План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"
опыты и эксперименты по теме

Волгина Наталья Александровна

Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала,  для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnyy_perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Личный перспективный план по самообразованию

Тема: Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ в образовательном процессе.

                             Автор: Волгина Наталья Александровна,

                                                                                   учитель математики и информатики

                                                                                   первой квалификационной  категории

                                                                                   МОУ «СОШ №4» г. Называевска

                                                                                   Омской     области.

2010-2011г.

Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала,  для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

Задачи:

 - изучить современную литературу по теме самообразования;

- ознакомиться с инновационными методами преподавания  математики учителями школы, района, региона, страны;

- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;

- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;

-  диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;

-  создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в    процессе обучения    математике;

- создать условия для  интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.

Предполагаемые результаты:

-  совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;

-  усиление  положительной мотивации обучения;

-  активизация самостоятельности;

-  активизация познавательной деятельности учащихся.

По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.

Пояснительная записка

     Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда

        человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя

                                  образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как      

                                  он это может         осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на

                                  мир.                                                                                    

А. Дистерверг

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога. Личный перспективный план педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  • Достижение социальной компетентности обучающихся.
  • Гарантия прав граждан на качественное образование.
  • Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  • Обеспечение компьютерной грамотности.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В своей деятельности создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

  • Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  • Информационных – владение информационными технологиями.
  • Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
  • Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Считаю основной задачей для себя - подготовить учащегося к жизни в современном социуме, показать необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования на всех этапах обучения. Успешность ученика определяется, прежде всего, мотивацией, т. е. тем, как велико его желание учиться. Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Данные технологии способствуют:

  • Активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Развитию вариативности мышления, математической логики.
  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся. Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.                                                                                                                          По данным исследований, в памяти человека остается:

  • 25% услышанного материала;
  • 33% увиденного;
  • 50% увиденного и услышанного;
  • 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в   процессе обучения.
    Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
  • Использовании возможностей компьютера для создания условий   доступности и наглядности изложения материала.
  • Деятельности учителя, управляющего этими средствами.
  • Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой  интерактивными свойствами компьютера.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.                                                   Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:

  • Использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала.
  • Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
  • Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.
  • Использование диагностических и контролирующих материалов.
  • Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.
  • Использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
  • Использование компьютера для формирования информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных электронных источников.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися. Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -  слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со  своим неповторимым мироощущением в другом человеке.

План

Задачи и направления

Способы достижения, результаты

сентябрь

Корректировка календарно-тематического планирования

Редактирование планирования

Работа с документацией.

Анализ документации. Оформление.

Изучить литературу: 

О. Л. Безрукова «Олимпиадные задания по математике 5-11 классы»

Изучение

Планирование работы со способными учениками с перспективой участия в школьной и муниципальной олимпиаде

Составление плана

Планирование работы со слабоуспевающими детьми.

Составление плана

Оформление папки классного руководителя

Пополнение папки новыми материалами.

Оформление работ на конкурс поздравлений учителям (муниципальный и региональный)

Оформление и отправка разработки классного часа «Вместе весело шагать» с использованием ИКТ на учительский сайт pedsovet.org

Оформление и отправка работы

Оформление и отправка разработки КТП и урока «Компьютерная графика» с использованием ИКТ на учительский сайт zavuch.info

Оформление и отправка работы

Изучение электронного курса «Технология модерации» Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет, http://www.moi-universitet.ru/

Оформление классного уголка с помощью ПК

октябрь

Изучить литературу: 

Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

Изучение

Продолжение в освоение компьютерных программ.

Работа с компьютером

Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися.

Консультации для родителей и учащихся. Подбор документов, тренажёров для домашнего использования

Применение ИКТ на уроках.

Составление и работа с готовыми презентациями, работа с дисками «Алгебра: поурочные планы по учебникам А.Г. Мордковича 7-9 кл.», Электронное сопровождение курса «Алгебра 8» под редакцией А.Г. Мордковича

Изучение возможностей работы интерактивной доски SMART Board.

Изучение литературы и статей в сети Интернет

Продолжение освоения компьютерных программ

Работа в сети интернет

Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися.

Создание индивидуальных карточек-заданий

Участие в ТКП «Я и право» gimn26_pravo.ucoz.ru 

Оформление и отправка заданий

Выполнение практического задания по электронному курсу «Технология модерации»

Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет, http://www.moi-universitet.ru/

Выполнение задания и отправка

Создание газеты к празднику осени

Подбор материала. Использование сети Интернет

ноябрь

Изучить литературу: 

М. В. Величко «Проектная деятельность учащихся»

Ю. В. Богомолов «Инструменты работы современного учителя: учебные материалы нового поколения и интерактивные доски»

Изучение

Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.

Работа в сети интернет

Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися.

Индивидуальные задания - карточки

Планирование и начало работы с исследовательскими проектами:

  1. История развития чисел 
  2. Учёные  математики.
  3. Я, фракталы и мир
  4. Пифагор и его знаменитая теорема.

Определение тем, целей, задач и начало работы по выбранным темам.

Проведение уроков с ИКТ (презентации, слайд-фильмы, видео, аудио записи).

Включение плейкастов на уроки с ИКТ.

Подготовка учащихся к участию и участие в муниципальной олимпиаде по математике

Подготовка учащихся

Изучение теории по созданию плейкастов

Изучение

Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

декабрь

Изучить литературу: 

Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации  работы учителя»

Изучение

Продолжение изучения темы по самообразованию.

Работа со статьями по теме в сети интернет.

Продолжение изучения компьютерных возможностей.

Работа с компьютером

Запись диска с разработками уроков с ИКТ, презентаций. Оформление папки с разработками уроков с ИКТ

Запись диска, оформление папки.

Применение ИКТ на интегрированных уроках

Подготовить и провести интегрированный урок:

Работа со слабоуспевающими и способными учащимися.

Подготовка карточек и индивидуальных заданий

Оформление разработки внеклассного мероприятия или урока по математике (информатике) с использованием ИКТ

Оформление

Подготовка проекта- презентации: «История развития чисел». Выступление перед учащимися 5 класса.

Подбор материалов

Подготовка выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие ИКТ-компетенций учителя. Применение ИКТ учителями предметниками».

Подготовка выступления

Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

январь

Елизаров А.А., Цветкова М.С. (Под редакцией Л.Н. Горбуновой) Информационные технологии в практике работы учителя

Изучение

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие ИКТ-компетенций учителя. Применение ИКТ учителями предметниками».

Выступление

Продолжение изучения компьютерных возможностей.

Работа с компьютером и интернет

Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты

Оформление и отправка работы

Подготовка проекта - презентации: «Учёные - математики». Выступление перед учащимися 7 класса

Подбор материала

Посещение уроков коллег

Обмен опытом

Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

февраль

Изучить статью:  

Цветкова М.С. Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования

http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf

Изучение

Работа со способными и слабоуспевающими учащимися.

Разработка индивидуальных заданий

Разработка и оформление внеклассного мероприятия по математике с использованием ИКТ

Оформление

Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

март

Изучить статьи.

Егорова Н. В. Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики (статья) 

http://festival.1september.ru/articles/420057/

Алешко Н.И. Использование ИКТ на уроках математики.(статья: из опыта работы) http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-2

Изучение

Продолжение в освоение компьютерных программ.

Работа с компьютером

Обучение учащихся работе с электронными тестами.

Составление электронных тестов.

Проведение недели математики. Подведение итогов. Награждение.

Подбор материалов. Оформление грамот.

Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

апрель

Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики http://asosh2.ucoz.ru/publ/2-1-0-12

Г.А. Улыбина Использование ИКТ  на уроках математики 

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=652

Изучение

Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты

Оформление и отправка работы

Оформление и завершение проекта – презентации: «Теорема Пифагора»

Проведение уроков с применением ИКТ.

Создание технологических карт с целью повторения и обобщения пройденного материала , подготовки к ГИА

май

Выступление на ШМО с анализом работы по теме самообразования.

Практические рекомендации для педагогов

Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме.

Защита  проектов - презентаций: 

  1. История развития чисел 
  2. Учёные  математики.
  3. Я, фракталы и мир

 

Подготовка защиты

Участие в региональном конкурсе «Открытый урок»

Оформление и отправка работ

В течение года

  1. Посещение мероприятий, уроков и изучение передового опыта учителей школы и округа
  2. Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися
  3. Оформление и размещение мероприятий и уроков на учительских сайтах

Работа элективного курса «Стандартная и нестандартная математика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии

ПРОЕКТ Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии...