурс поздравлений учителям (муниципальный и региональный)

    Оформление и отправка разработки классного часа «Вместе весело шагать» с использованием ИКТ на учительский сайт pedsovet.org

    Оформление и отправка работы

    Оформление и отправка разработки КТП и урока «Компьютерная графика» с использованием ИКТ на учительский сайт zavuch.info

    Оформление и отправка работы

    Изучение электронного курса «Технология модерации» Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет, http://www.moi-universitet.ru/

    Оформление классного уголка с помощью ПК

    октябрь

    Изучить литературу: 

    Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

    Изучение

    Продолжение в освоение компьютерных программ.

    Работа с компьютером

    Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися.

    Консультации для родителей и учащихся. Подбор документов, тренажёров для домашнего использования

    Применение ИКТ на уроках.

    Составление и работа с готовыми презентациями, работа с дисками «Алгебра: поурочные планы по учебникам А.Г. Мордковича 7-9 кл.», Электронное сопровождение курса «Алгебра 8» под редакцией А.Г. Мордковича

    Изучение возможностей работы интерактивной доски SMART Board.

    Изучение литературы и статей в сети Интернет

    Продолжение освоения компьютерных программ

    Работа в сети интернет

    Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися.

    Создание индивидуальных карточек-заданий

    Участие в ТКП «Я и право» gimn26_pravo.ucoz.ru 

    Оформление и отправка заданий

    Выполнение практического задания по электронному курсу «Технология модерации»

    Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет, http://www.moi-universitet.ru/

    Выполнение задания и отправка

    Создание газеты к празднику осени

    Подбор материала. Использование сети Интернет

    ноябрь

    Изучить литературу: 

    М. В. Величко «Проектная деятельность учащихся»

    Ю. В. Богомолов «Инструменты работы современного учителя: учебные материалы нового поколения и интерактивные доски»

    Изучение

    Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

    Работа в сети интернет

    Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися.

    Индивидуальные задания - карточки

    Планирование и начало работы с исследовательскими проектами:

    1. История развития чисел 
    2. Учёные  математики.
    3. Я, фракталы и мир
    4. Пифагор и его знаменитая теорема.

    Определение тем, целей, задач и начало работы по выбранным темам.

    Проведение уроков с ИКТ (презентации, слайд-фильмы, видео, аудио записи).

    Включение плейкастов на уроки с ИКТ.

    Подготовка учащихся к участию и участие в муниципальной олимпиаде по математике

    Подготовка учащихся

    Изучение теории по созданию плейкастов

    Изучение

    Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

    декабрь

    Изучить литературу: 

    Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации  работы учителя»

    Изучение

    Продолжение изучения темы по самообразованию.

    Работа со статьями по теме в сети интернет.

    Продолжение изучения компьютерных возможностей.

    Работа с компьютером

    Запись диска с разработками уроков с ИКТ, презентаций. Оформление папки с разработками уроков с ИКТ

    Запись диска, оформление папки.

    Применение ИКТ на интегрированных уроках

    Подготовить и провести интегрированный урок:

    Работа со слабоуспевающими и способными учащимися.

    Подготовка карточек и индивидуальных заданий

    Оформление разработки внеклассного мероприятия или урока по математике (информатике) с использованием ИКТ

    Оформление

    Подготовка проекта- презентации: «История развития чисел». Выступление перед учащимися 5 класса.

    Подбор материалов

    Подготовка выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие ИКТ-компетенций учителя. Применение ИКТ учителями предметниками».

    Подготовка выступления

    Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

    январь

    Елизаров А.А., Цветкова М.С. (Под редакцией Л.Н. Горбуновой) Информационные технологии в практике работы учителя

    Изучение

    Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие ИКТ-компетенций учителя. Применение ИКТ учителями предметниками».

    Выступление

    Продолжение изучения компьютерных возможностей.

    Работа с компьютером и интернет

    Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты

    Оформление и отправка работы

    Подготовка проекта - презентации: «Учёные - математики». Выступление перед учащимися 7 класса

    Подбор материала

    Посещение уроков коллег

    Обмен опытом

    Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

    февраль

    Изучить статью:  

    Цветкова М.С. Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования

    http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf

    Изучение

    Работа со способными и слабоуспевающими учащимися.

    Разработка индивидуальных заданий

    Разработка и оформление внеклассного мероприятия по математике с использованием ИКТ

    Оформление

    Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

    март

    Изучить статьи.

    Егорова Н. В. Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики (статья) 

    http://festival.1september.ru/articles/420057/

    Алешко Н.И. Использование ИКТ на уроках математики.(статья: из опыта работы) http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-2

    Изучение

    Продолжение в освоение компьютерных программ.

    Работа с компьютером

    Обучение учащихся работе с электронными тестами.

    Составление электронных тестов.

    Проведение недели математики. Подведение итогов. Награждение.

    Подбор материалов. Оформление грамот.

    Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

    апрель

    Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики http://asosh2.ucoz.ru/publ/2-1-0-12

    Г.А. Улыбина Использование ИКТ  на уроках математики 

    http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=652

    Изучение

    Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты

    Оформление и отправка работы

    Оформление и завершение проекта – презентации: «Теорема Пифагора»

    Проведение уроков с применением ИКТ.

    Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

    май

    Выступление на ШМО с анализом работы по теме самообразования.

    Практические рекомендации для педагогов

    Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме.

    Защита  проектов - презентаций: 

    1. История развития чисел 
    2. Учёные  математики.
    3. Я, фракталы и мир

     

    Подготовка защиты

    Участие в региональном конкурсе «Открытый урок»

    Оформление и отправка работ

    В течение года

    1. Посещение мероприятий, уроков и изучение передового опыта учителей школы и округа
    2. Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися
    3. Оформление и размещение мероприятий и уроков на учительских сайтах

    Работа элективного курса «Стандартная и нестандартная математика»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

    В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

    Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

    В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

    применение икт в образовательном процессе на уроках информатики

    в современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Данный доклад был подготовлен для выступления на педагогическом совете, он делает со...

    Применение ИКТ в образовательном процессе ДОУ

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12497474","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"316","width":"480"}}]]...

    Реализация проектов, направленных на применение ИКТ в образовательном процессе

    Использование новых технологических решений в связке с современными образовательными технологиями влечет за собой изменения образовательного процесса школы. Одним из таких изменений выступает внедрени...