Лекция для студентов. Методы воспитания
план-конспект занятия на тему

Шибаева Анна Петровна

В данной лекции представлен материал о методах воспитания, дано понятие о методах воспитания, представлена классификация методов воспитания,их краткая характеристика.  Лекция предназначена для обучающихся педагогических колледжей и учителей образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vospitaniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.       Методы воспитания.

 Цели.

Формировать знания о методах воспитания, их классификации.

Учить сравнивать и оценивать разные научные подходы к изучению методов воспитания.

Развивать профессиональные и общие компетенции.

Воспитывать  положительное отношение к профессии, трудолюбие.

 Оборудование. 

          1.Презентация «Методы воспитания».

          2.Высказывание А.С. Макаренко «Метод воспитания – это «инструмент прикосновения к личности», с помощью которого

« включаются механизмы» самореализации личности»

           3.Опорная схема  по теме  «Методы воспитания»

 

 Литература.

Педагогика под редакцией П.И. Пидкасистого.Москва, 1998.

В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов Педагогика Москва, 2002

Л.И.Маленкова  Теория и методика воспитания  Москва,   2002.

                                                                                                                                                                                                             

Инновационные технологии:

авторская технология В.Ф.Шаталова (опорные схемы);

информационно-комуникационные технологии.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний студентов.
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Объяснение нового материала.

Показ презентации «Метод воспитания».

План.

1. Понятие и сущность методов воспитания. Методы воспитания как способы действия педагога при взаимодействии с учащимися.

Понятия «метод воспитания», «метод воздействия», «прием воспитания».

                                                                                                                                             

2. Классификация методов воспитания.

3. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

4. Характеристика методов воспитания.                                                                                                                                                                                        

       

       Тема «Методы воспитания» актуальна.

Во-первых, методы воспитания являются центральным, основополагающим вопросом методики и теории воспитания;          

во-вторых, в современном обществе психологическая напряженность личности так велика, что прикосновение педагога должно быть весьма тонким и искусным;

в-третьих, существуют разные подходы к определению методов воспитания в литературе;        

в-четвертых, практическая деятельность педагогов по осуществлению педагогических воздействий содержит много нерешенных вопросов, поэтому современному учителю необходимо знать способы взаимодействия.

 Понятие и сущность методов воспитания.                                                                

     В современной педагогике метод воспитания определяется как способ упорядоченной деятельности (взаимодействия) педагога и воспитанников.

      В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко смешиваются и даже употребляются как синонимы: методы воспитания и методы воздействия.

Метод воспитания имеет своей конечной целью формирование отношения, качеств личности школьника. Метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного отношения к книге формируется постепенно, длительно: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; увлекательными праздниками Недели детской книги и т.д. Проблема методов имеет научно-теоретические сложности. Одна из них состоит в разведении понятий  «метод воспитания»  и  «метод  воздействия».

      Метод воспитания – это общее широкое воздействие, которое выступает для процесса формирования личности фактором и складывается из целого ряда социально-психологических влияний.    Так как метод воспитания выступает как фактор,  а факторы  нам известны (социальная среда, активность личности, фактор возвратно-оценочного влияния взрослых),        значит       факторы      трансформируются   в воспитательной практике     в  СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ, т.е. МЕТОДЫ   ВОСПИТАНИЯ. Таким  образом метод воспитания  выявляется путем теоретического анализа. Однако, каждый момент жизнедеятельности – это комплекс методов.

Поэтому можно сделать вывод, что  понятие «методы воспитания» целесообразно использовать в теории.  Это теоретическое понятие.

Определение. МЕТОДЫ  ВОСПИТАНИЯ – ЭТО   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  

                         ПРОЕКЦИЯ  ОБЪЕКТИВНЫХ  ФАКТОРОВ  СОЦИАЛЬНОЙ

                         ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,  ОБЛАДАЮЩИХ  ФОРМИРУЮЩИМ

                         ВЛИЯНИЕМ  НА ЛИЧНОСТЬ.

     Выше сказано, что методы воспитания складываются из целого ряда социально-психологических влияний.   Воспитательные влияния представляют конкретный и определенный метод воздействия.  Каждое воздействие педагога – это сочетание тонких  операционных  воздействий на личность учащегося.

     Вопрос: Что является главным в формировании личности?

                    (Отношения к людям, к вещам, к явлениям)

     В педагогике основываются на психологическую природу отношений, чтобы сгруппировать педагогические воздействия.

     Заставить относиться к кому-то или чему-то, как хотелось бы педагогу  невозможно, так как   отношенческая  позиция  производится каждым субъективно. Поэтому следует ориентироваться на    получение  удовлетворения от ОБЩЕНИЯ,  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ.

При этом формируются ценностные отношения.

А для этого необходимо уметь тонко прикоснуться к личности, передавая человеческий опыт, культуру, сохранив право выбора.

Определение. МЕТОДЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ  - ЭТО  

                              КОНКРЕТНЫЕ  ПУТИ  ВЛИЯНИЯ  НА  СОЗНАНИЕ,  ЧУВСТВА,  
                             ПОВЕДЕНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ  ДЛЯ  РЕШЕНИЯ  ПЕДАГОГИ-

                              ЧЕСКИХ  ЗАДАЧ  В  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

       Задача педагогического воздействия – активизировать учащихся, оснастить способами совершения  деятельности и стимулировать в них индивидуальный выбор.

       

       Возникает вопрос: Как же просчитать алгоритм действий педагога? Есть ли время на раздумье, что предпринять в данный момент?

       Ответ: Овладение педагогической технологией воздействия, овладение педагогическим мастерством!

Определение.

 МЕТОДЫ  ВОСПИТАНИЯ  - ЭТО  ПУТИ ИЛИ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАННИКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ.

Приемы воспитания - это отдельные элементы или составные части метода.

Средства воспитания – это общение, коллектив, искусство, игра, средства массовой информации, телевидение и т. д.

-Приведите примеры влияния различных средств на воспитание ребенка?

- Какую роль играют средства воспитания в деятельности учителя?

Сделайте вывод по первому вопросу.

- В каком соотношении находятся методы, приемы и средства воспитания?

               Вывод. Рассмотрев первый вопрос, мы выявили сущность понятий «методы воспитания» и «методы воздействия», «приемы воспитания», «средства воспитания», а также их соотношение в теории и практике воспитания.

     

   Классификация методов воспитания.

     П.И. Пидкасистый выделяет  три основных метода воспитательного воздействия, которые представлены в таблице.

       

Метод    убеждения

Метод  упражнения

Метод педагогической

оценки

-суждение педагога

-пример педагога

1.ПООЩРЕНИЕ:

-аргументация педагога

-просьба

-одобрение

-мнение, высказанное

  педагогом

-показ-инструкция

-похвала (развернутая форма одобрения)

-сообщение об обще-

 принятом в культуре  

-специальный  тренинг

-материальный предмет

-раскрытие смысла

 происшедшего

-игра с этико-

психологическими  правилами

-благодарность

-диалог педагога с

 детьми

-традиционные правила

-присвоение звания

-дискуссия

-приказ к действию (особые случаи)

2.НАКАЗАНИЕ:

-обмен впечатлениями

-неодобрение

-совет, рекомендация

-замечание   и  другие

 

      Автор учебника «Педагогика» В.А. Сластенин определяет методы воспитания как способы  профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Автор дает понятие «прием воспитания» как элемент метода. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, которую решает данный метод

       Методы воспитания и методические приемы могут взаимодействовать, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

      Такой подход в изучении темы может быть использован на начальном этапе обучения и практической деятельности студентов.

        Рассмотрим  классификацию методов воспитания В.А.Сластенина.

               

 

                                                           

   

       

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного   поведения

Методы стимулирования и  мотивации деятельности  и  поведения личности

Методы самовоспитания

рассказ

приучение

соревнование

контроль

беседа

воспитывающие ситуации

познавательная игра

самоконтроль

лекция

педагогическое требование

дискуссия

самооценка

диспут

инструктаж

эмоциональное воздействие

метод примера

иллюстрация демонстрация

поощрение

наказание

     

Характеристику методов воспитания разберем на следующем занятии.

     Каковы условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания?

  1. Соответствие   целям и задачам воспитания.
  2. Соответствие содержанию и принципам воспитания.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Уровень сформированности коллектива.
  5. Уровень педагогической квалификации.
  6. Условия и средства воспитания.

                                                                                       

 5. Закрепление изученного материала.

Рассмотрите опорную схему. Повторите материал и ответьте на вопросы.

     

                                                                                       

  1. В чем актуальность данной темы?
  2. В каком соотношении находятся понятия «методы воспитания», «методы воздействия» и «приемы воспитания»?
  3. На основании каких общенаучных выводов П.И.Пидкасистый выделяет основные методы воспитания и методы воздействия?
  4. Сравните методы воспитания представленные в разных классификациях.
  5. Почему знание методов воспитания и методов воздействия не гарантирует успех во взаимодействии с учениками?

Расскажите  о методах воспитания, пользуясь опорной схемой по теме.

6.Итог занятия.

 

               

                                                                                                     

                               

.

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для студентов.Педагогика как наука

Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей...

Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке

Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....

Лекция для студентов. Инновационные технологии обучения.

Лекция предназначена для студентов и педагогов....

Конспект лекций для студентов 1 курса колледжа по теме "Электрический ток в металлах "

Материал предназначен для самостоятельной подготовки студентов к уроку и  систематизации имеющийся знаний....

Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.

В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.На данном занятии используется ИКТ и т...

Краткий конспект лекций для студентов специальности 100701 Коммерция (по отраслям) по теме : Инвентаризация имущества организаций.

Данная методическая разработка представляет собой справочное пособие по инвентаризации имущества организации. В ней приведены  виды инвентаризации, этапы её проведения, документальное отражение и...

Учебная лекция для студентов по темам: " Гражданская война"

Основные этапы и события гражданской войны, необходимые для сдачи экзамена по истории....